Скорость поездов 400 км/ч и беспилотники для стройки — что известно о новой ж/д-магистрали из Москвы в Санкт-Петербург

Турпоток вырастет до 3,5 млн человек в год, а бизнес ��олучит новых клиентов.

Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.
Изображение создано с помощью искусственного интеллекта.

Из Москвы в Санкт-Петербург за два часа — такая возможность появится после запуска первой в России железнодорожной высокоскоростной магистрали. Вместе с ней изменятся логистика, деловая активность в регионах и спрос на цифровые технологии. Проект станет стимулом к разработке новых ИТ-продуктов не только в транспортной индустрии, но и смежных отраслях — машиностроении, энергетики, производстве строительных материалов.

Рассказываем, как ВСМ повлияет на экономику и ИТ-рынок.

Как ВСМ повлияет на регионы

Деловая активность

Запуск первой линии ВСМ протяжённостью 700 км запланирован на 2028 год. Расстояние между столицами можно будет преодолеть за 2 часа 15 минут — это вдвое быстрее, чем сейчас. Такие скорости повысят мобильность населения и деловую активность. Кроме того, ВСМ будет драйвером развития туризма в городах по маршруту. По оценкам аналитиков, турпоток увеличится примерно в два раза — до 3,5 млн туристов в год.

Скорость сообщения:

  • улучшит доступность крупных городов, что приведет к строительству новых бизнес-центров, производственных и логистических комплексов;
  • позволит бизнесу активнее выходить в регионы, открывать подразделения в других локациях и развивать федеральные сети;
  • увеличит мобильность рабочей силы (сотрудники могут жить в одном городе, а ездить на работу в другой).

Карта ВСМ-1 Москва — Санкт-Петербург

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fsber.pro%2Fpublication%2Fbiznes-s-uskoreniem-kak-stroitelstvo-skorostnoi-zheleznoi-dorogi-izmenit-infrastrukturu%2F%3Futm_source%3Dvc_sberpro&postId=1941564" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">СберПро</a>
Источник: СберПро

Логистика и перевозки

По оценкам экспертов, к 2030 году объём перевозимых грузов в направлении северо-запада вырастет до 220 млн тонн, включая дополнительные 75 млн тонн благодаря запуску ВСМ. Пассажиропоток увеличится почти в два раза: из 43,4 млн людей, перемещающихся по этому направлению, 23 млн будут ездить на высокоскоростных поездах.

Промышленность

В строительстве ВСМ принимают участие компании из 20 регионов. Суммарный объём заказов для бизнеса — около 500 млрд рублей, потребность в рабочей силе — 40 000 человек, в спецтехнике — более 12 000 единиц. Например, электропоезда и вагоны, которые будут ходить по высокоскоростной железной дороге, производит завод «Уральские локомотивы». Партнёрами предприятия выступают сотни российских поставщиков комплектующих и запчастей. Кроме того, в городах по маршруту ВСМ будет построено 12 новых заводов, например в Великом Новгороде и Твери.

По словам генерального директора «ВСМ Две Столицы» Олега Тони, при реализации проекта фокус сделан на локализации технологий. Затем их можно будет масштабировать на другие инфраструктурные объекты по всей России.

Как ВСМ влияет на технологическое развитие

К реализации проекта привлечены ведущие вузы, научно-исследовательские и проектные организации. Разработки, которые внедряют при создании первой ВСМ, в дальнейшем будут масштабированы на всю сеть высокоскоростных магистралей.

Какие технологии используют в ВСМ

  • Информационное моделирование. РЖД займутся массовым созданием трёхмерных информационных моделей и цифровых двойников объектов инфраструктуры в 2026 году. Цифровые решения позволят моделировать процессы, выявлять узкие места и предупреждать поломки оборудования. Для эффективной работы всех подрядчиков и подразделений в единой системе будут разработаны мобильные приложения. Международный опыт применения таких технологий в проектах ВСМ показывает, что они снижают расходы и сроки на 5%. В России цифровых двойников использует 22% компаний, рынок таких услуг получит дополнительный стимул от российских ВСМ-проектов.
  • Беспилотники и 3D-съемка. При разработке информационных моделей будет использоваться топографическая съемка с помощью беспилотников, вокруг ВСМ будет создаваться высокодетализированная карта рельефа. Кроме того, вдоль российских высокоскоростных магистралей, которые запланированы в общем проекте, будет возводится инфраструктура и промышленные предприятия. Они тоже потребуют строительной 3D-съемки и станут драйвером на внутреннем рынке таких услуг.
  • Высокоточная система мониторинга. Технология позволит непрерывно контролировать все элементы строящейся инфраструктуры, фиксировать отклонения и собирать геодезические данные. Например, система может обнаружить даже небольшие изменения в координатах верхней части железнодорожного пути, на которую приходится вся нагрузка от колес поезда. Мониторинг работает на основе гибридной системы из спутниковых и инерциальных данных — позволяют контролировать движение состава в труднодоступных для спутникового сигнала местах, например в туннелях.
  • AI-автопилоты. Электропоезда будут иметь системы управления на основе искусственного интеллекта. При проектировании магистрали закладывается уровень автоматизации УА3 (самый высокий — УА4). Он подразумевает, что поезда будут двигаться автономно, а персонал будет контролировать посадку пассажиров, клиентский сервис, оборудование и приборы. Со временем уровень автоматизации поднимут до максимального.
  • Контактная сеть КС-400. Она будет обеспечивать передачу электроэнергии на поезда на скоростях до 400 км/ч. Для этого потребуются высокопрочные провода с большим натяжением и продукция от российских производителей элементов контактной сети, адаптированная под специфику ВСМ-проектов.
  • Индустриальный интернет вещей (IoT). ИТ-системы ВСМ будут аккумулировать данные с устройств, координировать движение поездов и собирать аналитику. В рамках IoT-платформы будут работать различные решения под узкие задачи. Например, в IoT-платформу интегрирован комплекс для обнаружения препятствий, который функционирует при любой погоде и обеспечивает безопасность движения в условиях плохой видимости.

Перспективы развития ВСМ

ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом только первое звено в масштабной сети высокоскоростных железных дорог. К 2035 году планируют ввести в эксплуатацию около 7000 км таких магистралей, которые пойдут к южным городам (Воронежу, Ростову-на-Дону, Адлеру), в Нижний Новгород и Екатеринбург, а также в Беларусь. По прогнозам экспертов, эта сеть увеличит ВВП страны на 35 трлн рублей. В частности, она простимулирует рынок цифровых решений для инфраструктурных и энергетических объектов и промышленных предприятий.

13
10
2
43 комментария