«Слишком дорого» и «им долго все объяснять» — топ-менеджеры продуктовых компаний про дизайн-студии
Чтобы помочь студиям лучше понять компании, с которыми они работают — мы провели опрос членов жюри Position Oneum. Среди экспертов чемпионата директора по продукту, маркетингу и digital таких компаний как Альфа-Банк, Пятерочка, Мегафон, Genotek, Нетология, Райффайзенбанк, Лента, Yota и других.
Мы выяснили, как продуктовые компании выбирают подрядчиков, почему не отдают работу студиям и как выглядят их внутренние дизайн-команды. В опросе участвовали не все члены жюри, но картинка получилась интересная. Вот портрет должностей наших респондентов:
Сначала мы узнали отношение респондентов к студиям и агентствам
Затем спросили про их команды и процессы
И продолжили опрос, уточнив про негативные истории в работе со студиями
Окей, но у 59% негативный опыт все-таки был?
Самая частая история — это несоответствие ожидаемого и фактического качества. Сроки, деньги — не попадание в эти параметры происходит часто, но это не настолько существенно, как низкий уровень качества решений. Причем низкий уровень проявляется и в продуктовых решениях (студии не держат в голове контекст, не понимают продукта, не знают взаимосвязей, из-за этого решения получаются поверхностные и не рабочие), и, что самое удивительное, в классических проектах — небольших сайтах и лендингах, где требуется креатив и первоклассный UI (все последние разы студии выдавали очень слабые решения, которые потом полностью переделывались внутренней командой, и уровень визуальной работы внутренней команды оказывался существенно выше).
Студия не заинтересована ускоряться — ведь ей оплачиваются часы. Студия не заинтересована соответствовать в решении задачи системной архитектуре твоего сервиса — и над ее работой требуется неусыпный контроль архитектора. Студия, несмотря на то, что делает свои code review/testing, выпускает на твоё ревью и тестирование нечто с кучей багов. Студия в своих планах релизов никогда не учитывает, что у твоего сервиса есть другие задачи на релиз, и они могут пересекаться и конфликтовать с тем, что катят они — и студию надо держать в отдельной ветке... с инхаусом всех перечисленных проблем нет. Единственный для нас рабочий вариант сотрудничества со студией — привлечение на аутстафф людей под наших лидов.
Повторяющийся кейс — отсутствие совместной работы после фактического запуска. Это приводит к тому, что изменения по первым фактическим данным проходят без «авторского надзора» и в итоге существенная часть работы просто переделывается.
У студий всегда есть топ-перформеры, как правило это или владелец или арт-директора, они в состоянии забустить любой проект и часто нужны для старта новых активностей или сложных задач. Так как это топовые дизайнеры, то обычно они востребованы на всех проектах и им приходится часто переключаться между клиентами, ведь у клиентов всегда горят сроки. Это ощущается, когда дизайнеры переключаются на другой проект. Когда у тебя выделенные на 100% люди, такого не происходит, а в студиях всегда есть такие риски.
Проекту не хватало менеджерской руки со стороны студии. Обязанности менеджера на себя брали дизайнеры. Сроки растягивались из-за отсутствия рациональности и контроля.
На одном из моих проектов в прошлом мы заказали нескольким внешним подрядчикам проработать концепт обновления проекта. Мы работали тогда, как со студией, так и с независимыми дизайнерами. При постановке задачи, мы специально не задавали всех ограничений, надеясь таким образом получить свежий и принципиально новый взгляд. В будущем я бы не ставила задачу таким образом, так как отсутствие ограничений не дало свежего взгляда на разрешение наших ограничений, и применить в бою идеи мы не смогли.
Когда переделывали большую часть сервиса, подготовили все экраны и начали уже в разработке собирать интерфейс, оказалось, что решение не рабочее в плане UX и некоторых сценариев. Нужно было или откладывать релиз, или давать части пользователей нерабочий продукт. Правда, это был первый опыт взаимодействия, в будущем таких жестких фейлов не было.
Респонденты поделились своим взглядом на то, куда развиваться студиям, чтобы избегать таких негативных историй
Растить экспертизу в смежных областях, инструментах, фрэймворках: исследования, бизнес-анализ, аналитика данных, frontend разработка, креативные коммуникационные проекты, design thinking и так далее. Чем шире арсенал услуг, насмотренность, тем больше шансов выполнить работы лучше других и превысить ожидания.
Делать промежуточные тачпойнты с клиентом, интересоваться его мнением и удовлетворенностью, не бояться overdeliver, так как в любой задаче scope по мере погружения в неё будет меняться, ориентироваться на практичность и оценку эффекта от предлагаемых решений, учитывать способности клиента по внедрению.
Долгосрочные решения с клиентом, выделенные команды, системный арт-дирекшн, в рамках которого все работы дизайнеров проходят внутреннюю проверку качества.
Если студия берет проект и выдает под него команду в бизнес, то нужно и относиться к этому проекту, как к своему, и погружаться в процессы бизнеса, как будто он твой. К большому сожалению, чаще всего это не в менталитете.
Больше уделять внимания исследованиям и UX тестам, если не получается это делать самостоятельно (например, нет доступа к целевой аудитории), то обязательно вовлекать заказчика в этот процесс и не двигаться дальше, пока не пройдет нужный объем экспериментов.
Сразу думать про это не как про проект с «запуском», а как про долгосрочный консалтинг, где запуск — это условно первая треть пути.