«Мы не принимаем стартаперов в Академию»: Андрей Курч, Dr. Kurch Top Management Academy
«Невозможно стандартизировать отсутствие опыта, поэтому мы не обучаем стартаперов», – убежден создатель теории экосистемного управления бизнесом и жизнью Андрей Курч. По его мнению, бизнес-образование, прежде всего, помогает систематизировать тот опыт и знания, которые уже есть у предпринимателя.
Правила не отменить
Бизнес — это прежде всего правила управления, коммуникации, законодательной базы, работы рынка. Эти правила формируются снаружи и их невыполнение может повлечь тяжелые последствия, незнание законов мироздания не освобождает от ответственности. Поэтому образование для тех, кто занимается бизнесом, очень важно.
Тут как в спорте. Фигурное катание со стороны кажется легким спортом. Но, выйдя на лед впервые, никто не сможет исполнить тулуп, флип и лутц. За легкостью, с которой катаются спортсмены, стоят годы тяжелого труда, тренировок, дисциплины и травм. Я — заслуженный тренер по карате, воспитал 30 чемпионов России, Европы и мира. И никогда не встречал самоучек, которые выигрывали бы сразу после выхода на татами.
Кто такой Андрей Курч?
— доктор психологических наук;
— основатель, ректор и ведущий тренер-консультант «Академии ТОП Менеджмента Dr. KURCH».
Раньше я много критиковал квалификацию MBA (Master of Business Administration), говорил, что российский MBA убил больше бизнесов, чем любой кризис. Но со временем понял, что обвинять — самое простое и популистское дело. Создать альтернативу — более тяжелое и правильное. Воевать против кого-то — легко, а повести за собой людей — это намного сложнее.
Сама концепция MBA появилась, когда крупные английские землевладельцы с фабриками и заводами поняли, что они стареют и нужна армия грамотных управленцев. Они должны сменять друг друга каждые 4-5 лет, чтобы в бизнес поступала «свежая кровь», но при этом их знания должны быть систематизированы и стандартизированы.
Все понимают, что бизнес-образование нужно и будет востребовано. Но сейчас идет такая штамповка бизнес-тренеров без какого-либо опыта, что из-за этого отношение к реальным консультантам и коучам размывается и ухудшается, по ним судят обо всей индустрии.
Оцифровка бизнеса в ковидную эпоху
Наша Академия топ-менеджмента с самого первого занятия выдает слушателям доступ в Мегаплан. Мы называем его управленческим комплексом. Значительная часть бизнесменов хочет облегчить работу своих сотрудников, но не построить систему управления. Мегаплан прежде всего помогает создать структуру управления, а потом уже удовлетворяет нужды сотрудников.
Один из наших резидентов — руководитель сети центров недвижимости «Альфа», где я также выступаю соучредителем, по количеству сделок занял 14 место в рейтинге Сбербанка «ТОП-20 агентств недвижимости». Этот результат был достигнут за полтора года благодаря изменению коммуникации с клиентами с помощью онлайн-инструментов.
С распространением коронавируса в Китае мы стали думать над оцифровкой бизнеса и уже к началу апреля 2020 года полностью перешли в Мегаплан. Мы не то что не потеряли ни одной сделки, мы смогли нарастить их количество, потому что у других компаний таких инструментов не было.
100 дней, психология и коучи-попугаи
За 20 лет, что я консультирую бизнесменов, я понял, что ключевое знание для них — бизнес-психология. Сейчас психологию клиента можно изучить с помощью big data, обработать гигантские пласты информации, получить модели поведения клиентов и их потребностей. Но что делать малому и среднему бизнесу, у которых нет таких массивов информации? Все модели ранее были описаны в психологии, и теперь большие данные только подтверждают эти теории. При обучении мы стали использовать глубинную психологию, а именно психологию коллективного бессознательного. В итоге компании стали достигать шикарных результатов без больших данных. В компании «Альфа», о которой я говорил выше, работает всего 150 экспертов. Но она соседствует с корпорациями на полторы тысячи сотрудников. Разница в штате в десять раз, но количество сделок одинаково. Это один из результатов эффективного использования знаний психологии.
