Что такое деловая игра в 2025 и как она работает на бизнес
Есть малопопулярный в России метод, который позволяет менять установки у самых закостенелых сотрудников, обучать самых необучаемых и приобретать профессиональный опыт без реальных рисков — это деловые игры. О них и поговорим.
Я хочу поделиться с вами моим профессиональным опытом в теории и практике деловых игр: от определения и классификаций до целей и подготовки. Всё, что нужно знать о деловых играх, вы найдете в этой статье, а в будущих статьях я подробно разберу вопросы подготовки к деловым играм, стоимости и выбора — подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Базовое определение деловых игр
Нет, это не про «поиграть» и «отдохнуть от задач». Деловая игра — это симуляция какой-либо ситуации, нацеленная на обучение через проживание опыта. Как у всякой игры, у нее есть правила, механики, ведущий и сценарий проведения. Опционально может быть реквизит, особое помещение и т.п.
Общее предназначение деловых игр — прожить новый опыт, который потом трансформируется в навыки, поведенческие стратегии и знания. Её нужно применять как инструмент для достижения целей вашей компании, связанных с персоналом — причем практически любых, от сокращения текучки и командообразования до обучения и контентогенерации. Перечислять можно долго.
Самый банальный пример для общего понимания — упражнение «Продай мне ручку». Это маленькая симуляция рабочей ситуации, которая проверяет и тренирует один конкретный профессиональный навык. Настоящие деловые игры сложнее: они могут включать в процесс от десятков до сотен людей, длиться целый рабочий день и требовать профессионального модератора, реквизита, помещения и подготовленных сценариев.
Впрочем, есть и настольные коробочные решения, и короткие форматы для малых групп — всё это подбирается индивидуально. Отмечу: профессиональная разработка игр под конкретные бизнес-задачи работает эффективнее, чем универсальные шаблоны.
Важно понять одно — уникальность метода деловых игр. Они позволяют то, что кажется невозможным: профессиональное и личностное изменение взрослых людей, адаптация к новому консерваторов, обучение и получение реального опыта в безопасных обстоятельствах. Я еще не говорю о том, что деловая игра может заодно выполнить функцию тимбилдинга.
Чтобы деловая игра сработала, нужно выбрать то, что подойдет именно вам, и настроить под себя — давайте посмотрим, какие существуют виды деловых игр.
Виды деловых игр, которые вам нужно знать
Под любую задачу компании можно и нужно подобрать наиболее подходящий тип деловой игры. При выборе нужно учитывать только ваши возможности и доступные для реализации ресурсы — время, бюджет, люди, оборудование и помещение.
Я дам три самых распространенных классификации — они дадут вам исчерпывающее представление о том, какие и для чего бывают деловые игры.
Базовая классификация
⭐ Навыковые игры
Обычно это коробочные решения, которые направлены на точечное развитие умений и укрепление командных связей. Их провести легче остальных: достаточно собрать участников, найти ведущего и разложить материалы. Такие игры экономят время и ресурсы и могут быть воспроизведены многократно.
Примеры умений, которые можно отработать: самопрезентация, эмоциональный интеллект, конструктивная обратная связь.
⭐ Бизнес-симуляции
Моделируют реальную или гипотетическую бизнес-ситуацию. Участники примеряют роли (должности) коллег, решают задачи, которые случились в прошлом или могут случиться, принимают решения, оценивают риски, управляют ресурсами и людьми. Часто применяются для развития управленцев или в рамках проектного управления.
Что интересно: сюда могут относиться конкурентные игры, которые совершенно не выполняют задач тимбилдинга — и это, забегая вперед, хороший отличительный признак двух методов.
⭐ Бизнес-квесты
Игры с последовательными задачами и сценариями. Задействуют большие команды, помогают наладить командную работу и решать конфликты. Такие игры часто направлены на прокачку межличностных отношений, навыка управления конфликтными ситуациями и стрессоустойчивости.
Эти игры как раз в большей степ��ни отвечают целям и задачам тимбилдинга и могут в его рамках проводиться.
⭐ Контентные игры
Идеальны для креативных команд. Участники создают полезные для бизнеса материалы: идеи новых продуктов, концепции, визуализации, планы запуска проектов. Результаты игры используются в дальнейшей работе. Можно сравнить эти игры с мозговым штурмом — конечная цель та же, но результативность совершенно на другом уровне.
⭐ Бизнес игры
Иногда сложно отнести игру к какому-то одному виду — она может совмещать разные механики и быть уникальной под задачи конкретной организации. Их ��азывают просто бизнес играми.
Виды по достигаемым целям
- Личностные — развивают внутренние ресурсы, мотивацию, помогают справиться с целеполаганием или выгоранием.
- Диагностические — выявляют потенциал, лидерские качества и компетенции сотрудников.
- Навыковые — обучают прикладным профессиональным навыкам(hard & soft skills).
- Командообразующие — усиливают связи и взаимопонимание между членами команды.
- Творческие — развивают креативность и помогают генерировать нестандартные решения.
- Проектные — решают конкретные задачи бизнеса в формате деловой игры, создают предложения, улучшают процессы.
- Проблематизирующие — позволяют выявить и проработать скрытые проблемы коллектива или рабочих процессов.
- Информирующие — адаптируют команду к изменениям: стратегиям, технологиям и т.д.
- Развлекательные — снимают стресс, повышают лояльность и атмосферу, профилактируют выгорание.
Виды по формату проведения
- Онлайн — подходят для удалённых и распределенных команд. Удобны, но проигрывают в глубине погружения.
