Лучшие из лучших: как устроена программа лидерства Metro Potentials
Вырастить топ-менеджера для такой крупной компании, как Metro, — нетривиальная задача. Ведь нужен человек, который знает, как устроена работа не только на его участке, но и в целом в компании, в том числе за прилавком в торговом центре. Привлекать лучшие молодые умы и растить из них таких лидеров — задача программы METRO Potentials. Сегодня мы расскажем, как она устроена и что дает молодым руководителям.
Топ-менеджер за прилавком
До программы, еще будучи студентом, Карен Шагинян работал в консалтинговой компании и в одном из крупнейших инвестбанков Франции. Чтобы попасть в программу METRO Potentials, он прошел несколько интервью и два ассессмента в Москве и Дюссельдорфе, встречался там с топ-менеджерами российского и международного офиса. А затем, на первом этапе программы, оказался за прилавком торгового центра METRO в Москве.
«Шесть месяцев я проходил ротации по разным отделам ТЦ, везде работал руками: рыбу взвешивал, овощи на прилавок выкладывал. Казалось бы, ты метишь в топ-менеджеры, что тебе делать на кассе или в отделе рыбы?» — смеется Карен.
Однако именно этот опыт оказался для него самым важным. Там он понял, как устроены микропроцессы, на которых базируется весь бизнес. И после двух лет программы, в свои 24 года, Карен стал управляющим одного из ТЦ METRO в Подмосковье. А после года работы в этой должности начал руководить отделом собственных торговых марок в центральном офисе компании в Москве.
Дорогу молодым
Чтобы найти и привлечь молодых лидеров по всему миру, штаб-квартира в Дюссельдорфе запустила уникальную программу METRO Potentials, которая действует в каждой METRO-стране.
Наша задача — выловить на рынке лучшие мозги, показать им компанию и вырастить из них реального топ-менеджера.
В программу берут молодых людей до 27 лет — лучших студентов последних курсов или недавних выпускников с опытом работы не более трех лет. Привлекают именно молодых кандидатов, так как хотят помочь им развиться с годами до руководящих позиций.
Программа METRO Potentials длится два года и состоит из пяти этапов, или ротаций. Первый год проходит в Москве — в местном ТЦ и в центральном офисе. Затем девять месяцев за рубежом, из них полгода в одной стране присутствия METRO и три месяца — в международном офисе в Дюссельдорфе. После этого еще три месяца в Москве — в это время кандидату подбирают позицию в компании и он готовится к выходу на постоянную работу.
Из простых требований — наличие оконченной магистратуры и свободный английский. Из более сложного — опыт управления командой от трех человек. «Это не обязательно постоянная занятость, это может быть организация каких-то конференций или фестивалей в университете»,— уточняет Алёна Рыбакова. Также преимуществом является наличие международного опыта за границей не менее 3 месяцев подряд, но можно не пугаться: подойдет не только работа, но и программы обмена, включенного образования, командировки, а также участие в Work&Travel.
Воронка для настойчивых
Попасть в программу не так просто. Нужно пройти несколько этапов интервью и ассессмент в России и в Европе. Так как это международная программа, за право участвовать в ней придется конкурировать не только с россиянами, но и с участниками из других стран на финальном этапе. Конкуренция большая, но в России ребята обычно очень сильные и международный этап проходят.
Жесткость отбора в программу сполна компенсируют перспективы, которые она открывает участникам. Берем не так много участников (до трех человек в последние годы), но именно за счет количества шансы в будущем стать топ-менеджерами у этих ребят гораздо выше, чем в программах, на которые берут по несколько десятков человек.
То, что отбирают в итоге всего несколько человек, для меня стало огромным плюсом. Другие компании набирают в лидерские программы по 20 человек, и непонятно, каковы перспективы этой двадцатки, смогут ли они в будущем стать топ-менеджерами. Здесь же было понятно, что компания вкладывается в немногих, и у них на выходе более высокие шансы попасть в воронку топ-менеджмента.
Большое внимание участникам программы уделяют и действующие топ-менеджеры компании. Во время стажировки участники постоянно общаются с руководством, чтобы перенять их опыт и поделиться своими достижениями. Кстати, ментором каждого участника программы всегда становится один из представителей топ-менеджмента. А на этапе отбора посмотреть на будущих коллег слетаются и вовсе руководители как российского, так и международного офиса.
Именно на этапе ассессмента я понял, что это очень важная для компании программа. На первой же встрече в России слушать нас пришел весь совет директоров, а на этапе в Европе — топ-менеджмент глобального офиса. Я параллельно проходил отбор еще в несколько компаний, но в итоге выбрал именно METRO, потому что увидел это внимание со стороны руководства.
Уникальный опыт за границей
Важная особенность METRO Potentials: у стажеров есть шанс изменить работу компании прямо сейчас. Во время программы они работают не над учебными, а над вполне реальными проектами, которые могут улучшить качество бизнеса — причем бизнеса METRO как в России, так и заграницей, куда стажёры отправляются на 9 месяцев на втором году программы.
Например, Амонд Кабисов осенью 2018 году на 9 месяцев поехал в Италию, а именно — в Милан, где он до этого учился и немного работал после вуза. Итальянские ТЦ на тот момент отставали от российских магазинов в уровне диджитализации по разным причинам. Амонд же по приезду в Милан начал внедрять в местные торговые центры технологические решения — мобильные кассы самообслуживания.
«Местные прозвали меня Иваном Грозным, потому что боялись, что со своими новациями я заменю всех сотрудников машинами и оставлю их без работы. Но это были, конечно, шутки», — со смехом вспоминает Амонд.
Амонду тогда было всего 25 лет, и итальянские коллеги, которые в большинстве своем были сильно старше, отнеслись к российскому «революционеру» с опаской. Но, несмотря на шутки, в итоге технологические решения, которые внедрил Амонд, его итальянские коллеги продолжают использовать и развивать.
Гарантированное трудоустройство
Постоянные места в компании после METRO Potentials предлагаются всем участникам. Обсуждать карьерные перспективы начинаем в конце второго года, во время предпоследней ротации — стажировки участников в международном офисе в Дюссельдорфе. «Еще во время ротации в Германии мы обсуждаем, какую позицию можем предложить кандидату, когда он вернется в Россию. И последние три месяца программы в Москве он как раз и готовится — принимает дела и обучается дополнительно, если это нужно», — рассказывает Алёна Рыбакова.
Мы предлагаем ребятам несколько вариантов того, где они могут работать. Карену Шагиняну, например, предложили пару мест в центральном офисе и в ТЦ, и в итоге он выбрал последнее для старта, чем остался очень доволен. В работе он получил ту порцию свободы и ответственности, которую всегда хотел.
«Сегодня я понимаю, что решение стать управляющим ТЦ после программы было очень правильным. На уровне магазина сходятся все процессы компании: операционные, маркетинговые, закупок, логистики и так далее. Работа в ТЦ стала подготовительным этапом, который позволил мне совершить успешный переход на новую позицию внутри компании», — объясняет Карен.
Его напарник по программе и коллега Амонд Кабисов после программы получил должность в центральном офисе — сегодня он занимается программой долгосрочного развития компании. А в следующем году, всего через пару лет после METRO Potentials, он планирует расширить свой отдел.