Как развивать соцсети без опыта работы в SMM

Советы сооснователя TripMyDream, собравшего 100 тысяч подписчиков за 2,5 года

Сооснователь сервиса для самостоятельных путешественников TripMyDream Андрей Буренок поделился с читателями vc.ru своим опытом, как почти в одиночку, не имея опыта в SMM, собрать для страницы своего стартапа более 100 тысяч подписчиков за 2,5 года.

Как развивать соцсети без опыта работы в SMM

Правило № 1: Не ждите, пока будет готов детальный план

Во всех статьях и руководствах по созданию сообществ в Facebook, которые я видел, предполагалось, что SMM-менеджер имеет четкий план. У меня все получилось иначе.

История создания страницы TripMyDream началась ещё до запуска самого сервиса. Это было 22 июля 2014 года. Продукт находился в стадии разработки: мы пока только пытались совместить разные технические решения. Единственное, что было готово, это сайт-заглушка с выбранным названием.

В тот день у меня был завтрак с другом, мы обсуждали вопросы бизнеса, и он вдруг спросил, есть ли у нас страница в Facebook. Я тогда даже не думал об этом: зачем, если продукта ещё и близко не существовало? Друг объяснил, что страницу нужно создать немедленно, иначе «алиас уведут хантеры». Если бы это произошло, нам пришлось бы покупать у этих хантеров имя сообщества (алиас) или продвигаться под другим названием. В тот же день я зарегистрировал страницу.

Никакого плана у меня не было. Это было совершенно спонтанное решение. Когда страница была создана, я сразу захотел что-то опубликовать. Я не отслеживал, что пишут конкуренты в тревеле, не думал о позиционировании, не стремился сделать публикации идеальными. С позиционированием стоило поработать, но в остальном — хорошо, что я не зацикливался на планировании.

Правило № 2: Делайте то, что вам по душе

Считается, что оформление страницы должно работать на узнавание бренда. Само собой разумеется, что на аватар вы поставите свой логотип. Но в то время, когда я создал страницу, у нас ещё не было утвержденного логотипа. Был «компромиссный» вариант, который мне совершенно не нравился.

Я решил, что буду действовать по-своему, и выбрал узнаваемого персонажа. «Хозяином» нашей страницы на какое-то время стал Хантер Томпсон из фильма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». На юзерпике появилась странная фотография Джонни Деппа в желтых очках, а на странице — впечатления «неизвестного путешественника» о грибах в Амстердаме.

В поисках контента я использовал все доступные источники и миксовал их в безумных сочетаниях. Так, например, родилась публикация со статуей Христа в Рио, подписанная цитатой Лао Цзы. В сочетании с лицом персонажа Хантера Томпсона на аватаре это выглядело дико.

Правило № 3: Не пытайтесь найти SMM-специалиста сразу

Смех смехом, но нужно было продвигать страницу. Конечно, можно было нанять профессионального SMM-менеджера, но это казалось странным: мы ещё даже не запустились. Да и бюджета на ещё одного сотрудника не было.

Самостоятельная работа над страницей была моей лучшей «ошибкой». Я, конечно, тратил на это по полтора часа в день, а то и больше. Искал и адаптировал контент, позже начал писать и личные заметки, разбирался в продвижении, постоянно отслеживал статистику. Приходил по утрам в любимое кафе и готовил новую публикацию.

Сначала это вдохновляло, но через время я поймал себя на мысли, что страница бренда превратилась в «обезьянку». «Обезьянками» я называю всё, что отвлекает от других дел и мешает сосредоточиться. Каждые 15 минут хотелось заглянуть в Facebook, проверить, сколько новых лайков на странице. Это было осознание: я зациклился на рутинных действиях, а интересный эксперимент превратился в «обязаловку» и не отпускает.

До этого я был уверен, что представлять бренд в социальных сетях нужно либо самому, либо через человека, которому доверяешь как себе. Когда рутины стало много, я осознал, что правильный подход такой: сначала прочувствовать все на себе, а потом найти надёжного помощника.

Когда я понял, что не справляюсь с нагрузкой, то нанял... маму. Она искала материалы, я редактировал их, публиковал, занимался продвижением. И только намного позже к команде присоединилась главный редактор, которая и сейчас занимается социальными сетями и блогом.

Теперь мы создаём контент под потребности клиентов: ко времени школьных каникул публикуем подборки для семейного отдыха, летом пишем о фестивалях, в холода — о лыжах или, наоборот, о зимовке в теплых странах. Выбираем главную тему месяца — и вперёд, составлять контент-план и действовать.

