Выскажи свое непопулярное мнение и беги(версия дизайнера)

Выскажи свое непопулярное мнение и беги(версия дизайнера)

Сегодня, как мне кажется, достаточно интересная рубрика. Она называется «Выскажи своё непопулярное мнение и беги». Я взяла эту идею с просторов Инстаграма и ТикТока, именно с трендов, так как эта рубрика в данный момент в трендах на данных платформах. Суть этого тренда в том, что автор, специалист мнений, человек просто интересующийся должен высказать своё мнение по поводу отрасли, которой он как раз-таки интересуется, а после высказанного убегать. Убегать он должен, потому что непопулярное мнение достаточно часто, если не всегда, поддаётся огромному количеству негативных комментариев и автор должен убегать, потому что ему вслед полетят гнилые помидоры.

Мне же стало очень интересно записать данный тренд именно в формате черновика( и подкаста ), потому что именно в таком формате, как мне кажется, можно более объёмно и досконально пояснить высказанное мнение. И мне хочется более обширно поговорить на выбранные темы, чтобы это было интересно и мне, как очередная причина покопаться в своих мыслях и вам, чтобы послушать это или почитать.

Итак, первое мнение. Если вы хотите изучать тренды то не нужно идти на курсы трендсеттеров. Найдите место, где вы сможете изучать историю искусств.

Рассматривать историю искусств в контексте именно предсказывания и изучения трендов мне кажется достаточно нетипично. Но больше года назад, когда я начала активно готовиться к первому выпуску подкаста щёлк. дизайн разгон, я начала изучать историю искусств. Мне хотелось поднять какую-то тему. Ладно, не какую-то, мне хотелось поднять конкретную тему и это тема агликора и понять причины его возникновения. И для этого мне потребовалось достаточно глубоко коснуться истории искусств. И да, это действительно помогло мне понять, откуда растут ноги у этого тренда, откуда он пошёл и почему его сейчас так активно принимают и распространяют. И что ещё более важно, понять его масштабы: временный он или останется с нами на какое-то время, а если останется, то на какое. То есть именно тогда, когда я начала рассматривать этот тренд с точки зрения именно истории искусств, а со агликором иначе было невозможно, я смогла себе ответить на эти вопросы.

Сейчас, когда я это рассказываю кажется достаточно логично будто, ну да, а как ещё объяснить тренд, как не с помощью истории искусств, но я нигде не слышала подобную информацию и подобный подход. Пришла к этому случайно поэтому для меня это было немного шокирующе. И я решила этим поделиться здесь.

Перейдем к примерам, чтобы было понятнее. Мне хочется привести в пример тренды, которые предсказывали дизайнеры, дизайн-блогеры, дизайн-специалисты на просторах социальных сетей в конце 2024-го, начале 2025-го года.

Как принято в конце года подводятся какие-то итоги и предсказывается будущий год, а именно то, что будет пользоваться популярностью и что стоит изучать, чтобы быть востребованным специалистом в отрасли. Так вот, и в дизайн-сообществе в конце 2024-го года предсказывались тренды 2025-го года. Я сейчас вам их перечислю, а потом разделю на две группы для .

Оттиски отпечатки, кастомная типографика, структурированный скраббукинг, яркое и несочетаемое, минималистичный максимализм.

Я подразделила эти тренды как я уже сказала, на две большие группы и первую я назвала «Важность автора», а вторую — «Важность контрастов».

«Важности автора» — это про необходимость проявления именно авторства. Тут хорошим примером будет служить кастомная типографика, потому что в кастомной типографике мы как раз-таки видим вот этот неидеальный почерк создателя, который говорит нам об авторе или создателе данной типографики. Шрифт говорит о человеке кем он был создан. Оттиски отпечатки тоже очень связаны с авторством, логика такая же. Мы будто видим, что объект создан каким-то конкретным человеком а не машиной, что он неповторимый.

