«Хорошие и плохие парни» - влияние имиджа руководителей на их проекты и компании

В одной из прошлых статей мы упомянули конфликт Павла Дурова и создателя мессенджера Signal Мокси Морлинспайка, в ходе которого последний обвинил Павла Дурова в использовании своего имиджа для продвижения Telegram, а Telegram, по мнению Мокси, не является таким безопасным, как его описывают разработчики.

Павел Дуров и Мокси Морлинспайк

Для меня это высказывание стало поводом задуматься. Ведь в глазах большинства Дуров – эдакий святой парень, лидер мнений, живущий по заповедям честности. Создал самую крупную социальную сеть в России, до самого последнего дня в команде пытался улучшать ее, а после давления органов ушел с поста, не предав свои принципы и открыто высказываясь о нечестных способах ведения бизнеса в стране. После этого он создал мессенджер, который за 6 лет стал одним из самых популярных в мире и прослыл самым безопасным в мире. После наезда Роскомнадзора, Дуров стал еще и великомучеником – натерпелся, не сдался и победил. После подобного краткого пересказа биографии Павла не сложно стать его фанатом. Добавим к этому дуровский здоровый образ жизни и внешний вид в его 35 – вот вам идеальный человек. Если он что-то говорит, то пропустить это мимо ушей и не принять его позицию сложно. Если Дуров сказал, что Telegram – самый безопасный мессенджер, то миллионы кивнут, скачают его и убедят в этом остальных.

Дуров исповедует принцип «миллиардерам можно доверять, потому что их нельзя купить», которого придерживается и Дональд Трамп.

Мокси Морлинспайк, Основатель Signal

Опять же, не хочется вдаваться в подробности end-2-end шифрования. Если бы каждый в мире понимал принципы программирования и интернет-безопасности, было бы проще отделить Telegram от Дурова и рассудить, насколько реально безопасен мессенджер и какова роль образа Дурова в его пиаре. Уж кто точно смыслит в программировании и шифровании, так это Морлинспайк. Он и стал одним из тех, кто первым поставил под сомнения способности мессенджера Telegram, сравнив его с Дональдом Трампом. Якобы Дуров строит из себя неподкупаемого миллиардера и хочет этим доказать, что его невозможно купить, поэтому ему можно доверять.

«Хорошие и плохие парни» - влияние имиджа руководителей на их проекты и компании

Кто есть сам Мокси, знаменитый создатель Signal? Фриковатый программист, будто пришедший к нам из киберпанк-вселенной, ярый противник государства и вмешательства спецслужб в личные данные интернет-пользователей. Глядя на него, сложно подумать, что это классный парень, который робеет за пользователей. Наверное, он таким и не является – пресса нарекла его анархистом с долей паранойи, который уверен, что в переписке между двумя людьми нет места третьим лицам вообще ни при каких обстоятельствах. Возможно, именно такой подход к делу и заставляет «верить» Морлинспайку и его делу, но мне кажется, что сравнивать их по принципу количественного влияния на мнения людей нет смысла – Дуров явно выиграет.

Илон Маск

Вот уж за чье мнение народ готов платить деньги. Его аккаунт в Twitter уже не просто место, куда он может вылить какие-то свои мысли – это координационный штаб, откуда поступают сигналы для огромной аудитории. Самое забавное, что иногда неизвестно, умышленно это желает Илон или нет. Любимый пример: Илон Маск запостил в Twitter обложку журнала с изображением собаки, что привело к резкому взлету криптовалюты Dogecoin, которая изначально была придумана как шуточная. После этого случая DOGE поднялась в топ-10 криптовалют по объему капитализации.

Криптопёс
Криптопёс

Буквально позавчера на Илона Маска в суд подал один из инвесторов Tesla, по мнению которого жизнь Илона в социальных сетях существенно влияет на компанию - недавно Илон Маск написал в Twitter, что акции Tesla неоправданно дорогие, после чего их стоимость упала на 11%.

«Хорошие и плохие парни» - влияние имиджа руководителей на их проекты и компании

Аудиторию Маска несложно понять – Илон здесь и сейчас делает будущее, за пусками SpaceX наблюдает весь мир, презентации Tesla с каждым годом привлекают все больше и больше народа. Семьянин, мечтатель, новатор, сторонник всего сумасшедшего и нового, вечно позитивный парень – так можно описать Илона Маска. Даже после самых неудачных пусков ракет, которые взрываются, не успев взлететь, или не могут приземлиться, или сгорают при входе в атмосферу, Илон просто улыбается и говорит что-то типа: «Чёрт, это было ярко!». Возможно, именно такой имидж помогает Маску влиять не только на жизнь своих проектов и компаний, но и сторонних.

Сколько-сколько она стоит?
Сколько-сколько она стоит?

Другие примеры

"Да пошли вы все в Яндекс!"
"Да пошли вы все в Яндекс!"

В противовес можно привести другие компании, которые пользуются успехом в своих сферах, но управляются противоречивыми личностями. Первая, что приходит в голову – Тинькофф. Как можно описать Олега Тинькова? Быдловатый мужик, который сумел вовремя сообразить что-то в 90-х. Наверняка у некоторых из вас завяли уши, когда вы смотрели интервью Тинькова у Дудя – Олег употреблял мат буквально в каждом предложении. Кроме того, Олег Тиньков никогда не скупится высказываниями о других компаниях и личностях – за словом в карман не лезет.

Я искренне считаю, что мы самые крутые! Сами вырастем до 20 млн клиентов, 1 млрд прибыли и будем стоить 10+ млрд долларов на бирже. У меня есть план: а давайте мы, а не они, купим этот гавно-Яндекс! Я не верю в эту забюрокраченную компанию!

Олег Тиньков

Впечатление об Олеге Тинькове складывается двоякое – доверия с первого взгляда от не вызывает. Но для нашего неидеального мира, продукция и услуги группы компаний «Тинькофф» очень даже неплохие – ими пользуется большая часть аудитории, которая понимает, что на Сбере мир не заканчивается. Все это говорит о том, что сомнительный имидж руководителя при качественном продукте может не быть проблемой. Тем более много людей любит эксцентричных буянинов и эпатаж – поэтому есть люди, которые любят смотреть на Жириновского (шутка).

Бесячая надпись, которая часто всплывает при включении компьютера
Бесячая надпись, которая часто всплывает при включении компьютера

Еще пример - одна из крупнейших производителей антивирусов - компания McAfee. На VC было достаточное количество статей про Джона Макафи, который основал компанию McAfee и в 2010 году продал ее компании Intel. Если вы не знакомы с биографией Джона, то настоятельно рекомендуем прочесть пару статей – персонаж уникальный. Обвинялся в убийстве, бежал в Гватемалу, колол себе препараты для замедления старения, менял свою внешность с помощью бороды и жевательной резинки, стрелял из ружья с балкона, обвинялся в коррупционных преступлениях в куче стран – все это и многое другое в сериале «Джон Макафи». В этом случае продукт снова выступает вне зависимости от своего создателя, хотя наверное в мире есть десяток человек, которые переставили McAfее на другой антивирус со словами: «Джон, ты наркоман и алкоголик, фу».

«Хорошие и плохие парни» - влияние имиджа руководителей на их проекты и компании

Редакция The MASCC - чешско-российской ИТ-компании по разработке программного обеспечения и мобильных приложений

33
1 комментарий

Нет ничего криминального в том, чтобы имидж создателя был составляющей имиджа компании. Если личность противоречивая или вообще скандальная, это один разговор. А так, сколько у одного Маска поклонников и почитателей. И его фамилия давно имя нарицательное.

Ответить