Как не поглупеть от гаджетов?
От гаджетов не только польза, но и вред – если на них во всем полагаться, то можно реально ухудшить свои когнитивные способности. Например, разучиться самому определять маршру��, если отказал навигатор. Потерять способность запоминать новое, сохранять старое, отделять важное от неважного. Врачи связывают это с распространением устройств внешней памяти. Гаджеты всегда под рукой, а потому большинство не трудится запоминать даже номера телефонов близких.
Яндекс и Гугл у вас в голове
Если человек забывчив, этим начинают пользоваться окружающие. Например, подчиненные могут заявить, что Вы им не давали никаких поручений (а Вы уже забыли, так ли это). Если же в голове все нормально с оперативной памятью, Вас не обмануть.
Как сохранить и развить свою память всю свою жизнь рассказывал Самвел Гарибян. Самвел вошел в историю как «человек-суперпамять», его достижения были дважды занесены в книгу рекордов Гиннеса.
- Гаджетам доверять не надо, - говорил Гарибян, - яндекс и гугл в одном флаконе должны быть у вас в голове. Если мы хотим добиться эффективной памяти на самый широкий диапазон информации, нам надо сначала научиться запоминать и воспроизводить не связанные друг с другом слова. Например, надо запомнить такие слова: чай, унитаз, слон, пингвин, паркет, бревно, гарпун, крыло, компьютер, бункер и т.д. Запомнить ряд из 10, 20, 30 и т.д. слов без определенной методики невозможно. Я предлагаю использовать ассоциации. Но не простые, а те, что будут вызывать эмоции ввиду нестандартного объединения этих самых ассоциаций.
Они в свою очередь должны подчиняться следующим 6 принципам:
1. Максимальная динамичность. Даже банальные образы представлять в движении.
2. Замена наших привычных представлений о людях, предметах, событиях и действиях. Например, если встретятся слова «антилопа» и «крокодил» представить сцену: антилопа пожирает крокодила.
3. Замена привычных масштабов предметов. Например, при словах «слон» и «цыпленок» представляем 10-тонного цыпленка и 100-граммового слона
4. Цветовая контрастность. К примеру, вообразить, что снег красный.
5. Элемент запретного плода, или пикантности. Вспомним, что в школе какой-нибудь «эдакий» стишок Пушкина обычно запоминали даже самые отъявленные двоечники, не знавшие стихов в принципе.
6. Множественность. Вместо одной, например, овцы представить целую отару овец.
Итак, в большом стакане черного чая плывут белые унитазы, из которых пьют слоны, пингвинами натирающие паркет, сделанный из брёвен, которые, заточив, превратили в гарпуны. К последним приделали крылья. Таким образом, крылатый гарпун с компьютером в боеголовке врезается в бункер. Такой сюжет точно врежется в память.
Метод для запоминания текста
Привыкнув запоминать несвязанные слова по такому методу, Вы значительно усилите и творческое воображение. Это умение далее можно применять и в других сферах. Например, для запоминания текстов используйте метод «опорных точек». Его суть состоит в том, что читая текст, мы начинаем дробить его по смысловым единицам, либо абзацам. На каждую такую группу слов придумываем одно слово или словосочетание (например, быстрый олень, зоркий глаз, подводная лодка и т.д.), отражающие смысл абзаца (смысловой единицы). Затем переходим к другому абзацу, проделав то же самое, и так до конца текста. У нас будет готов список несвязанных слов, являющихся опорой при запоминании.
Как улучшать свою память на лица
Нужно решить три задачи.
1. Запомнить сами лица. Используйте первый из 6 принципов составления эффективных ассоциаций, т.е. принцип динамики. Применить его к лицу можно, представив как это лицо принимает разные мимические выражения: улыбку, печаль, гнев, страх, презрение, учтивость, любовь и т.д.
2. Приклеить к этому лицу инициалы. Эту связь надо представить в максимально актуализированном виде. Пусть это будет смешно, забавно или даже цинично. Например, если эту девушку зовут Наталья Умнова,мы должны представить, что у нее не просто умное, а суперумное лицо. До того умное, что её ум просто не помещается в черепной коробке, и волосы на её голове – не волосы уже, а вытекший ум! А имя Наталья просто явится продолжением сюжета, в том смысле, что этот самый ум стекает еще и (На талию) её.
3. Если лиц сразу много, связать их по системе запоминания не связанных друг с другом слов.
- И давайте помнить, что каждый человек – чудо природы, - завещал Самвел Гарибян (он скончался в 2014 году). - При встрече с ним мы должны не только видеть его и слышать, но и каким-то шестым чувством ощутить его, если хотите, даже обнюхать! Иногда полезно, грубо говоря, себя ущипнуть, чтобы встряхнуться, «включиться». Иногда кажется, что современный человек уже не в состоянии полноценно удивляться, восхищаться, радоваться и переживать, то есть наслаждаться эмоциями, как это делают дети. Без ярких эмоций невозможно жить, можно лишь существовать в призрачном тумане. Не в этом ли причина бегства в социальные сети, погружения в алкоголизм и наркоманию? Чтобы избежать всего этого, надо учиться быть естественными, как дети.