Анонимные вопросы про дизайн. Часть 3
Надо признаться, дорогой аноним, мы кайфуем от ваших вопросов и стараемся более-менее соответствовать совсем неанонимными ответами. Скоро надоест — и вам, и нам. Но пока еще есть о чем поговорить.
Если на ваш вопрос пока нет ответа, дождитесь следующей подборки, уже скоро.
В этом выпуске
- Разработчикам — документацию
- Дизайнерам — аналитику
- Бухгалтерам — Excel
- Малому бизнесу — толкового человечка
- Работодателю — CJM
Разработчикам — документацию
Привет! Расскажите про документацию, которую вы отдаете в разработку? А лучше покажите пример.
В 90% случаев разработчикам нужны картинки (неинтерактивные) и возможность буквами через чат задать вопрос в процессе разработки. Вопросов, как правило, мало.
Самый надежный вариант — познакомиться с разработчиками и спросить их, а что им нужно. Потому что бывают исключения, конечно.
Бывают случаи, когда разработка требует документацию по своему стандарту. Ладно, пишем. Это довольно рутинная работа. Показать по понятным причинам не можем (да и не очень хотим — ну документ, ну буковки, люди все равно работают не по нему в итоге).
В портфолио у нас посмотрите. Мы, если заказчик не возражает, выкладываем финальные результаты.
Дизайнерам — аналитику
Как передавать аналитику дизайнерам и продактам, чтобы они ее взяли в работу и поняли так, как надо?
Аналитику нужно не передавать, а продавать. Причем это такая серьезная нормальная продажа, не оголтелое впаривание. Проще говоря, разобраться, что нужно людям, показать им, что мы в принципе можем предложить, и вместе — итеративно — прийти к такому формату, который будет понятен и удобен всем участникам.
Ах, мечты-мечты. Мы, конечно, ходили по этим граблям. Аналитика от бизнес-аналитика оказывалась очень удобной в использовании, но оторванной от людей. Аналитика от социолога близка к людям, но не очень понятно, как ее переформатировать в более-менее понятную постановку задачи на дизайн.
Вообще хочется спросить — а продакт чем занят? Он по идее и должен в проактивном режиме «закупать» аналитику и трансформировать ее в форму, понятную дизайнерам. А еще лучше фасилитировать общение аналитика и дизайнера, чтобы не быть передастом-надсмоторщиком. Снова фантазируем, да?
Ближе к реальности. Первым делом стоит признать тот факт, что ваша блистательно проделанная работа может оказаться действительно непонятной и неудобной для ваших коллег. Затем признать другой факт, что нахрапом найти общий язык не получится. «Вы, ребята, скажите, что вам надо, а я принесу» — так не работает. Работает итеративный подход. Прошлый раз коллеги сказали, что им не хватает сжатых выводов, — вот сделаем им сжатые выводы и посмотрим, что будет. А потом спросим. А потом попросим показать, как они аналитикой пользовались. Философски отнесемся к критике и попробуем придумать что-то для следующей итерации.
Выжаналитик. Проведите кастдев коллег, сформулируйте гипотезы и проверьте их на практике.
Так получилось, что этому вопросу мы — нечаянно — посвятили пару уроков модуля «Сценарии» нашего дизайн-задачника. Один из них разросся до ста с чем-то задач и довольно внушительной теории (почти отдельный модуль, но не стали выделять, дали бонусом, мы не жадные). Рекомендовать не будем: сами разберетесь, нужно ли вам это знание в таком объеме или достаточно короткого ответа выше.
Бухгалтерам — Excel
Хотелось бы узнать экспертное мнение, совет. На основе каких технологий/инструментов можно быстро создавать интерфейсы для различных изолированных систем? В условиях дефицита кадров.
То есть у вас нет дизайнера, но вы хотите сами, быстро и много? Похвальное желание. Опустим все наши частные оценочные суждения по поводу безумия затеи — предположим, что это реально. Тогда мы бы взяли вообще всех сотрудников, включая бухгалтерию, и обучили их дизайнить. Что попало и как попало, лишь бы много. Три недели ада — и вот уже каждый суслик агроном, а у вас на каждую изолированную систему по 100500 эскизов. В качестве инструмента им идеально подойдут те инструменты, которыми они владеют: программистам — HTML, бухгалтерам — Excel (нет, мы не шутим). Конечно, менеджерам придется попотеть, интегрируя результат в работу. Ну, должен же кто-то страдать. Еще раз: мы не шутим, так тоже можно.
Малому бизнесу — толкового человечка
Где найти вменяемого UX малому бизнесу, у которого мало денег?
