Что происходит после регистрации юридического лица
О том, что я зарегистрировал юридическое лицо, я как всегда узнал первым от банков и их партнеров. И да это моя не первая регистрация, но в этот раз я решил подстраховаться и указал городской номер в надежде, что будут звонить на городской, а не на мой мобильный.
Но в итоге на городской номер поступило ни одного звонка, а на мобильный уже третий день каждый час кто-нибудь да звонит и предлагает услуги, которые могут быть «полезны» для юридического лица.
Взаимодействие с сайтом ФНС России
На сайте ФНС России для подачи документов на государственную регистрацию в электронном виде нет ни одной ссылки на политику обработку персональных данных или что-то похожее на это:
Даже после авторизации через ЭЦП, на странице которой требуется приложить контейнер с документами — тоже нет отсылки к обработке персональных данных:
Таким образом получается, что ФНС России обрабатывает персональные данные в рамках закона и положений о государственной регистрации юридических лиц и нет каких-то специфических условий по обработке персональных данных. И видимо исключительно для ФНС России не требуется никакого согласия и упоминания и отсылок к этим нормам (Интересно, что на это скажет Роскомндазор)
Заявление о регистрации
Я знаю, что налоговая предоставляет в аренду автоматизированное рабочее место, с помощью которого можно вроде даже получить расширенную информацию о выписках из ЕГРЮЛ. Но в моем заявлении, если представить, что даже такой доступ есть, в разделе номер контактного номера указан городской номер.
Значит этот орган в моем случае точно не виноват.
Обработка персональных данных
Так как могли в итоге узнать мой номер звонящие? Только путем обработки персональных данных можно этот самый номер получить: сопоставить полное ФИО, просто ФИ, ИНН, электронный адрес в ЭЦП с теми полями которые есть у «обработчика» персональных данных. Например, я был когда-то клиентом Альфабанка и возможно они могут позвонить мне и предложить свои услуги, не нарушая при этом закон.
Возможно даже есть сервис, где идет обогащение одних данных другими. Да и не забываем, что есть у нас черный рынок.
Но обработка персональных данных, когда у тебя есть много данных это одно, а что делать компаниям, у которых нет такого объема информации и они как бы не хотят нарушать закон? Они нанимают «агентов», которые звонят и представляются как агенты компании, которая хочет предложить свои услуги для юридического лица.
Кто в итоге выходил с предложением своих услуг
На каждый звонок я пытался выяснить откуда узнали мой номер. Частый ответ: бросали трубку. Следующий по популярности — нам его предоставили. На вопрос кто — бросали трубку. Звонки преимущественно — мобильные номера.
Вот список компаний, которые звонили:
- Сбербанк или Сбер. Они самые первые позвонили и сообщили полное наименование юридического лица.
- Тинькофф. Звонили несколько раз. Кроме звонков прислали СМС, что зарезервировали счет.
- Альфабанк.
- Модульбанк.
- Райффайзен.
- Росбанк.
- ВТБ.
- Совкомбанк.
- Агенты, которые одновременно предоставляли услуги по всем перечисленным банкам.
Вот это конечно мило, и вроде даже по закону (оставлял когда-то свои данные у них):
Вместо итого
Обидно из этой истории то, что ты ничего не можешь сделать, потому что ты не помнишь кому и когда предоставлял в каком объеме персональные данные, ну и главное — все эти данные ты не можешь отозвать. Просто надо как-то жить с этим.
P.S. уведомление от ФНС о регистрации юридического лица я получил на третий день после первого звонка от банка.