Правило № 4: Выделяйтесь среди inspiration-площадок

Когда у меня появился помощник, я начал мыслить стратегически. Понял, что ориентироваться на другие площадки о путешествиях, показывая красивые фотографии и философские высказывания, — не вариант. Такой контент никак не способствует узнаванию бренда, из-за него многие подписчики были уверены, что мы просто ресурс о путешествиях. Уже был близок релиз проекта, нужно было как-то связать контент с узнаванием бренда и мотивировать людей планировать путешествия через сайт.

Я решил придумать аватар нашего потребителя. Но придумывать ничего не пришлось: я создавал проект для себя, для решения собственной проблемы — при этом зная, что такие же проблемы есть у большинства самостоятельных путешественников. Я сам и был аватаром целевой аудитории.

До этого у нас была история, когда мы сделали куклу — Трипмайдримчика, талисмана проекта — и фотографировали его в разных странах. Но зачем фотографировать куклу, если можно фотографировать себя и свою семью? Людям проще ассоциировать себя с живым человеком, чем с тряпичной игрушкой. К тому же, всех нас тянет подглядывать за чужой жизнью, отсюда сумасшедшая популярность кинематографа, сериалов, лайфстайл-инстаграмов.

Тогда я начал писать много личных постов. Обзвонил всех знакомых, которые тоже увлекались самостоятельными путешествиями, и попросил поделиться. Мы публиковали истории обо всем: о переезде в Барселону, родах на Бали, фуд-впечатлениях от Нью-Йорка. Кто-то из наших авторов был начинающим блогером, кто-то — лидером мнений. Я заметил, что люди публиковали у себя ссылку, добавляя: «Почитайте, я написал о своей поездке для TripMyDream», — словно это статья для крупного журнала. Так мы нашли свою «фишку» — личные впечатления.

В то же время старались быть полезнее: делали объявления о скидках на перелёты, публиковали новости лоукостеров, писали подборки идей для неординарного или бюджетного отдыха. Так сформировалось несколько постоянных рубрик, которые есть и сейчас. Но мы стараемся не добавлять слишком много материалов. Двух публикаций в день достаточно: около девяти вечера и ещё одна — после обеда, примерно в три часа дня. При большом количестве публикаций «вес» каждой из них для Facebook снижается — и шансы попасть в новостную ленту подписчика падают.

Экспериментируя с темами и рубриками, активно продвигая посты и приглашая новых пользователей, мы выросли примерно до 50 тысяч подписчиков. С этого этапа начался органический рост страницы: мы почти перестали тратить ресурсы на привлечение новой аудитории, зато серьёзно занялись тем, чтобы читатель перешёл на сайт и организовал путешествие.

Правило № 5: Пишите о личном, но не нарушайте своих границ

Чем больше мы развивались, тем больше приходило людей с интересными предложениями — и не только на страницу, но и ко мне в друзья. Когда мы выиграли номинацию на Seedstars Summit 2016, люди начали добавляться сотнями. И многим, как выяснилось, была интересна моя жизнь, какие-то личные моменты, советы, лайфхаки. Я принял «вызов» — и теперь я очень много пишу. Что-то идёт в блог проекта, что-то публикую просто у себя на странице, что-то — в СМИ. Это бывают довольно личные вещи.

Конечно, небольшая грань между личным и публичным ещё осталась. Прежде чем опубликовать что-то о семье, советуюсь с супругой. Если жена не согласна на публикацию — вопрос закрыт. Но большей частью опыта мы все-таки делимся, чтобы популяризовать самостоятельные путешествия и избавить людей от страхов, связанных с поездками без турагентства.

Правило № 6: Экономьте бюджет

Скажу прямо: мы тратили на страницу деньги. Но это был ограниченный бюджет.

Для набора аудитории, помимо бесплатных методов, я использовал и рекламу страницы в Facebook. За все время было сделано около десяти вариантов дизайна баннеров и около десяти разных сообщений, настроилось более 20 разных групп по интересам, геолокации, возрасту и другим параметрам.

Сначала на каждой группе я пробовал разные комбинации сообщений с баннерами. Смотрел какие эффективней конвертируют и оптимизировал дальше, а когда оптимизация заканчивалась, начинал масштабировать бюджеты до уровня, когда сохраняется эффективная цена за привлечение. В среднем один новый платный путешественник нам стоил $0,11.

Одно время также было очень эффективно продвигать популярные статьи и посты на разные группы по интересам и приглашать их после взаимодействия с постом. Продвижения статей с целью получения трафика на сайт нам стоили и стоят от $0,002 до $0,02. Но тут важно исключить из продвижения тех, кто уже подписан.

Точную сумму я сейчас не назову, но за все время на канал потрачено более $20 тысяч, включая затраты на ремаркетинг и рекламу. Кстати, ремаркетинг в Facebook обходится нам на 30% дороже, чем в Adwords, при этом конверсия ниже.

