Жизнь с зависимостью. Курс на выздоровление

Меня зовут Таня, мне 27 лет и совсем недавно я осознала, что я зависимая. Я не курю, не употребляю наркотики и почти не пью. Когда-то это было частью моей жизнь, но теперь это давно в прошлом. Сейчас я активно занимаюсь спортом, являюсь круглой отличницей в университете и постоянно занимаюсь саморазвитием и самоулучшением. Тут можно даже спросить «в чем же проблема? Может она хочет привлечь внимания и собрать комплиментов»?

На самом деле все просто: химические зависимости сменились социально приемлемыми. Ущерб, причиняемый наркотиками и алкоголем придельной ясен, а вот с другими формами зависимости намного сложнее. Например, что плохого в активном спорте или в саморазвитии? Ничего, если у тебя нет проблем с зависимостью. Если есть, то ты не чувствуешь себя, свои потребности и становишься просто одержимой желаемым, объектом деятельности, пока не окажешься загнанной и опустошенной. Даже социально одобряемый способ времяпровождения, такой как чтение, может превратить зависимого человека в затворника, который избегает контакта с реальностью.

Итак, мой «диагноз» - эмоциональная зависимость. Реальный мир мной ощущается как вакуум. Я бегу от этого вакуума в поисках новых эмоций (не всегда положительных). Эти эмоции должны быть сильными, всеохватывающими, такими как влюбленность, воодушевление, возбуждение, гнев, ярость. Благодаря им я чувствую себя живой, мир становится красочным, интересным. Но рано или поздно эйфория заканчивается, и я возвращаюсь к состоянию знакомого вакуума - необъятной пустоты внутри себя. В такие моменты в голове назойливо крутится мысль: « Если мир такой серый и бессмысленный, то я не хочу в нем жить». Далее фрустрация, состояние апатии, ощущение пустоты внутри себя, после чего снова поиски того, что вытащит меня из этого состояния. И круг повторяется снова и снова. Возникает вопрос: откуда это идет и как от этого избавиться?

Сделаем большой шаг назад в истории человечества и рассмотрим социальные модели общества. Райен Айслер , американский антрополог в своей работе «Чаша и былинка» делает глубокий исторический обзор культуры планеты и эволюционный взгляд на две основные модели формы отношений человека в обществе. Эти модели она называет «модель партнерства» и «модель доминирования». Первая модель партнерства основывается на единстве, сотрудничестве и удовлетворении взаимных потребностей в обществе. Р.Айслер обнаружила многочисленные легенды и археологические данные, которые описывают раннюю форму цивилизации, где существовали большие пространства, население которых длительный период сохраняло мир и процветание. В такой модели общества существовал культ женщины, Великой матери. Останки материальной культуры, искусства и мифы указывают на то, что эта древняя социальная культура основывалась на равенстве. Власть, риск и всевозможные заслуги перед обществом распределялись независимо от пола. Такой подход, основанный на совместной деятельности, помогал создавать единые и гармоничные отношения между людьми и другими народами. В середине 4 тысячелетия до н.э культ женского начала начинает вытесняться культом мужского, что приводит к полярному типу цивилизации - «доминантному обществу». Оно ассоциируется с мужественностью, ценит готовность отдать свою жизнь и деструктивные действия, такие как завоевание территории и воины. Такая соц. культура построена на неравенстве и, как правило, ставит одну часть общества над другой. Группа людей, стоявших выше, удерживает в своих руках власть, берет на себя риск и получает все вознаграждения, распределяет награды, оставляя нижестоящую группу лишенной власти и зачастую бедной. Люди в таком обществе вместо взаимного сотрудничества связанны конкуренцией, пользуются сравнительным способом мышления - «ты» или «я» и образуют иерархию, которая поддерживается силой или угрозой силы. Это создает атмосферу недоверия и разъединения. Такая модель создает созависимое общество, противопоставляя его взаимозависимого общества партнерской модели.

Корни созависмости пронизывают всю структуру доминантой модели общества и присутствуют во всех гражданских институтах, включая даже религиозные структуры. В соотвествии с христианскими догмами, простой человек никогда не попадет в рай без священников, епископов и других посредников церковной иеррархии, в которой доминируют мужчины. Таким образом, причины нашей созависмости своими корнями уходят вглубь нашей социальной культуры. Любая культура, которая ставит одного выше другого, одну расу или пол выше остальных, создает общество, готовое быть созависимым. Прекрасный пример созависмого общества - доминаторная культура Юга США в период Гражданской войны. Состоятельные земледельцы вели легкую и роскошную жизнь, а черные трудились для удовлетворения их экономических и личных потребностей. Большая часть богачей была беспомощна и не владела основными навыками выживания, такими как приготовление пищи, огородными работами, уход за животными. Черные люди наоборот обладали этими навыками, но часто были неспособны планировать и управлять. Когда с рабством было покончено, обе группы увидели сферы, в которых они беспомощны и созависимы.

В наши дни созависимость рассматривается как эволюционная проблема, тесно связанная с семейной системой. Созависимость возникает вследствие незавершенности определенный критических стадий в течение первых 6 лет жизни человека, в частности стадий соединения и отделения. Если что-то мешает завершению любой из этих стадий, то человек в течение жизни будет повторять процессы, ведущие к завершению стадий психологического развития.

