Вам сообщение от начальника. Или от мошенника? Как защититься, когда фейковые сотрудники крадут у бизнеса миллионы

По данным Известий, за 2024 год число кибератак на российские компании выросло на 60%. А CNews отмечает, что от одного случая мошенничества компания теряет около 20 млн рублей. У преступников появился новый тренд: они всё чаще используют дипфейки и маскируются под коллег, чтобы получать доступ к данным и счетам компаний.

Вам сообщение от начальника. Или от мошенника? Как защититься, когда фейковые сотрудники крадут у бизнеса миллионы

Привет! На связи IVA Technologies — разработчик экосистемы корпоративных коммуникаций. Мы знаем, что киберугрозы — это проблема не только обычных граждан. Сегодня в зону риска попадает и бизнес, причем любого масштаба: от стартапов до крупных холдингов. Мошенники манипулируют сотрудниками и их руками получают доступ к ИТ-инфраструктуре компании, крадут базы данных и корпоративные переписки. Но самое главное — коллектив может даже не замечать такие атаки.

В статье расскажем, как устроены современные мошеннические схемы, как бизнес с ними борется и почему есть смысл использовать корпоративные мессенджеры, чтобы обезопасить данные сотрудников и компании.

Имитация голоса и дипфейки: как мошенники крадут у компаний миллионы

Представьте, что вашего коллегу пригласили на рабочую видеоконференцию. На экране несколько сотрудников обсуждают крупную сделку с партнерами. Финансовый директор выглядит сосредоточенным, просит перевести деньги на счета партнеров, чтобы не сорвать контракт. Коллега проверяет реквизиты — всё в порядке, поэтому оформляет платеж. А через неделю выясняется: на встрече не было ни директора, ни других специалистов. Всё это время работник разговаривал с дипфейками: с помощью нейросетей мошенники имитировали голос и внешность сотрудников.

Именно так в 2024 году гонконгская корпорация потеряла 25,6 миллиона долларов. По инструкции «поддельных» коллег сотрудник перевел деньги на пять разных банковских счетов. Со слов работника, изображение и голоса показались ему настоящими. Полиция заявила, что до сих пор расследует дело, но найти мошенников пока не удалось.

Раньше киберпреступники действовали вслепую и редко брались за атаку на масштабные корпорации. Обычно они звонили случайным людям, о которых ничего не знали, а потом представлялись им сотрудниками банка или налоговой.

Сейчас злоумышленники научились обманывать даже крупные компании. Всё благодаря тщательной подготовке. Мошенники собирают информацию о бизнесе, изучают его внутренние процессы, узнают имена руководителей и простых работников. Иногда добывают даже неочевидные факты о сотрудниках — например, где работают их супруги или учатся дети. Это помогает «прикинуться своим»: когда преступник упоминает в разговоре личные детали, его сложнее заподозрить в обмане.

Для особо сложных схем преступники используют нейросети. Они подделывают голос и внешность кого-либо из коллег, притворяются им на видеоконференции или в записи. Чтобы создать «поддельного» рядового сотрудника или крупного менеджера, достаточно лишь записи его речи и пары фото.

Мошеннические схемы не обходят стороной и гигантов рынка — например, «Лабораторию Касперского». Ее эксперт Сергей Голованов делился историей в СМИ: «Даже у нас в компании время от времени ложный Евгений Касперский пишет сотрудникам, что сейчас им поступит звонок. [...] Приходит аудиосообщение с очень похожим голосом. Единственное — у него интонация роботизированная…»

Вам сообщение от начальника. Или от мошенника? Как защититься, когда фейковые сотрудники крадут у бизнеса миллионы

Мошенники используют открытые мессенджеры и платформы: с их помощью проще манипулировать сотрудниками

У многих историй обмана в корпоративном секторе есть нечто общее. Пострадавшие компании вели рабочие переписки и созванивались через популярные платформы, например WhatsApp и Zoom. Злоумышленники создавали аккаунт, который похож на профиль коллеги, а потом общались от его имени с другими работниками. Так преступники входили в доверие и просили передать им пароли или перевести деньги.

Выходит, что нередко сотрудники сами совершают нужные мошенникам действия. По данным Positive Technologies, 43% успешных атак в корпоративном секторе происходят при помощи манипуляций сотрудниками. А по статистике Phishman, 80% краж чувствительной информации случаются из-за ошибок пользователей, которые могли довериться преступникам.

Вам сообщение от начальника. Или от мошенника? Как защититься, когда фейковые сотрудники крадут у бизнеса миллионы

Мошенникам сложнее попасть в закрытую сеть, поэтому крупные компании переходят на корпоративные мессенджеры

Популярные сервисы для коммуникаций не всегда могут обеспечить нужную компаниям безопасность. Они работают в формате PaaS, то есть «платформа как услуга». У бизнеса нет доступа к инфраструктуре такого мессенджера или программы для видеоконференций. Это значит, что корпорация не видит, где хранятся данные, кто имеет к ним доступ и как именно они защищены. В случае утечки или атаки у компании не получится повлиять на ситуацию — всё зависит от политики безопасности стороннего сервиса.

