“Мы убрали из Amazon 2 буквы и создали Azon” Как удалось основать крупнейший маркетплейс по посещаемости?

Начинали еще в далеком 1998 году, хотели продавать автомобильные запчасти или книги, но денег хватило только на книги. Путь был тернистым, приходилось нанимать даже осужденных

“Мы убрали из Amazon 2 буквы и создали Azon” Как удалось основать крупнейший маркетплейс по посещаемости?

Содержание:

  • История
  • Как ozon продвигается сегодня
  • Ведение Телеграм канала
  • Вы не знали этого об ozon

В далёком 1998 году три студента, вдохновлённые успехом Amazon, решили запустить свой онлайн-магазин. Денег, разумеется, было мало, но амбиции били через край. Так появился Azon — российский ответ на американский гигант, сэкономивший на двух буквах в названии. Выбор товаров тоже был несложным: сначала думали продавать автозапчасти, но потом решили, что книги дешевле. И правильно сделали — основатель Дмитрий Рудаков как раз увлекался фэнтези, а значит, было кому тестировать каталог.

“Мы убрали из Amazon 2 буквы и создали Azon” Как удалось основать крупнейший маркетплейс по посещаемости?

Первыми клиентами стали эмигранты, скучавшие по русским изданиям. Но тут грянул экономический кризис, и проект мог бы закрыться, если бы не финансовая поддержка издательства Terra Fantastica и компании РЕКСофт. Выжили, но поняли, что без инвестиций далеко не уедешь. Началась охота за деньгами: почти 100 встреч с потенциальными вкладчиками за 4 месяца! В итоге нашёлся инвестор, который вложил в Ozon (да-да, Azon быстро стал Ozon) 1,8 миллионов долларов. Правда, сразу же начались споры, потому что инвесторы хотели одно, а основатели — другое.

К 2001 году ассортимент расширился: теперь на Ozon можно было купить не только книги и видеокассеты, но и технику. А ещё появилось 400 пунктов выдачи заказов. В 2005 году запустили первый распределительный центр в Твери, а через год презентовали «Быструю доставку», которая увеличила продажи на 75%.

Дальше — больше. В 2011 году Ozon привлек рекордные 100 миллионов долларов инвестиций. В 2013 году появился собственный бренд техники Travola (кто-нибудь вообще слышал о нём?). В 2016 году компания вложилась в логистику, открыв огромные центры в Казани и Екатеринбурге, а к 2019-му ассортимент маркетплейса разросся до 3,5 миллионов товаров. Появился Ozon.Premium, собственная банковская карта и сервис кредитования Ozon.Invest. В общем, Ozon явно не собирался останавливаться.

“Мы убрали из Amazon 2 буквы и создали Azon” Как удалось основать крупнейший маркетплейс по посещаемости?

2020 год стал знаковым: маркетплейс запустил бесконтактную систему получения заказов, увеличил количество продавцов до 40 тысяч, начал сотрудничать с крупными брендами и расширил «Быструю доставку» на всю Москву и область.

“Мы убрали из Amazon 2 буквы и создали Azon” Как удалось основать крупнейший маркетплейс по посещаемости?

Так Ozon прошёл путь от студенческой идеи до одного из главных маркетплейсов страны. Были ошибки, успехи, сделки с инвесторами и даже набор осуждённых на работу (ну а что, кадры-то нужны!).

Как Ozon продвигается сегодня

Обобщенно у Озон всего 3 стратегии развития:

  • Совершенствование собственной логистики
    Руководство маркетплейса вкладывает деньги в строительство и аренду новых складских помещений, логистических центров. Стремятся покрыть всю Россию, чтобы обеспечить быструю доставку в любой ее регион.
  • Постоянное расширение ассортимента
    Активная работа с производителями и поставщиками разных продуктов — от книг до электроники. В компании стараются предложить потребителям максимальный выбор.
  • Активное использование всех доступных технологий
    У Озон более 3 500 своих проектов в сфере информационных технологий. Они развиваются, их число постоянно растет. А еще в бизнес-процессы внедряются новые технологические решения — например, роботизированная доставка.
“Мы убрали из Amazon 2 буквы и создали Azon” Как удалось основать крупнейший маркетплейс по посещаемости?