Когда люди отдают себе отчет в том, что какие-то здании развития являются причинами их чрезмерных реакций на определенных людей или ситуации, они способны обучится новым, более эффективным ответным реакциям. Также, благодаря знанию о причинах своих проблем, человек может довести до завершения раннее не завершенные стадии развития.

Общепринятая медицинская модель утверждает, что созависимость является наследственным заболеванием, вызванным неизвестными причинами, или болезнью, связанной с алкоголизмом, или рождением в дисфункциональной семье. В любом случае она считается неизлечимой, так как созависимый человек действует , поступает и реагирует как больной, его созависимость прогрессирует и поведение такого человека становится привычкой к саморазрушению.

Несмотря на это, выход все-таки есть. Я пока нахожусь в начале пути избавления от зависимости, но в работе с психологом удалось отметить основные точки навигации. Первым шагом будет услышать себя и понять свои истинные потребности. Это ключевой, но чрезвычайно сложный шаг. Любой выход из зависимых и созависимых отношений сопровождается страхом, виной, стыдом и другими, крайне неприятными чувствами, словно ты умираешь и хочешь облегчить себе участь любыми доступными способами. Но эти способы поддерживают зависимость или усугубляют ее. Важно научиться проживать это чувство пустоты и вакуума, чтобы истинные потребности смогли выплыть наружу. Такими потребностями могут стать: потребность в любви, принятии, близости, признании, уважении, осмысленности жизни. Для ощущения себя счастливым, нужно научится удовлетворять эти потребности здоровым способом, который не такой простой как при зависимости.

Этот путь длинный и тернистый, нужно запасти смелостью и решимостью для прохождения пути выздоровления, периодически скатываясь в деструктивные состояния, а также столкнуться со своей слабость и уязвимостью и как-то выдержать это. Несмотря ни на что, это можно прожить. Нужно дать времени время.

Надеюсь, эта статья была полезна для вас. Буду благодарна любой конструктивной обратной связи.

88
76 комментариев

Мозг и устроен на принципе зависимостей. Иначе бы нас нельзя было стимулировать к развитию. То что вы пытаетсь компенсировать отсутствие веутренней наполненности, стимуляцией центров удовольствия извне может говорить о неком отсутствии диалога с собой. То есть ваша личность вам кажется менее интересной чем внешние факторы. За это вас закономерно наказывают фрустрациями. Показывая как иллюзорны и скоротечны дозы удовольствий.
Любая зависимость кроме физиологической отвечающей за жизнедеятельность, может быть так-же планомерно сведена к нулю как и внедрена. Это лишь нейронная сеть сформировавшаясь с образом. А клетки мозга как известно распадаются и заменяются новыми. То есть для вывода нейронной сети с привычкой порой нужно до года. Только суть в том, что привычки как и клетки, нужно заменять на новые, конструктивные. Например вместо ожидания внешних раздражителей, можно начать изучать себя и удивиться как мало мы себя знаем. В нас куча личностей, которые мы используем как сценарии включая в тот или иной момент на уровне подсознания. Когда вы начнете фокусироваться на организме, уме и личности себя, наступит желание это развивать. Люди все одинаковы, просто с детства нам дали разные векторы мышления. И единственное что может говорить о таком векторе верный он или нет, это состояние покоя. Если пытаться получить покой и удовлетворениеми нейромедиаторов, то это выглядит как ношение воды в сите. Они пресыщаемы и от того разочарование. Все люди пресыщенные жизнью, как всегда, находили покой в поиске чего то высшего. Того внутреннего состояния, за которое не нужно платить при том буквально. Потому, что его нечем купить, это не наркотик. Психологи вряд-ли вам раскроют суть поиска себя, их территлрия это ум. Но знания не делают счастливым тоже) Счастье, как и любовь - это трансцедентные состояния и они осознаются лишь при избавлении от приоритетов сиюминутного земного шума. Я не говорю об отказе от земного, нет, я говорю что если уж ширяться, то чем то высокооктановым на духовных уровнях.

Бля, вот накатал🤦‍♂️

4
Ответить

Спасибо за интересный коммент)
Проблема есть еще и в том, что и в поисках духовности и приобщению к трансцедентному зависимый человек может кукухой в астрал улететь. Есть такой опыт с мамой. 

3
Ответить

Какую же срань в головы загоняют. Прочитав 3 абзаца словил депрессию автора. Уволяняйтесь из ВШЭ пока не поздно 

4
Ответить

Заголовок, на мой взгляд, предполагал личную историю. А вместо этого - теория из каких-то учебников. Зачем?
Не говоря уже о том, что слово "созависимость" в устах психиатра, психотерапевта и даже психолога - признак непрофессионализма, замшелых подходов из прошлого века и посыл бежать как можно дальше от такого помощника в избавлении от зависимостей.
Вот здесь подробно: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/02791072.1990.10472551

4
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Известный психоневролог Генварская Диана Игоревна (принимает в том числе в АО "Медицина" (у Беларусского вокз.), наш партнер, и рекомендует при многих зависимостях ванны с концентратом морской воды.
См. подробнее статьи по ссылкам в моем профиле.
Ванны или обертывания - не сразу, и не быстро - помогают балансировать многое в организме.

Ответить

А зарплату Ваш концентрат морской воды увеличивает?

7
Ответить