Clubhouse: прогнозы развития нового медиа

Clubhouse - #3 по скачиваемости в российском AppStore в разделе “Социальные сети”. Впереди - только Telegram и WhatsApp. Многим интересно, что ждёт новую социальную сеть - быстрое забвение или бешеная популярность? Попробуем спрогнозировать будущее мобильного приложения, в котором те же самые люди, которые не любили голосовые сообщения, теперь часами ведут эфиры.

Гитарист Bomani X,  был изображен на логотипе Clubhouse  Фото из <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.instagram.com%2Fp%2FBzbg0EXnEFb%2F&postId=215882" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Instagram </a>музыканта 
Гитарист Bomani X,  был изображен на логотипе Clubhouse  Фото из Instagram музыканта 

Импровизационное развитие

Премьера Clubhouse состоялась в России в феврале: ранние последователи и лидеры мнений стали первыми пользователями и, распространив информацию про некую элитарность доступа, сделали приложение вмиг самым желанным. Американцы Пол Дэвисон и Роган Сет. Дэвисон выпустили сервис в апреле 2020 года, в разгар пандемии, когда дефицит живого общения и сильных человеческих связей стал ощущаться особенно остро. Чаты в мессенджерах стали нормой коммуникации в любом контексте, а видеозвонки в Zoom - стандартом деловых встреч. На этом фоне общаться “голосом” стало почти недоступной роскошью. Проект выстрелил как пробка из бутылки шампанского.

Clubhouse - это платформа трендсеттеров. Кстати, кажется, что инвайты в данном случае не являлись атрибутом элитарности, а были лишь способом плавного прироста аудитории для вдумчивой аналитики по проверке гипотез проекта и вылавливания багов.

Скрин технического бага в Clubhouse  (нахождение в двух комнатах одновременно) Максим Василенко
Скрин технического бага в Clubhouse  (нахождение в двух комнатах одновременно) Максим Василенко

Clubhouse сегодня находится на этапе прототипа, в самом начале своего технологического пути. С точки зрения технологии его достаточно легко скопировать: о функции общения в отдельных “комнатах” между пользователями уже объявили Instagram и Telegram. Путь, по которому идет Clubhouse, можно назвать интуитивным развитием. Фаундеры, как слепые котята, тщательно изучают пользовательский опыт и пока не знают, как развивать проект дальше. Они будут пробовать что-то менять с умными лицами, но пока это всё импровизация.

Трансформация

Концепция новой социальной сети проста: люди объединяются в сообщества на небольшой временной отрезок, обсуждают идеи. Как долго это будет актуально для аудитории? Уверенно можно утверждать, что платформа обязательно трансформируется в нечто иное. Возможно, дальнейшее развитие Clubhouse будет идти по пути фрагментирования и каких-то нишевых историй. Пока что и пользователи, и основатели просто тестируют сервис.

Далеко за примерами можно не ходить: TikTok нам как бы намекает, что путь трансформации может привести к самым неожиданным форматам. Изначально TikTok создавался как платформа онлайн-образования с короткими видеоуроками, затем был сделан переход от образовательного контента к развлекательному, и эта версия обрела успех и дала взрывной рост аудитории.

На это обратили внимание другие сильные игроки и стали делать аналогичные проекты. В итоге, как мы знаем, произошло слияние компаний - первопроходца и конкурирующего сервиса, ориентированного на глобальный рост. И вот мы имеем на рынке некий феномен под названием TikTok с совокупной аудиторией 1 млрд человек по всему миру и оценкой (на середину 2020 года) в 60 млрд долларов.

Монетизация

Сейчас монетизация в Clubhouse исключительно ситуативная. Спикеры с большим количеством фолловеров берут деньги за организацию комнат или модерацию, а в некоторых случаях просто за молчаливое присутствие - по сути за появление в ленте своих фолловеров конкретного мероприятия. Участие, например, Ильи Варламова в трансляции может доходить до 1 млн рублей.С приростом фолловеров может активизироваться услуга платных прямых трансляций и появиться спонсорский контент. Сейчас бизнес-пользователи ориентируются на уровень YouTube, где монетизация начинается с 1000 подписчиков. Но именно в Clubhouse стоит ориентироваться на цифру не менее 10000. Почему? Кроме размера аудитории конкретного выступления, есть и другой немаловажный момент – внимание аудитории. На рынке радио успешность и эффективность работы программного отдела определяется не только показателями Reach (охват), но TSL (продолжительность прослушивания) как показателем лояльности аудитории и качества контента. И есть ощущение, что показатели TSL у выступлений в Clubhouse гораздо ниже, чем требуется для создания коммуникационного эффекта (резонанса).