Также здесь можно привести очень много примеров из социальных сетей и конкретно как этот тренд выглядит в Инстаграме и в ТикТок-пространстве в формате именно видеоконтента. Я приведу такой пример просто, чтобы было понятнее и нагляднее. Последнее время стало очень популярным показывать как бы обратную сторону процесса это и какие-то черновые работы. Например, если вы делаете ремонт то показывать не просто красивую картинку этого ремонта, но и то, из чего состоит сам процесс. Или если вы бизнесмен и строите бизнес, то показывать не просто финальную картинку вашего бизнеса но и трудности, с которыми вы сталкиваетесь, вопросы, которые вы решаете. Это может быть не обязательно что-то плохое, это может быть и что-то хорошее, но тут опять же вопрос про само авторство. То есть тут рассказывает конкретный человек о том, через что он проходит для того, чтобы оказаться в той точке в которой он сейчас есть.

Пример аккаунта, где девушка показывает ремонт квартиры с аудиторией 1,4 млн
Пример аккаунта, где девушка показывает ремонт квартиры с аудиторией 1,4 млн

И вторая группа — это «Важность контрастов», это необходимость создания диссонанса в голове зрителя. Здесь очень хорошим примером будет сам агликор, про который мы говорили в предыдущем выпуске( можно почитать тут, послушать тут), и опять же будем продолжать в следующем выпуске. Потому что агликор не уживается со всеми условностями, которые существуют. Он ломает привычные форматы и тем самым создает тот самый диссонанс. И если мы вернемся к примерам которые предсказывали как тренды 2025 года, то вы прочтите, по сути, здесь одно исключает другое.

- структурированный скрабукинг. Скрабукинг — это в целом такое наслоение, коллажирование. Он у нас в данном случае позиционируется и предполагается как структурированный.

- минималистичный максимализм. Тоже одно исключает другое. Как может быть минималистичным максимализмом максимализм? Ну, как бы в этом и тренд, что там используется, например, простая типографика в какой-то безумно яркой, хаотичной среде.

И все это про создание того самого диссонанса про сочетание несочетаемого. Хочется так же привести пример из контента, когда автор блога например, сидит в машине и что-то вещает. Заметили вот эту историю, что почему-то все начали снимать контент именно из машины: кушают в машине, рассказывают в машине, ведут блог из машины подкасты записывают в машине. Или про макияж например: идут на работу и красятся, снимают туториалы по макияжу в самолете или в аэропорту. Все это создает диссонанс. То есть все это необычная картинка. Мы привыкли к тому, что все это записывается в студиях, а тут человек не в студии а вообще в неподготовленной для контента среде.

Так вот, все эти явления мы можем объяснить именно благодаря истории искусств, так как благодаря ей мы понимаем причинно-следственные связи, мы четко понимаем что из чего идет и куда приходит.

Вернемся к вопросу о том, почему я группирую, а потому что оно группируется в контексте гораздо большего тренда. То есть отдельно понять, почему контент из машины это популярно, почему именно из машины видеоконтент залетает- невозможно. А группировка помогает отделить одно от другого и проследить связь между каждым отдельным микротрендом, который по сути является частью более большего тренда. Как итог контент записанный из машины популярен не потому что он из машины, точнее из-за этого, но если вы запишите видео из любого места неподготовленного к съемке, то оно так же вызовет интерес, здесь важно создать нетипичную картинку, диссонанс

Все копируют эту идею и тоже записывают видео из машины и понимают, что это работает. Но почему? А причина нужна потому что в какой-то момент подобный формат перестанет работать. Что будет следующим шагом? Можно предположить или даже создать свой тренд благодаря пониманию именно причины. Поняв причину, именно истинную причину вы можете создать действительно неповторимый контент. Может возникнуть вопрос, зачем создавать что-то новое если можно просто копировать и это будет работать.

пс

Я здесь не утверждаю что создание чего-то нового это вообще необходимость. Я просто хочу донести мысль, что изучать каждый тренд по отдельности, на мой взгляд, немного бессмысленно, ведь на то он и тренд у него есть короткий срок жизни. Так что, проходя курс по трендам, вы можете просто не успеть научиться создавать его, как он уже перестанет быть актуальным. А если изучать тренды глубже, то вы сможете адаптировать их под свои цели или даже создавать что-то уникальное, что будет привлекать внимание. Вариаций тут много.

