Виновата ли я? 5 ошибок женщин при достижении профессиональных целей
Автор статьи: Веселова Арина Михайловна
Редакторы: Матущенко Виктория Владимировна, Резникова Мария Сергеевна
Сегодня мир высоких профессиональных достижений все еще принадлежит мужчинам. Не смотря на то, что женщины, как и мужчины, получают образование и активно участвуют в трудовой деятельности, они гораздо реже идут в творческие и исследовательские профессии, занимают руководящие должности и получают профессиональные награды. В данной статье мы разберемся, где и когда спотыкаются женщины на пути к профессиональным целям и рассмотрим 5 ошибок при их достижении.
*Под творческими профессиями здесь и далее мы будем понимать работы и задачи, которые служат на благо развития человечества. Не художники, а создатели новых жанров. Не танцоры, а разработчики методик обучения. Не сотрудники лабораторий, а исследователи, которые пытаются познать мир и сделать открытие.
Действительно ли проблема существует?
Кажется, что человечество наконец-то добилось равенства полов. На правовом уровне это действительно так во многих странах мира. Однако, если обратиться к статистике, то можно увидеть, что несмотря на равенство юридических прав, женщины все равно реже достигают профессионального успеха.
С 1929 г по 2025 год премия Оскар за лучшую режиссуру вручалась авторам 96 картин, и только 3 из них сняли женщины [1].С 1901 г. по 2024 г. Нобелевской премии удостоились 66 женщин [2], в то время как мужчин, получивших ее, было 910 [3].По статистике ООН на 1 января 2024 г 4] только 23.3% женщин занимают должность руководителей министерств или другие ключевые политические посты.По данным Международного экономического форума количество женщин в сфере науки, технологии, инженерии и математики (STEM) составляет всего 29.4 % [5].
Статистика показательна. Женщины участвуют в трудовой деятельности так же, как и мужчины, но выдающихся результатов достигают реже, и их присутствие в творческих и исследовательских профессиях, а также на руководящих должностях значительно ниже.
Из статистики следует закономерный вопрос о причинах, препятствиях, мешающих женщинам достигать большего. Вопрос открытый и не решенный. Более того, он составляет обширную исследовательскую тему, требующую долгого и тщательного изучения. Исследование, положенное в основу данной статьи, касается лишь одного из аспектов проблемы – целеполагания, как одного из базовых элементов, необходимых для достижения профессиональных целей.
Чтобы изучить вопрос целеполагания, было изучено 75 примеров из биографий 42 великих женщин. В ходе изучения нам удалось выявить несколько групп ошибок, которые совершают женщины на пути целеполагания. Зная ошибки, можно обезопасить себя и упростить, либо ускорить достижение цели. В данной статье предлагаем вам ознакомиться с пятью группами ошибок.
Группа 1. Ошибки, совершенные под влиянием семьи
В первую группу мы собрали ошибки, связанные с ближайшим окружением, в котором воспитывается девочка. Профессиональному развитию здесь мешают стереотипы, возвращаемые семьей. Сама ошибка заключается в том, чтобы слепо следовать этим стереотипам, не пытаясь исследовать другие возможные стратегии.
Использование только этих стереотипов, семейных традиций и «родового предназначения» на пути профессионального развития может обернуться упущенными возможностями или отказом от профессии, которую выбирает ребенок.
В качестве примера рассмотрим первые шаги на пути к профессии советской актрисы Элины Быстрицкой.
Ее отец был против того, чтобы дочь поступала в театральный институт, и в автобиографии актриса описывает, как он пришел к директору театрального института с просьбой отговорить ее подавать туда документы [6]. В результате под напором отца Элина поступает в Нежинский педагогический институт и тратит на него свою льготу на поступление в высшие учебные заведения. Эта льгота была получена ею за работу медсестрой во время Великой Отечественной войны и давала возможность поступить в институт мечты, но шанс был упущен.
Группа ошибок 2. Отказ от цели или возможностей из-за чужого мнения
Вторая группа ошибок включает примеры, когда отказ от цели или возможностей происходит из-за мнения посторонних людей: преподавателей, друзей, одноклассников, незнакомцев, включая хейтеров в интернете и т.д.
Под напором чужих мнений девочка или женщина начинает сомневаться в себе и саботирует свои решения, отказывается от возможностей. Страхи и сомнения, которые возникают из-за чужого мнения и мешают совершить рациональные действия для достижения профессиональной цели.
Ошибка заключается в том, чтобы сдаться и сойти с дистанции даже не попытавшись найти дополнительное мнение, не исследуя другие варианты достижения цели.