Да, для разового упоминания спонсора в моменте возможность быть услышанным (OTH) будет равна номинальному показателю аудитории, но вот дискурс «радиопередачи» широкой аудиторией будет утерян. Постоянный переток слушателей, пассивных участников из комнату в комнату, отсутствие приверженности «бренду» вещателя (спикера), как это пока работает в традиционном радио, не дает шансов новой соцсети стать полноценным СМИ. Но всё может развернуться самым неожиданным образом в любой момент.

Итак, на чём может заработать Clubhouse?

  • Бизнес-аккаунты
  • Бизнес-конференции
  • Продвижение комнат для охвата большей аудитории
  • Дополнительные способы продвижения выступлений или снятие искусственных технических ограничений.
  • Партнёрские программы с пользователями
  • Возвратные инвестиции в пользователей через фонды поддержки производителей популярного контента

В мае 2020 года инвесторы вложили в платформу 100 млн долларов за долю в 10%, т.е. по общей оценке – 1 млрд долларов. Думается, инвесторы знают, что делают: они известны своими инвестициями в Facebook, Twitter, Airbnb, Foursquare, Instagram, Groupon, Zynga, Coinbase, Ripp. Например, они же, вложив 50 млн. долларов в Skype, через два года вернули свои инвестиции практически в четырехкратном размере (в 2011 году Skype был куплен Microsoft за 8,5 млрд долларов).

Год назад на <a href="https://vc.ru/social/128789-golosovoy-chat-za-100-mln-proekt-clubhouse-privlek-milliony-i-vyzval-spory-sredi-investorov-v-ssha-eshche-do-zapuska" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">VC</a> в успех Clubhouse мало кто верил
Год назад на VC в успех Clubhouse мало кто верил

У основателей Clubhouse, видимо, есть вполне осязаемые гипотезы как именно они будут зарабатывать, если они продвинули свою идею инвесторам из ТОП 10 мирового венчурного рынка за рекордную для посевной стадии сумму.

9
14 комментариев

Нельзя отключить у мобильного Zoom картинку и назвать это клабхаусом. Интерес к CH пропадёт так же быстро как и появился. Сейчас он подогревается исключительно искусственно ограниченными инвайтами и интересными спикерами (часть из которых в CH и вложилась).

Приложение либо будет иметь маленькую аудиторию, либо скоро мы увидем фичи которые пивотнут его и перевернут первоначальную концепцию Clubhouse с ног на голову.

3

Туда илон уже не ходит, сейчас @Олег Тиньков клабхауз удалит и все. Останется только @Илья Варламов наедине со своим отличным ценником в миллион 😂

Мне тоже интересно, куда создатели приложения в итоге повернут, потому что чисто голосовой и пропадающий мгновенно контент почти невозможно использовать после, при этом возни с ним много. А недавний микроскандал с Сергеем Минаевым и фем-активистками, после которого всех участников и участниц дискуссии временно заблокировали, показывает, что есть и проблемы с тем, как не превращать разговоры в балаган. А может, я просто завидую, потому что у меня «ойфона» нету :)))

3

Вообще я заметил такой тренд что старые идеи снова становяться актуальными тот же Clubhouse это же по-сути радио, но чуть чуть видоизменённое или же Ютуб который по-сути телевизор только пользователь сам выбирает "каналы" а не телевидиние, и реклама в видео как на телевизоре.

Кто то напишет что всё новое это хорошо забытое старое и я соглашусь, но хочу спросить что ещё старое будет снова популярным но видоизменённым?

2

Согласен. Следующей интересной трансформацией может, например, оказаться кинематограф. Представьте фильм, который в моменте может менять сюжет в зависимости от уровня пользовательских переживаний или опыта конкретного зрителя)

1

думаю, кто знает ответ на этот вопрос уже разрабатывает свое приложеное)

Да тут в прошлом году комменты жгли)

2