Как за год потратить миллион и получить заказов на 40: наш опыт SMM и продвижения в медиа
В 2020 году мы вложили в SMM и копирайтинг чуть больше 1 миллиона рублей. И привлекли новых лидов таким образом — на 43 миллиона. Мы готовы делиться опытом, обмениваться идеями и лайфхаками. Задавайте вопросы и пишите, что думаете обо всём этом.
Команда и взаимодействие
Наша SMM-команда занимается продвижением компании и некоторыми пиар-задачами для клиентов. В нее входят: тимлид (SMM-руководитель), таргетолог, два копирайтера, дизайнер. Большинство специалистов работают удаленно из разных городов.
Распределяем задачи и следим за дедлайнами с помощью облачной программы Trello. На нашей виртуальной доске 10 колонок:
- реклама;
- контент-план для соцсетей;
- выполненные задачи;
- запасные материалы;
- задачи не для соцсетей;
- e-mail-рассылка;
- персональные колонки;
- колонки задач от постоянных клиентов.
Структура задачи для тех или иных специалистов несколько отличается. Но в целом они похожи. Так, карточка с задачей содержит в себе:
- описание сути и желаемого результата;
- причины, по которым пост или статья важны для нас;
- полезные ссылки для исполнителей;
- требования к тексту и визуалу;
- дедлайн;
- площадки для публикации;
- наличие рекламной кампании и ее цель;
- результат.
От правильной постановки задачи часто зависит результат (его мы, кстати, тоже прикладываем к карточке).
Есть еще несколько телеграм-чатов. Они тоже работают на координацию команды.
- Чат № 1: тимлид, арт-директор, коммерческий директор, руководитель проектов, таргетолог. Здесь решают стратегические задачи, делятся полезными материалами.
- Чат № 2: тимлид, копирайтеры, дизайнер, таргетолог. Обсуждают внутрикомандные вопросы.
- Чат № 3: вся команда Reactive, включая SMM-отдел. Здесь можно закинуть удочку в поисках экспертного мнения, личных историй, профессиональных рекомендаций. Создавать совместные проекты. Шутить, смеяться и обсуждать, куда идём на корпорат.
- Чат № 4: тимлид, арт-директор, дизайнер, таргетолог. Чат для работы над дизайном
- Чат № 5: все, кто работают над текстами, включая руководителя проектов и тимлида.
Если необходимо детальное обсуждение задач или планов на будущее — созваниваемся. Регулярные еженедельные созвоны происходят отдельно между тимлидом и дизайнером, а также между участниками чата № 1 и 2. Во всех случаях решения документируем и воплощаем в жизнь: выставляем сроки, назначаем ответственных.
Что по деньгам?
Таблица основных расходов компании на продвижение за прошедший год:
Раскладка по месяцам:
Приведенные суммы не учитывают опосредованные расходы. Например, затраченные ресурсы высшего менеджмента, программистов и других специалистов, которые давали интервью и консультировали. Когда все процессы уже настроены, топ-менеджмент участвует только в обсуждении стратегических задач. Но на первых порах задействованы были все.
Аудитория и тексты
При создании контента мы ориентируемся на три аудитории и именно в таком порядке:
1. ИТ-тусовка: коллеги и конкуренты — имидж.
2. Потенциальные сотрудники: начинающие специалисты, молодые профессионалы из других компаний — HR-брендинг.
3. Потенциальные клиенты: топ-менеджеры, маркетологи и владельцы крупных компаний, люди, принимающие решения — продажи.
Материалы, которые сейчас выстреливают лучше всего и приводят к нам новых клиентов:
Так, один заказ на два десятка миллионов рублей пришел к нам через текст «Как за семь шагов спроектировать масштабную автоматизированную систему для крупного предприятия»
Кроме всего прочего, SMM помогает нам попадать в рейтинги ИТ-компаний. Есть клиенты, для которых это важно, которые обращают внимание именно на тех исполнителей, которые получили признание и экспертную оценку.
Что получили?
Количество и примерный финансовый результат от заказов, которые пришли нам в результате продвижения (в среднем):
5 — на сайты (300 000 р. каждый);
4 — на разработку фирменного стиля (200 000 р.);
3 — на разработку футбольной формы (40 000 р.);
2 — на аутсорсеров (от 1 до 3 человек по ставке 2000-3300 чел/час);
1 — на внедрение системы автоматизации в регионе (более 20 млн р.);
1 — на внедрение команды для крупного проекта (более 20 млн р.)
Часть проектов сейчас на стадии заключения договора. В случае внедрения новой системы автоматизации в регионе этот процесс может занять полгода.
Как посчитаны лиды, которые пришли именно благодаря продвижению в интернете? Мы ведем все заказы в системе amoCRM. Менеджер общается с клиентом и прямо спрашивает: откуда вы узнали о нас, как приняли решение обратиться в компанию? В зависимости от ответа ставит соответствующий тег: SMM, личные рекомендации, тендер, холодные продажи и т.д. Так работает первый круг воронки продаж.
Риски и трудности
Риски высокие. Гарантий прибыльности нет. Мы воспринимаем вложения в SMM как инвестиции. В чисто финансовом смысле продвижение может как принести доход, так и не окупиться. А в глобальном — это вклад в имидж компании и ее социальный капитал.
Мы говорим о прямой прибыли от копирайтинга и SMM. Но по природе своей они нацелены, прежде всего, на расширение аудитории, повышение узнаваемости компании. В остальном результат менее предсказуем.
Какие трудности были во время запуска направления SMM? Нехватка времени у руководителей высшего звена. Контент порой требует особого внимания и участия: где-то интервью дашь, а где-то свои размышления напишешь. Еще одна проблема — обычно слабая подготовка копирайтеров в ИТ. Зачастую они работают с очень разными темами, а не специализируются на одной. Отсюда — отсутствие глубоких, а порой и базовых знаний в нашей области.
Итог
Перенять наш опыт легко. Необходимо терпение и открытость новому. И к запуску продвижения в Интернете должны быть готовы топ-менеджеры. Поначалу им придется уделять время этому направлению. Плюс, понятно, что у каждой компании своя специфика. Целевая аудитория, характеристики клиентов могут отличаться.
Планируем развиваться и экспериментировать, искать новые подходы к аудитории. А какую тактику и стратегию продвижения выбираете вы?