Я считаю, что для маркетологов бренд-стратегов дизайнеров, контент-креаторов и всех, кто интересуется трендами, важно изучать именно базовую историю искусств. Это поможет понять, что стоит за трендами и какие процессы их вызывают, а так же быть менее зависимыми от конкретных микро трендов, что позволит креативно проявлятся

Второе мнение. Дизайн становится креативной профессией только через пару лет набранного опыта.

У меня раньше на этот вопрос не было ответа и вот недавно, пару месяцев назад, моя подруга сказала, что хочет стать дизайнером, потому что это креативная сфера. И у нас с ней начался небольшой спор на эту тему. Я говорила что вообще-то дизайн — это не креативная сфера. На что она мне сказала, что если взять, например, математику или, не знаю, физику, кстати, можно поспорить насколько это не творческие сферы, но тем не менее по сравнению с этими сферами, как будто бы дизайн действительно выглядит творческой. И да, я с этим в целом согласна. Но мне стало очень интересно понять для самой себя, действительно ли дизайн — это креативная сфера или все-таки нет. Потому что дизайн — это про дуальность, профессия которая совмещает творческую и прикладную стороны. То есть вы решаете какие-то конкретные вопросы, но и креативите, что-то создаете. Поэтому ответить на этот вопрос, креативная это сфера или нет, все-таки достаточно сложно.

Я начала на эту тему думать и пытаться ответить на этот вопрос. И я пришла к выводу что да, это креативная профессия но только через несколько лет набранного опыта.

Конечно, мы здесь говорим про несколько лет абстрактно, потому что у каждого своя скорость обучения, восприятия, у каждого свой старт и свои вводные данные, отличающиеся от других людей. Поэтому назвать конкретные временные промежутки невозможно. Но хочется сказать, что через какой-то промежуток времени, и у большинства это правда минимум два года, вы сможете вывести дизайн в креативную профессию. Почему только через какой-то промежуток времени?

Начнем с того, что старт в профессии всегда начинается с изучения основ. Это изучение композиции цветоведения, изучение истории искусств про которые я уже до этого сказала. Да даже если мы не будем говорить про такие основополагающие понятия, а просто абстрактно скажем про необходимую информацию для того, чтобы войти в новую профессию, то где-то эту информацию, где-то эти основы вы будете брать.

Вы их сможете брать в учебниках, с курсов с видео, с советов ваших друзей. Но здесь очень важно понимать, что каждый отдельный субъект или объект из которого вы берете эту информацию, это отражение чужого дизайнерского мировоззрения, которое формировалось благодаря их опыту, предпочтениям и культурным контекстам. То есть здесь вопрос о том, что когда вы изучаете основы или вообще что-либо другое именно на старте профессии, вы их изучаете на основе чего-то мнения. И это мнение так или иначе накладывается на ваше собственное мнение. А так как в начале пути вашего мнения у вас по сути нет, так как вы только начинаете изучение, то ваше мнение это сборная солянка, состоящая из чужого мнения. И только через какое-то время, когда вы начинаете критически подходить к тому, что вы в целом создаете, вы начинаете мыслить, у вас появляется какой-то уже собственный стиль, вы начинаете прослеживать какие-то связи между своими и чужими работами, что хорошо, что плохо. В этот момент можно сказать, что дизайн действительно стал для вас креативной профессией. То есть вот это вот чужое мнение оно, кстати, еще накладывается на огромное количество организационных вопросов, которые вам нужно решать в начале пути, будь то фриланс или найм. Два этих пункта наложенные друг на друга, задают огромное количество ограничений, где вы выполняете задачи которые предполагают больше воспроизведения, нежели создания.