Пример такой ошибки мы встречаем в биографии писательницы Агаты Кристи, которая отказалась от двух своих целей – стать оперной певицей и пианисткой [7]. Первую цель она бросила после того, как ее пение послушала подруга со связями в оперном театре и сказала, что у Агаты недостаточно данных для оперы. От второй мечты – стать пианисткой – девушку заставил отвернуться страх сцены, с которым, по мнению Агаты, невозможно было бороться, а также комментарий от преподавателя: «У вас нет достаточного темперамента, чтобы выступать перед публикой».
Группа ошибок 3. Неэффективное поведение при конфликте целей
Данная группа ошибок включает примеры, когда специалистка ставит перед собой несколько целей, и они вступают в конфликт.
Здесь мы видим два аспекта.
Первый. Женщина не умеет расставлять приоритеты между целями, не обладает навыками планирования. Одни поставленные цели конфликтуют с другими, что приводит к краху планов и вытесняет, одну из целей. Чаще всего – профессиональную.
Второй. Женщина не умеет отказываться от целей. Как правило она видит, что не осилит сразу обе, но продолжает за них держаться. Как итог – теряет обе.
Вступать в конфликт могут разные группы целей: как бытовые и профессиональные, так и только профессиональные.
Такие попытки «усидеть на двух стульях» всегда сопровождаются нерациональной затратой ресурсов (сил, времени, денег и т.д.) и приводят к тому, что цель либо не достигается вообще, либо гораздо медленнее или с большими усилиями, чем могло бы быть при более эффективной стратегии поведения.
Например, художница Зинаида Серебрякова хотела быть хорошей женой, мамой, дочерью и развиваться в живописи, то есть ставила перед собой несколько бытовых целей и одну профессиональную. При этом она отказалась от высокооплачиваемой должности профессора Академии художеств из-за сомнений в своем мастерстве и продолжала писать немногочисленные заказные портреты, не обеспечивающие семью [8], или саботировала достижение бытовой цели сомнениями, появляющимися из цели профессиональной. Поставив же перед собой профессиональную задачу –организовать выставку в Париже, она, не рассчитав ресурсы, отправляла деньги семье, тратила на проживание и, как итог, на саму выставку средств не оставалось. Бытовая цель мешала достижению профессиональной, отбирая ресурсы.
Группа ошибок 4. Отсутствие навыков планирования
В данной группе собраны ошибки, совершаемые женщиной из-за неумения просчитать последствия своих действий. Даже состоявшиеся специалистки не всегда могут увидеть полное дерево решений и выбрать то, которое с минимальными издержками и максимальной эффективностью приведет их к профессиональной цели.
Пути достижения цели, которые выбирают женщины в данной группе, приводят к менее эффективному или даже негативному результату. Действия могут быть направлены на решение конкретных задач и иметь краткосрочные последствия, либо складываться в стратегию профессионального НЕ развития и определять анти результат на долгий срок.
Например, Мери Кэй, создатель бренда косметики, в возрасте 45 лет открывает компанию, вкладывает в нее все свои сбережения и отдает мужу администраторские полномочия, не пытаясь самой разобраться в сути бизнеса [9]. В итоге после кончины мужа ей приходится вникать в бизнес с нуля.
Или другой пример – танцовщица Айседора Дункан брала финансирование своей школы танца от консервативных знатных дам, тогда как сама проповедовала прогрессивные взгляды на сексуальную свободу женщин [10]. Когда спонсоры узнали, что Дункан живет с мужчиной вне брака, они прекратили финансирование школы и запретили посещение школы детям. Такая «опала» от спонсоров привела к необходимости не только искать новых спонсоров, но и набирать новых учениц.
Группа ошибок 5. Действия от эмоций
В последнюю группу ошибок мы собрали эмоциональные решений, которые мешают профессиональному развитию. Ошибка заключается в неумении снимать рефлексию при столкновении с проблемами и в эмоциональном поведении.
Специалистка действует, исходя не из рационального суждения, а из эмоций, например негативных: страха, сомнений, неуверенности в себе. Все эти переживания – оберегают психику человека от стрессовых ситуаций. Однако развитие – это всегда столкновение с новым – новой средой, деятельностью, окружением. А новое, в свою очередь, это всегда стресс.
Защищаясь от нового с помощью рефлексии, будущие и состоявшиеся специалистки упускают возможности, застревают на определенном уровне, выше которого боятся подняться, или сходят с дистанции. Кроме того, рефлексия подавляет рациональное мышление и мешает ставить верные задачи, формировать и вырабатывать верные стратегию поведения.
В качестве примера приведем первую женщину, руководившую Императорской Академией наук – Екатерину Дашкову. В своей работе она сталкивалась с большим количеством интриг и откровенного саботажа ее указов со стороны князя Вяземского. После первой жалобы императрице его негативное отношение к Дашковой усилилось. Однако она, в свою очередь, не хотела надоедать императрице своими жалобами, предпочитая терпеть и позволила ему дальше мешать своей работе [11]. Под влиянием Вяземского другие министры мешали продвижению инициатив и Дашковой приходилось тратить большие силы для доказательства своей правоты.