Руководя каждый день, собственник компании или топ-менеджер иногда не может найти решение проблемы, потому что он сам — ее часть. Бизнес-обучение помогает убрать лишние навыки, которые мешают выйти за рамки привычного. Вот почему в Dr. KURCH мы индивидуально подходим к каждому управленцу и собственнику бизнеса. Выстраиваем модель управления под его психотип. Мы не загоняем в шаблоны, давая правила построения бизнеса и нормативы. Поэтому и учебные группы в Академии небольшие.
Мы зарабатываем на дивидендах от своих студентов. Развивая бизнес после нашего обучения, они запускают новые проекты, в которых мы выступаем в качестве партнеров, подписываем соглашение о намерениях. Самое страшное сейчас — программирование людей на выполнение кем-то придуманных правил, транслируемых через соцсети. Коучи и тренеры повторяют, как попугаи, например, что успешные люди встают в пять утра. С чего они это взяли? Успешные люди занимаются двумя вещами — поиском людей и поиском идей, которые воплотят эти люди. По какому графику они это делают, совершенно не важно.
Последние исследования показывают, что успех компании не так сильно зависит от системного подхода к бизнесу, как от интуитивного видения будущего собственниками. Любой собственник интуитивно представляет некоторое будущее и постепенно создает уникальную бизнес-модель. Это мое мнение, которое подтверждается долгой практикой в консалтинге.
Многие наши резиденты говорят, что если бы пришли к нам год назад, потратили бы деньги зря. Они бы просто не поняли, о чем я говорю. Но год пандемии коронавируса показал им все возможные неприятности, которые нельзя победить одной только системой. Теперь мои утверждения воспринимаются лучше.
Бизнес-образование в России
Эта сфера в данный момент находится в глубоком кризисе. Классическое образование, в том числе бизнес-образование, строится на наборе догм и постулатов.
Значительная часть инструментов бизнес-образования устарела. Мы любим правило Парето («20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата»). Коучи говорят о нем направо и налево, но оно работает только в реальной сфере и бессильно в цифровой экономике. В виртуальном мире работает «теория длинного хвоста» – розничная концепция, предполагающая, что продажи смещаются с бестселлеров в сторону огромного количества нишевых товаров.
В российском бизнес-образовании, как в старой школе, много законов и правил, которые больше неприменимы в реальной жизни. Апгрейд знаний идет очень медленно. Поэтому, например, резиденты нашей Академии регулярно приходят на переобучение, за обновлением знаний: трое из четверых слушателей нового потока — наши прежние слушатели.
Когда мы встречаемся с новыми слушателями, они так и сыплют цитатами из книг и фильмов. А я спрашиваю: в бизнесе ты что будешь делать? Они готовятся управлять ресурсами 24/7, крутиться как белка в колесе. Но это не нужно. MBA создает для предпринимателя переход к реальному бизнесу. Предприниматель — это человек, на котором лежит вся ответственность, а вот создать систему и управлять ею — это искусство бизнесмена.
Вопрос от генерального директора Мегаплана Сергея Козлова
У Мегаплана есть учебный центр, который занимается внедрением и настройкой нашей системы для клиентов. На ваш взгляд, как повлияет закон о просветительской деятельности на прикладное бизнес-образование?
Андрей Курч, Dr. KURCH TOP Management Academy
В образовании нужен порядок. Вопрос в том, как будет контролироваться эта стандартизация. Сейчас к MBA нет жестких требований, программы одобряют различные ассоциации и структуры. Например, Dr. KURCH работает с одной из западных структур, потому что студенты хотят уезжать из России, знание и образование должны котироваться в других странах.
У меня шок от некоторых школ, которые предоставляют онлайн-обучение. Студент смотрит уроки и получает диплом MBA государственного образца! С введением стандартов должны ужесточиться контроль за выдачей дипломов, проведением экзаменов, тестирования.
Сейчас закон требует в первую очередь найти помещение и сдать его по всем санитарным нормам. Никто не интересуется, как построена программа. Но от онлайн-школ, например, лучше требовать уточнений по части хранения данных, внедрения зарубежных материалов.
Кроме того, сейчас лицензии выдают на конкретный адрес, но мы динамичный бизнес и можем неоднократно сменить его. Если мы сменим адрес, то по закону должны получать новую лицензию. Это снова бюрократия. Думаю, лучше всего с бюрократией справятся вузы. Но большой вопрос, какую пользу их программы могут принести бизнесу. Я бы все же фокусировался на анализе и проверке содержания программ, а не наличии помещений.