Чтобы защитить себя и сотрудников, крупные организации переходят на корпоративные мессенджеры. Это бывает разумно, потому что такие программы защищены лучше открытых сервисов по нескольким причинам:

🔐 Закрытая система связи. Корпоративный мессенджер — это приватный канал для всех внутренних коммуникаций. Доступ к нему есть только у сотрудников компании, а попасть в такую систему из «внешнего интернета» гораздо сложнее. Мошенники не могут просто создать фейковый аккаунт — им придется обходить системы корпоративной безопасности. За такие атаки они берутся гораздо реже.

🔐 Интеграция с инфраструктурой корпорации. Корпоративные мессенджеры можно связать с системами безопасности, которые уже есть у бизнеса. Например, встроить в мессенджер утилиту для защиты от фишинговых ссылок. Или сделать многофакторную аутентификацию через сторонние программы — так сотрудники смогут входить в систему даже по Face ID на своем iPhone.

🔐 Контроль за действиями пользователей. Компания может управлять доступом пользователей в мессенджер, следить за их подозрительной активностью и при необходимости отключить от системы.

Вам сообщение от начальника. Или от мошенника? Как защититься, когда фейковые сотрудники крадут у бизнеса миллионы

От шифрования до настроек доступа: какие технологии корпоративного мессенджера отвечают за безопасность

Решения для бизнес-коммуникаций нередко отличаются от открытых сервисов «начинкой». Еще на этапе разработки в корпоративные мессенджеры закладывают технологии, которые делают программы более защищенными, чем популярные платформы.

🔑 Шифрование. На рынке ИТ-продуктов есть стандарты по кибербезопасности. Корпоративные мессенджеры соответствуют им, поэтому далеко не всем мошенникам удается перехватить и расшифровать данные, чтобы получить доступ к перепискам или паролям. Например, в отечественных сервисах применяют блочные шифры ГОСТ 34.12-2018.

🔑 Разграничение доступа. Благодаря этой функции можно настроить индивидуальные права для каждого пользователя в системе. Через панель администратора получится запретить отправку массовых рассылок, чтобы снизить риск спам-атаки от мошенников. Или ограничить доступ рядовых сотрудников к чувствительной информации — например, экономическим отчетам. Так злоумышленники не получат их, даже если взломают кого-то из штата.

🔑 Экстренное завершение всех сессий. Когда системный администратор заметит подозрительные действия на аккаунте сотрудника, то сможет остановить его сеансы на всех устройствах, в том числе на девайсах мошенников. Например, если злоумышленники будут посылать частые запросы к базам данных, чего обычный работник никогда не делал раньше.

Корпоративный мессенджер защищен дважды: IT-инфраструктурой компании и собственными функциями кибербезопасности 
Корпоративный мессенджер защищен дважды: IT-инфраструктурой компании и собственными функциями кибербезопасности 

Экосистема корпоративных коммуникаций — еще один тренд на рынке корпоративной безопасности

Компании редко используют для общения только мессенджер. Обычно у бизнеса появляется запрос на единую экосистему, в которой сотрудники смогут одновременно вести переписки, отправлять электронные письма и устраивать видеоконференции. Это становится трендом по нескольким причинам:

  • Экосистема усиливает безопасность. Мошенники могут проворачивать свои схемы через любой незащищенный канал связи: почту, телефоны, видеоконференции. Но если все коммуникации проходят в закрытой сети компании, у преступников не остается «легких путей» для атаки.
  • Сотрудники экономят время. Когда приходится создавать отдельные аккаунты для почты, мессенджера и видеосвязи, а за день постоянно между ними переключаться, это выматывает. Внутри экосистемы для этих действий можно использовать один аккаунт, поэтому не нужно тратить время на переходы между профилями.
  • Проще поддерживать инфраструктуру. Компании не приходится контролировать сервисы по отдельности. Например, настраивать видеосвязь, мессенджер и телефонию, следить за сроком лицензии каждой программы. Администратор получает доступ к ним через единую платформу, с помощью которой может менять доступы, добавлять новых сотрудников или работать с системой безопасности.

Всё, о чём мы рассказали, — это опыт, который наша компания использовала при разработке собственной платформы. Если ищете удобную экосистему для корпоративных коммуникаций — запросите демоверсию IVA One на сайте IVA Technologies.

А в комментариях делитесь: приходилось ли вам использовать корпоративные мессенджеры? Или считаете, что в работе можно обойтись популярными открытыми платформами?

30
3
1
11 комментариев