Выводы
На основании проведенного исследования можно сделать несколько выводов.
- Есть несколько групп типовых ошибок, которые совершаются всеми женщинами на пути к профессиональным достижениям. В данной статье мы рассмотрели только 5.
- Типовые ошибки женщина проносит через всю свою жизнь. Эти ошибки становятся привычными способами реагирования на трудности.
- В ходе исследования дополнительно нами было выявлены 5 этапов на пути достижения творческой цели.
Гипотеза автора: если вы не начнете работать со своими грубыми типовыми ошибками – не научитесь их отслеживать и менять свои стратегии поведения, то есть большой риск, что вы не пройдете все 5 этапов на пути к достижениям и затянете на первых этапах.
О пяти этапах профессионального развития вы сможете прочитать в следующей статье.
Используйте материал статьи при выборе и достижении профессиональной цели, выделяйте в своих действиях ошибки, оценивайте риски совершить ошибку на вашем этапе профессионального развития, разделяйте эмоции и рациональное мышление. Успехов в достижении профессиональных целей!
Также поставьте лайк, отправьте статью знакомым, которые стремятся к профессиональным достижениям, и поделитесь своим мнением об ошибках при достижении профессиональных целей в комментариях!
Если вы хотите задать вопрос автору по теме ошибок женщин при достижении профессиональных целей, оставьте его в комментариях.
Контакты автора
ФИО: Веселова Арина Михайловна
arina.veselova.812@gmail.com.
- Статьи других выпускниц курса СВеЖ «Каких целей достойна женщина?» и «Решения, которые принимают женщины, при достижении профессиональных целей»
- Хотите в сжатые сроки получить основополагающие метанавыки и погрузиться в творчество? Следите за новостями и присоединяйтесь к нашим стажировкам. Клуб LivreLady ВКонтакте, в Телеграме и на YouTube.
- Клуб LivreLady благодарит Матвеева Дмитрия Александровича и издательство LIVREZON за методическую поддержку. А также проект YouBe и его руководителя Илью Михайловича Лебедева за проявленный интерес к Стажировке Великих Женщин и распространение информации о наборе участников в своих социальных сетях.
- Книга делового Клуба LivreLady «ОНА вне шаблона. Том 1. На работе», которая ставит другие полезные навыки и помогает решать задачи.
- По вопросам и с предложениями о сотрудничестве пишите на почту livreladyinfo@yandex.ru
Список источников
1. A. Krivkovich, L. Yee, E. Field, M. McConnell, H. Smith. Women in the Workplace 2024: The 10th-anniversary report: // McKinsey&Company. 2024. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/diversity-and-inclusion/women-in-the-workplace (Дата обращения 28.01.2025).
2. Empowering women in STEM: How we break barriers from classroom to C-suite: // World Economic Forum. 2024. URL: https://www.weforum.org/stories/2024/03/empowering-women-in-stem-how-we-break-barriers-from-classroom-to-c-suite/ (Дата обращения 28.01.2025).
3. All Nobel Prizes: [Электронный ресурс] // The Nobel Prize. URL: https://www.nobelprize.org/prizes/lists/all-nobel-prizes/#:~:text=Between%201901%20and%202024%2C%20the,976%20individuals%20and%2028%20organisations (Дата обращения 28.01.2025).
4. A. Krivkovich, L. Yee, E. Field, M. McConnell, H. Smith. Women in the Workplace 2024: The 10th-anniversary report: // McKinsey&Company. 2024. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/diversity-and-inclusion/women-in-the-workplace (Дата обращения 28.01.2025).
5. Empowering women in STEM: How we break barriers from classroom to C-suite: // World Economic Forum. 2024. URL: https://www.weforum.org/stories/2024/03/empowering-women-in-stem-how-we-break-barriers-from-classroom-to-c-suite/ (Дата обращения 28.01.2025).
6. Э. А. Быстрицкая. Встречи под звездой надежды. — М.: Вагриус, 2006. С. 43-44.
7. А. Кристи. Автобиография. — М.: Эксмо, 2009. — С. 142, 178, 180, 191-192, 233-234.
8. С. Королева. Зинаида Евгеньевна Серебрякова. — М.: Директ-Медиа, 2011. —С. 6-14, 22, 26-27, 32. (Серия: Великие художники, том 79).
9. М. Кэй. Мечты сбываются. — Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2011. — С. 3-4.
10. А. Дункан. Моя жизнь. — М.: Центрполиграф, 2009. — С. 51-52, 55-56, 184-186.
11. Е. Дашкова. Записки 1743-1810. Ленинград: Наука, 1985. — С. 141-142, 143-144, 146-149, 151-152, 153-156, 210.