Не стоит выделять значительные средства для продвижения в Facebook. Каждый случай индивидуален. Если вы выделите много денег на продвижение, это еще не гарантирует успеха. Можно заплатить за публикацию, но не «попасть» в свою аудиторию. Можно ошибиться с моментом — и ваша запись потеряется в потоке политических новостей. Можно напутать с UTM-метками и вообще не понять, что вам дала публикация. Есть миллион ошибок, которые вы можете допустить. К тому же, Facebook постоянно меняет алгоритмы ранжирования новостей. Тратить в таких условиях большие деньги — плохое решение.

Моя стратегия — пробовать все и понемногу, никуда не спешить и делать ставку на качество контента. Платить стоит только за те инструменты, которых не получишь бесплатно. Например, мы не «накручивали» подписчиков и не платили блогерам за тексты для блога.

Вместо платной накрутки пользователей я использовал, например, фейковые аккаунты. Называл их своими альтер-эго. Это были страницы вымышленных персонажей, с которых я тоже приглашал людей на страницу. Было очень забавно, когда у них появилась своя жизнь: развернутые комментарии под постами, целые дискуссии, душевные поздравления с придуманным днём рождения и так далее.

Соцсеть дает возможность таргетировать аудиторию по самым разным параметрам. Можно отобрать заядлых путешественников, которые всегда в поиске новых маршрутов. Можно найти пользователей с детьми. Можно сформировать отдельную аудиторию из недавно помолвленных людей, которым предстоит свадебное путешествие. Можно наслаивать таргетинги, создавать индивидуально настроенные аудитории (Facebook Custom Audiences), а затем — Lookalike-аудитории на их основе. Все это стоит пробовать короткими «забегами».

Правило № 7: Найдите баланс между бренд- и перфоманс-маркетингом

Facebook — наиболее плохо и долго конвертируемый в продажи канал. Некоторые даже советуют использовать страницу исключительно как инструмент бренд-маркетинга: якобы никаких лидов с Facebook вы не получите, а потому стоит бросить все силы на популяризацию бренда. Я не согласен.

Перфоманс-маркетинг нужен не меньше, чем бренд-маркетинг. Это две разные цели и для каждой стоит определить свои контрольные метрики. Для продвижения бренда, например, отслеживайте значение «people talking about this», для продаж — количество выполненных call to action.

Практика показывает, что на одну прямую продажу с Facebook приходится восемь опосредованных конверсий. То есть, люди приходят и покупают, но не напрямую через пост, а долгим путем, используя несколько переходов. Это особенно заметно в сегментах вроде нашего, где покупки совершаются всего пару раз в год, а средний чек в 500 долларов заставляет человека десять раз подумать перед оформлением заказа.

Нужно понимать, что это сложный процесс, и изучать новые инструменты: например, динамический ремаркетинг, который позволяет более тонко работать с потребностями клиентов, возвращая посетителей на сайт и стимулируя закончить начатое действие. Чтобы оценить эффективность этой работы, советую использовать многоканальные измерения.

Есть целая воронка, по которой мы оцениваем публикацию: от выполнения действий непосредственно на странице, через переходы на сайт — и до покупки. Сейчас ведется работа над новой digital-стратегией, в которой мы задействуем и Facebook-страницу, соотнося её работу с контекстной и баннерной рекламой и другими каналами продвижения.

Только так мы сможем использовать максимум возможностей, которые дает популярность в Facebook. Пока это главное резюме работы со страницей. Когда закончим, буду готов поделиться новыми результатами и выводами. А пока подведу итоги.

Итоги: как собрать 100 тысяч подписчиков для бренда в Facebook

Нужно действовать быстро, но аккуратно. Руководствуйтесь следующими принципами:

  • На ранних этапах можно обойтись без SMM-менеджера, если у вас нет кандидата на примете.
  • В выборе контента ориентируйтесь на свой собственный вкус, не подстраивайтесь под конкурентов.
  • Не ищите «фишку» любой ценой: стиль формируется со временем.
  • Писать о личном — можно.
  • Будьте готовы выделить деньги на продвижение, но старайтесь экономить. Прежде чем заплатить, подумайте, можно ли получить тот же инструмент без вложений.
  • Чтобы тратить меньше и эффективнее, таргетируйте аудиторию для boosting posts сразу по нескольким критериям. Создавайте много небольших аудиторий — Facebook Custom Audiences и Lookalike-аудиторий — и работайте с ними, анализируя результаты.
  • С первого же дня начните правильно измерять результаты.
  • Не забывайте балансировать между бренд- и перфоманс-маркетингом. Используйте для анализа разные метрики. Так, отслеживать уровень популярности бренда помогает «people talking about this», а определять количество продаж — многоканальные измерения эффективности.

А главное, не ждите моментальных результатов и не ставьте точку, когда увидите в статистике нужную цифру. Популярная Facebook-страница — не цель, а инструмент, который еще нужно грамотно использовать.

12
14 комментариев