Руководство компании быстро осознало, что будущее за Telegram и уже давно использует его возможности на максимум

Сегодня у Ozon есть отлично оформленный Telegram-канал, который ведется гениально просто, но при этом невероятно эффективно. Они удачно сочетают полезный контент с рекламными интеграциями, создавая вовлекающий формат, который не раздражает подписчиков.

О том как надо чередовать контент внутри своего канала, чтобы аудитория не выгорала, а наоборот покупала или активно участвовала в жизни сообщества, я пишу у себя в блоге 👇

Через свой канал маркетплейс продвигает товары, рассказывает о скидках, акциях, новых предложениях и лайфхаках по покупкам. Подкрепляя красивым оформлением. Это дает мощный результат:

  • Клиенты быстрее узнают о выгодных предложениях
  • Сам Ozon получает дополнительный поток продаж

Это подтверждает эффективность Telegram как маркетингового инструмента, особенно в сочетании с грамотным контентом и аналитикой

Рекламные кампании и акции

Покупателей Ozon привлекает не только контент в Telegram, но и масштабные рекламные кампании. Среди самых громких был ролик с джинглом «руки-загребуки» и Дмитрием Маликовым — его заметили все, а реакция варьировалась от негатива до восторга.

Кроме рекламы, компания проводит стимулирующие акции, скидки, розыгрыши. Например, банковская Ozon Карта дает скидки при оплате покупок, а ранее предлагалась и рассрочка. Ozon Premium — подписка, открывающая доступ к бесплатной доставке и возврату покупки в течение 60 дней. Предновогодние акции. В 2023 году начисляли баллы за покупки от 500 рублей, а затем разыгрывали квартиру в Москве. Это безумно увеличивает лояльность клиентов и вовлекают их в экосистему маркетплейса.

Неожиданные факты

Ozon — это не просто маркетплейс, а целая вселенная неожиданных решений, смелых экспериментов и курьезных историй. Давайте заглянем за кулисы одного из крупнейших российских онлайн-ритейлеров и узнаем о нем кое-что удивительное:

1. Ozon — модный бренд?

Если вы думали, что Ozon только доставляет вещи, то спешим удивить: у компании есть собственный бренд одежды Hola. Он появился в 2022 году и предлагал одежду для детей и взрослых в тех нишах, где, по мнению маркетплейса, был незакрытый спрос. Такой же путь в свое время выбрал Wildberries. Правда, в 2020 году от идеи собственного бренда отказались, но сам факт: Ozon пробовал стать фэшн-гигантом!

2. Когда название придумали покупатели

Изначально компанию назвали «Азон», но российские пользователи упорно называли её «Озон». В итоге руководство решило не бороться с народной мудростью и закрепило именно это название. Причем со временем в компании даже начали сравнивать себя с газом озоном — мол, с нами дышится легко, как после дождя. Гениальный ребрендинг, который произошел сам собой.

3. 90% скидка, которой не было

Представьте: вы заходите на маркетплейс и видите скидки до 90%. Счастье? Да, но недолгое. В 2012 году пользователи Ozon заметили, что многие товары продаются с огромными скидками, скупили всё, что могли, но их радость длилась ровно до момента отмены заказов. Компания заявила, что товаров нет на складах, но Роскомнадзор встал на сторону покупателей, и в итоге Ozon пришлось раздавать пострадавшим бесплатные подписки Ozon Premium.

Спасибо, что дочитали статью! Оzon — действительно впечатляющий гигант среди маркетплейсов, но меня больше интересует его Telegram. Им занимаются профессионалы, и радует, что крупные компании не экономят на качественном контенте.

Так как я сам активно развиваю проекты в Telegram, то знаю как это круто. А если вам тоже интересно выстроить свой доход внутри этого мессенджера — пишите мне в личку, с радостью поделюсь опытом 👇

14
4
32 комментария