Там же, где всех остальных. То есть сторониться известных компаний типа нашей и шариться по знакомым. Ну и самим как-то на коленочке что-то соображать.
У малого бизнеса свои фишки, это мы вам как владельцы малого бизнеса (речь не про «Собаку») говорим. Иногда повезет, и знакомый дизайнер за вечер на халяву нарисует то, что студия средней руки вымучивала бы месяц за сотни тысяч рублей. А тут другой знакомый программист на коленке соберет классную штуку.
Знаем несколько универсальных способов решения подобных проблем для малого бизнеса.
- Софтскиловый. «Найти человечка», который сделает хорошо и дешево. Это лотерея, зависимость от конкретного человека, много общения и нервов. Но некоторые владельцы очень виртуозно владеют таким навыком.
- Готовые решения. Вообще везде и всюду обходиться готовыми шаблонными решениями. Да, придется мириться с несовершенством, в том числе и UX.
- Своя экспертиза. Самому погружаться в тему (например, в тему UX) и выдавать исполнителям-фрилансерам четкие ТЗ вплоть до расположения кнопочек на экране, не ожидая от них проактивности.
И еще, всерьез рассмотрите вариант «Мне не нужен вменяемый UX, это меня кто-то обманул». Например, некоторые наши внутренние проекты мы же сами безо всяких UX-специалистов делаем, хотя не страдаем от их нехватки. И это неспроста.
Работодателю — CJM
Здравствуйте. Вы не представляете, как мне нужен ответ на вопрос... Я уже неделю пытаюсь в этом разобраться.
Я проектирую (пытаюсь) интерфейсы уже год. Недавно продал ecommerce за 85к. Это был мой первый сложный проект. Перед тем как начать его разрабатывать, я прочитал кучу статей на VC и других популярных площадках о сфере, дабы не допустить каких-то ошибок. Но это было все мое исследование. Никаких опросов аудитории, cjm и т.п.
Честно говоря, я не представляю, как внедрить это все в мой процесс работы. Я даже USM создавать начал совсем недавно. Тем не менее UI у меня не так уж и плох, понимание фигмы превосходное, самостоятельно разработал большой UI-кит, который объективно не хуже тех, что на дрибле.
Я попытаюсь конкретизировать. Хочу устроиться в компанию, но все требуют знания каких-то, блин, карт эмпатий, написание сторей, проработку сценариев, разработку архитектур и прочего. Где же все это изучить на практике? Как ввести это в свою работу? Если есть книги, подскажите, пожалуйста. Бесконечно благодарен.
Действительно, при найме работодатели хотят от соискателей знания всего этого булшита.
Расслабьтесь, людей, которые всерьез бы умели работать с картами эмпатии и понимали бы, что CJM к проектированию интерфейса не имеет никакого отношения, мало. Здесь важна имитация знаний и умение состряпать документ, чтобы тыкать им коллег на митинге.
Отвечая на ваш вопрос. Берите Гугл, гуглите термин, читайте пару-тройку статей по теме. Пробуйте сделать что-то подобное на учебном проекте. Вот и готово.
Менюшку для сайта рисовали? Чем не информационная архитектура.
А если захотите по-настоящему разобраться в сути происходящего, продолжайте отлавливать эти булшит-слова в инфопотоке и читайте, читайте, читайте, пока не затошнит. Затошнило — вы на новом уровне.
Мы могли бы вас еще заманить в свой дизайн-задачник. Но там проблема: хоть и разбираем какие-то, блин, карты, но не запариваемся на модной терминологии, учим тому, что нужно для работы, а не для прохождения собеседований. Как уже сказано, это слишком разные вещи.
Конечно, врать неприятно. Но мы что-то и сами пока не поняли, что делать с этой модой на документы-пустышки. И в итоге даже так бывает, что мы сами вешаем модный шильдик (ах, CJM, ах, JTBD) на куда более простые материалы — а потом эти материалы кто-то использует в обучающих программах как примеры CJM и JTBD. Круг замкнулся, всем весело, смысла ноль.
Симулируйте аналитический оргазм, короче.
В следующем выпуске
- Где мы берем респондентов для исследований
- Что думаем про менторство
- Как составляем план проекта
Задайте свой анонимный вопрос, мы опубликуем ответ здесь, на VC.ru (это повод подписаться на нас, если не уже) и в нашем телеграм-канале.
Самый огненный ответ про "CJM - Работодателю"
Спасибо улыбнуло)
Последний ответ — просто глоток ясного разума в океане булшита. Спасибо вам за это!
Класс, ваш стиль ответов на вопросы - просто топчик! :)