ClubHouse и буддистские монахи
По поводу популярности CH: В каком-то сезоне «Карточного домика» фоном проходила третьестепенная сюжетная линия буддистских монахов: в одном из холлов Белого дома они создавали монументальное полотно в технике песочной живописи: песчинка к песчинке, монахи вырисовывали грандиозную картину.
Когда же через несколько недель кропотливейшего труда картина была завершена, монахи собственноручно разрушили ее: стёрли изображения и весь разноцветный песок (из которого она состояла), ссыпали в мешки и развеяли по ветру над ближайшей лужайкой. Этот немыслимый с точки зрения европейской культуры акт выражает одну из важнейших идеологем буддизма: не надо ни к чему привязываться, пытаться сохранить и обладать. Ценность имеет только «здесь и сейчас», которое ни повторить, ни воспроизвести нельзя. Благодаря этой установке, буддисты умеют ценить момент, то самое «прекрасное мгновение», в котором ценен сам процесс творения, а не только (и не столько) его результат.
Спикеры в комнатах Clubhouse в чем-то схожи с этими буддистскими монахами: они обмениваются искусными репликами, порождают смыслы и образы, создают дискурс, но как только комната будет закрыта — все исчезнет, не оставив и следа. Карета превратится в тыкву. В наше время, когда «все разговоры записываются», все передачи можно посмотреть в повторах, а посты – поставить в закладки и перечитать, мы утратили ощущение ценности момента. Ведь каждый момент может быть поставлен на перемотку, реплицирован, воспроизведен повторно. И именно в нашу эпоху девальвации «здесь и сейчас» Clubhouse возвращает нам ценность и неповторимость этого самого «здесь и сейчас». Clubhouse не поставишь на перемотку, не прослушаешь в повторе. Если вы не услышали этого сейчас, вы не услышите этого никогда. Clubhouse возвращает нам ощущение ценности мгновения, создаёт «обаяние мимолетности», благодаря которой каждый разговор становится не просто разговором, а разговором-событием.
Спикеры, как монахи, стирают весь разговор, как только он доведён до конца. И эта мимолетность образует магнитное поле притягательности вокруг Clubhouse в целом и каждой его комнаты в отдельности.
Но есть и еще два компонента в этом магнетизме:
- Торжество устной формы;
- Сочетание элитарности и эгалитарности;
2) Со времён Сократа/Платона в европейской философской традиции преобладает мнение, что если истина и может быть выражена, то именно голосом, а никак не письмом (именно поэтому Сократ философствовал исключительно в устной форме). Эта сократовская инерция дошла и до наших дней: мы ведь по-прежнему считаем, что живой разговор искреннее и правдивей, чем любые долгие переписки (когда каждая реплика выверена, взвешена, отточена, и только после этого записана/отправлена/опубликована). В этом смысле Facebook, ориентированный на письменную традицию, дальше от сократовской истины, чем Clubhouse.
Люди нынешней эпохи метамодернизиа ищут искренности и естественности, а это именно то, что даёт разговорная устная форма (да и к тому же, у разговорного жанра гораздо больше носителей: если пишет писатель, то говорить-то мы все горазды)
3) С одной стороны, Clubhouse — это полузакрытое сообщество, включающее представителей бизнес-элиты: Илон Макс, Марк Цукерберг, Олег Тиньков и проч. В это сообщество попасть не так просто: как минимум, нужен инвайт от действующего члена сообщества (своего рода система поручительства). С другой стороны, если тебе удалось преодолеть входной порог, то дальше начинается территория равенства, где ты можешь напрямую вступить в диалог с той самой элитой. И это сочетание элитарности и эгалитарности, безусловно, образует третий источник магнетизма платформы, возбуждает интерес к ней и желание стать частью избранного комьюнити (клабхаус-ложи)»
Сложно загадывать, насколько долгосрочным будет успех CH. Все мы помним феноменальный взлёт FaceApp и Prisma. И где они теперь? Тем не менее, будущее Clubhouse представляется более светлым. У FaceApp и Prisma контент был однократного применения. У Clubhouse же есть неограниченные возможности контентопорождения (наподобие Fb, Inst, TikTok). Ну а дальше, будет зависеть от: как быстро наиграются в эту игру трендсеттеры типа Маска и Тинькова, продолжат ли они свои выходы в Clubhouse-свет, и насколько интересным будет user-generated content в исполнении других участников.
(По мотивам комментария для ДП: https://m.dp.ru/a/2021/02/15/JElitarnij_klub_Clubhous? fbclid=IwAR02Qo5rSPJkCTW4x0WuaJU3zNFQvIcE3_BFoSRj4dqulpeGWIR7-vkLiW4)