- Офлайн — дают максимальный эффект за счёт личного взаимодействия.
Гибридные / смешанные — сочетают преимущества цифрового и физического присутствия. Здесь одни команды могут быть онлайн, другие — офлайн.
Что НЕ СЧИТАЕТСЯ деловой игрой
Главный отличительный признак деловой игры (помимо игровых механик) — работа на комплексное развитие человека как личности и профессионала, тогда как другие инструменты имеют узкую направленность (только обучение или только сплочение). В связи с этим деловые игры легко спутать с:
- тренингами
- тимбилдингами
- подвижными мероприятиями, вроде спортивных состязаний
Деловая игра может выполнить все их функции сразу. Также держите в голове и другие особенности деловой игры: она направлена на развитие и изменение через опыт, а не только на развлечение или физическую активность. Командообразование же может быть побочным результатом игры, а не самоцелью.
Помните, что геймификация и игра — не одно и то же. Геймификация — это лишь добавление игровых элементов в неигровые процессы. В одной из будущих статей я расскажу о ней подробнее, так как это сама по себе обширная тема.
Я наглядно свел различия в таблицу:
Конкретно: чем деловые игры полезны для вас
На Западе деловые игры называют serious games — «серьёзные игры». Это достаточно точно: за игрой кроется реальная «прокачка» коллектива.
Выше в статье я часто упоминал, что деловые игры могут использоваться для достижения самых разных целей. Но каких конкретно? Перечислю самые очевидные — по распространенности.
⚡ Диагностика кадров
Вы можете определить сильные и слабые звенья / стороны команды, потенциальных лидеров, сформировать кадровый резерв. Сами сотрудники смогут не только увидеть свои профессиональные и личностные недочеты, но и принять их.
Из опыта: даже самый самоуверенный сотрудник просто не сможет поспорить с результатами игры и признает свои ошибки. С этого возобновится его профессиональный рост.
⚡ Профессиональное и личностное развитие
Обучить новым навыкам, отучить от вредных или закрепить имеющиеся полезные — касается и soft, и hard skills — на практике, с получением релевантного опыта, а не в плоских тестах.
⚡ Развитие корпоративной культуры и сплочение
Не рассказывайте своему коллективу о т��м, что они семья — это уже давно моветон и ред-флаг. Развивайте доверие, вовлеченность и командный дух через деловую игру. Не насаждайте принципы вашей организации, а демонстрируйте их реальную важность и пользу — люди сами захотят по ним жить.
В деловой игре вы сможете продемонстрировать всем сотрудникам, что их ценят, и по-настоящему увлечете личной или коллективной целью. Служит отличной профилактикой выгорания и текучки.
⚡ Повышение эффективности коммуникаций
Здесь имею в виду конкретные навыки: ведение переговоров, отработка возражений, публичные выступления, презентация товаров и услуг, убеждение и аргументация, умение слушать. Попробуйте провести в отделе продаж — удивитесь результатам.
⚡ Умение планировать, управлять, делегировать
Прокачивайте своих руководителей, топ-менеджеров — испытывайте и развивайте их навыки стратегического планирования, оценки рисков, решения нештатных и просто сложных ситуаций, каскадировать и распределять задачи, роли.
⚡ Адаптация — как новых сотрудников в вашей компании, так и старых к новшествам и изменениям, которые, как известно, нередко принимают со скрипом.
К деловой игре необходимо подготовиться
Не раз сталкивался с ситуацией, когда организаторы мероприятия (деловой игры) подошли к делу ответственно, но без должной осведомленности. Один раз вышло так, что 100 человек делили между собой 8 маркеров — и есть ещё ряд своих нюансов при подготовке бизнес игры, которые запоминаются только на собственном опыте.
В завершение статьи хочу обозначить, что просто так взять, и провести деловую игру, не получится — понадобится основательная подготовка. В противном случае вы рискуете не просто слить бюджет, но еще и навредить компании.
Делюсь алгоритмом подготовки к деловой игре, на который в общих чертах можно ориентироваться:
- Постановка целей. Нужно четко сформулировать задачу мероприятия – чего вы хотите добиться? От этого зависит и формат, и сюжет игры.
- Анализ компании и участников. Нужно собрать информацию о текущем уровне навыков сотрудников, типичных проблемах и бизнес-процессах, чтобы затем смоделировать их в игре.
- Проектирование игры. Происходит разработка сюжета, игровых механик, дизайна и правил — либо покупаются готовые решения для бизнеса.
Когда игра готова, ее нужно правильно провести. Если организацией может заняться HR, который согласует цели, выберет участников и свяжет игру с рабочими задачами, то ведущим в подавляющем большинстве случаев сможет выступить только профессионал.
Почему так? — Ведущий не только следит за правилами и подает раздатку, но и создает атмосферу, тон, ритм игры, рассчитывает время, импровизирует в случае любых ситуаций — и, в сумме, снижает любые риски и делает игру максимально полезной, а не просто веселой. Самостоятельно имеет смысл проводить разве что готовые коробочные решения на небольшой сессии для узкой компании.
Если есть возражения — я готов на них ответить
Деловая игра — это не про развлечения. Это про изменения. Про опыт, который человек проживает внутри команды и уносит с собой в реальную работу и даже в личную жизнь.
Распространено мнение, что деловые игры — это именно что игры, и всё это — пустая безрезультатная трата времени, которую запросто заменит обычный корпоратив. Про вас это или не про вас — делитесь мнением в комментариях, я помогу разобраться и поддержку дискуссию аргументами.
Спасибо за внимание!