Но в момент, когда у вас уже сформировается собственное мнение, после того, как появился опыт и вы смогли обработать информацию, которую вы изучили в самом начале пути, вы сможете сделать дизайн действительно креативной профессией. Только тогда, когда появится возможность обработать все то, что было изучено с помощью как раз-таки наработанного опыта. Потому что вы перестаете работать в заданных рамках и можете спокойно за них выйти

пс

Здесь также очень хочется сделать небольшую ремарку о том, что дизайн — это очень многообразная сфера. То есть здесь вы найдете себе тот путь, который вам нравится. Вам не обязательно вообще в целом делать дизайн креативной профессией. Здесь все зависит от того, какая у вас цель. Поэтому, если вы не хотите креативить и создавать что-то- это супер, вы найдете и такой вариант взаимодействия. Все профессии которые объединяются единым словом дизайна, имеют место быть. Они не плохие и не хорошие не хуже и не лучше. Они отражают разные потребности рынка и общества. Кто-то хочет быть исполнителем, а кто-то концептуальным дизайнером. Поэтому, если у вас нет цели и вы не хотите креативить в дизайне- это супер, это окей.

И последнее третье мнение. Веб-дизайн как профессия мертв.

Сразу поясню, о чем я говорю. Здесь речь не о том, что в сфере веб-дизайна больше не нужны специалисты, всех вообще заменит искусственный интеллект, а рынок настолько переполнен что веб-дизайнерам не стоит становиться, потому что их и так достаточно. Нет, здесь речь про то, что я заметила такую тенденцию, что на Бихансе, возьмем его как пример, как одну из самых больших площадок для дизайнеров, там сейчас перестали использовать наименование профессии как веб-дизайнер. То есть люди не пишут у себя в профиле что они веб-дизайнеры. Они заменяют это какими-то другими позициями, например, такими как продуктовый дизайнер или UI-UX дизайнер, Дизайнер-система, креативный визуальный дизайнер и так далее. То есть почему-то с рынка вдруг начали пропадать веб-дизайнеры.

Также еще один момент, который я заметила: это на том же бихансе есть награды, которые присуждают за выдающиеся работы. И они потом попадают в подборки. Раньше там была награда под названием веб-дизайн, и сейчас он пропал. Он заменился на другой. По-моему, сейчас он называется продуктовый дизайн и существует подборка только под этим названием.

Выскажи свое непопулярное мнение и беги(версия дизайнера)

Раньше, когда я начинала свой путь в профессии дизайна, было два основных главных направления: веб-дизайнеры и графические дизайнеры. Так вот, графический дизайн, как наименование дизайнеров так и награда на бихансе до сих пор остался и существует в привычных рамках. Но вот веб-дизайн перерос в какие-то другие альтернативные и более узкие понятия. Почему так произошло?

Мне кажется что в целом причина достаточно простая. Пространство веба развивается просто молниеносно, безумие какое-то происходит на самом деле. И настолько быстро все меняется в вебе появляются новые технологии, что просто появляется необходимость и потребность в новых и узконаправленных специалистах. И сейчас понятие веб-дизайнера уже не говорит ничего о том, чем на самом деле занимается дизайнер. То есть это понятие стало очень сильно размытым и непонятным. И мне кажется что в этом и есть причина того, что веб-дизайн потихоньку исчезает из обихода дизайнеров и заменяется какими-то другими понятиями. Просто потому, что он изжил, можно, наверное, так сказать, себя.

Если развивать эту тему дальше, то граф-дизайн тоже сейчас непонятно что охватывает. Спросите чем сейчас занимается граф-дизайнер: он создает идентику, брендинг инфографику, может быть, дизайн упаковки, а может быть, все вместе? Понятие тоже достаточно размытое, но оно все еще остается в обиходе. Возможно, через какое-то время оно тоже уйдет и заменится какими-то более конкретными понятиями. Но, возможно, разница здесь в том, что веб все-таки развивается слишком уж быстро. Там действительно есть резкая необходимость вот в этой вот адаптации и в создании новых направлений. В общем, тут причину назвать сложно. Посмотрим что из этого выйдет дальше.

В целом это все, что я хотела высказать и рассказать. Я надеюсь, что этот эпизод даст какую-то почву для размышлений и вы захотите поделиться со мной своим мнением, пожалуйста я буду очень рада.

п.с.

Этот черновик — результат транскрибации подкаста с мелкими поправками, для наилучшего восприятия

1
3 комментария