Почему предприниматель скрывает?
Почему опытный и даже супер-успешный предприниматель не тянет на бизнес-наставника?
За последние 20 лет я обращался с вопросами по своим бизнесам ко всем опытным предпринимателям, до которых мог дотянуться, а я умею быть настойчивым. Мои вопросы касались увеличения прибыли, выхода из операционки и про умное масштабирование бизнеса. Я всегда старался спрашивать максимально точно, но ответы предпринимателей часто были туманными и не конкретными. Советы можно было применить, но часто ясности они не давали.
В 2009 году, когда я создал образовательный бизнес Web2win, среди прочего я решал задачу личного общения с лучшими экспертами России в сфере интернет-маркетинга и онлайн-бизнеса. Со всеми приглашенными экспертами я обедал или ужинал, расспрашивая их о тех или иных аспектах развития бизнеса. Но общение всегда натыкалось на стеклянную стену, когда нужно назвать конкретные цифры и результаты, потому что эксперт должен «держать марку».
И только после глубокого изучения различных технологий акселерации в инвестиционных фондах и образовательных компаниях, среди которых управленческий коучинг, трекинг, growth hacking и другие, я разобрался, в чем отличия просто опытного бизнесмена и профессионального бизнес-наставника:
- Опытный предприниматель прошел путь собственным уникальным маршрутом, со своими удачами и неудачами, с уникальным стечением обстоятельств, набором связей и командой партнеров, которые оказались в его окружении. Это невозможно повторить и многие решения не применимы в других обстоятельствах.
- Этот предприниматель должен иметь навык систематизировать «лучшие практики», чтобы ими делиться.
- Предприниматель должен быть достаточно открытым и уверенным, чтобы эти лучшие практики передавать в руки другим предпринимателям.
С другой стороны профессиональный бизнес-наставник:
- открыт, он обладает собственными наработками и лучшими практиками, которыми он легко делится, а также большой насмотренностью, благодаря глубокой работе над показателями в других бизнесах. Поэтому наставник знает существенно больше ситуаций, при которых те или иные решения привели к успеху.
- Наставник обучался технологиям трекинга бизнеса и коучинга. Это управленческая методология по быстрой проверке дешевых гипотез в бизнесе.
- Важно, что наставник, имеющий большой опыт в бизнесе, проходил лично все кризисы, которые проходит предприниматель: кризис роста бизнеса, кризис сокращения и убытков, кризис управления людьми через ТОП-менеджеров, кризис отрывания от себя бизнеса и его продажа или передача управляющему и многие другие кризисы.
- Также важно, когда бизнес-наставник имеет высокий уровень осознанности в ролях «собственник» и «инвестор» и может с этих точек зрения давать обратную связь по конкретным ситуациям в бизнесе.
На сегодняшний день в России профессиональные бизнес-наставники мне встречаются крайне редко. За рубежом с этим на много легче, выбор большой, но есть другие подводные камни.
Подведу итог:
Я считаю, что работа с бизнес-наставником — это одна из лучших возможностей кратно увеличить прибыль бизнеса и реализовать самые смелые амбиции.
Но тщательно выбирайте наставника, перебирайте разных специалистов. Уже по первой встрече (часто бесплатной) можно поставить наставнику баллы по каждому из 3 параметров от 0 до 10. Вот вам и самый простой способ выбора.
А какой у вас опыт работы с бизнес-наставниками?