Суд с Wildberries. Продавец подал иск к площадке и теперь должен маркетплейсу 1 млн рублей

Суд с Wildberries. Продавец подал иск к площадке и теперь должен маркетплейсу 1 млн рублей
Этот блок временно не поддерживается

Любые критические высказывания в сторону Wildberries, здесь или на любой другой площадке, вызывают бурю эмоций. Одни неистово комментируют материалы и приводят примеры из своей практики. Другие парируют и предлагают сидеть тише, абы не вышло неладного и площадка просто не прекратила взаимодействие с продавцом.

Третьи, наверняка, переживают внутри себя бурю эмоций и молчат, потому что уверенны, что так им будет лучше: без получения выплат от WB, с потерянными поставками и подменёнными на ПВЗ товарами они все-таки имеют возможность торговать — это потенциально огромная выручка.

Но тихонь изображают не все и далеко не все молчат в тряпочку. Для одного из продавцов именно тряпочки стали камнем преткновения. Российский производитель одежды под брендом «Российский трикотаж» решил защитить свои права и подать иск в сторону Wildberries.

выдержка из Решения Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года
выдержка из Решения Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года

Лучшая защита — нападение

Суть вопроса проста: тот самый трикотаж продали слишком дешево, со скидкой в 95%. Истец заявил, что ООО «Вайлдберриз» нарушило процедуру установления скидки, предусмотренную в договоре. Скидка была установлена, товар продан, а Wildberries в лице ответчика якобы реализовал позиции с учетом скидки и нанес ущерб производителю (читайте — поставщику). Что там за трикотаж такой — можете посмотреть сами.

Страница бренда "Российский трикотаж" на маркетплейсе Wildberries
Страница бренда "Российский трикотаж" на маркетплейсе Wildberries

Немудрено, что с такой стоимостью товаров, ущерб производителя, одежда которого ушла с полки со скидкой в 95% оказался колоссальным. И ущерб этот поставщик (производитель трикотажа) решил взыскать с продавца (ООО «Вайлдберриз»). Давайте вчитываться в суть иска вместе.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании между истцом (поставщик) и ответчиком (покупатель) был заключен договор No17.01.17, согласно которому истец обязался поставлять, а ответчик принимать товары торговои марки Россиискии трикотаж, ассортимент, количество, цена которых определяются в заказах, информация о которых размещается на портале http://suppliers.wildberries.ru.

Пунктом 3.12 договора предусмотрено, что в случае предоставления поставщиком скидок на товар поставщик с электронного адреса направляет скан подписанного уведомления с указанием размера скидки на электронныи адрес покупателя.

Истец просит взыскать ущерб, возникшии в результате выставления скидки 95% на поставленныи товар через портал http://suppliers.wildberries.ru и реализации ответчиком товара с учетом этои скидки.

выдержка из Решения Арбитражного суда Московской области, 18 февраля 2021 года

Дотошные читатели, наверняка, заметили, что в первом абзаце Решения речь идет о рассмотрении двух исков. Второй — встречный — был подан уже ООО «Вайлдберизз» в ответ на претензии партнера. Мол, факт продажи товара со скидкой есть. Но это сам маркетплейс понес убытки, потому что изначально рассчитывал получить от продажи товаров сумму, гораздо большую, нежели комиссия от реализации копеечной одежды. Читаем дальше.

Согласно пункту 1 дополнительного соглашения от 19.04.2019 г. к договору поставщик обязался предоставить покупателю гарантированное вознаграждение за объем реализованного товара в отчетном периоде (один месяц). Гарантированное вознаграждение указывается с учетом НДС. Коэффициент гарантированного вознаграждения покупателя устанавливается в размере 17%. Таким образом, вознаграждение покупателя за реализацию товара определяется в зависимости от розничнои цены товара с учетом скидки.

Поставщик как лицо, которому предоставлена персональная информация, предотвращающая несанкционированныи доступ к личному аккаунту, самостоятельно несет ответственность за передачу такои информации третьим лицам или ее утерю. Предоставив информацию для входа на портал третьему лицу и не приняв необходимых мер по предотвращению неправомерного использования принадлежащеи ему информации, поставщик нарушил обязательство по обеспечению сохранности данных для входа на портал, вытекающее из пункта 2.3. договора.

В результате нарушения ООО «Производственно-Торговыи Холдинг «Трикотаж Групп» обязательства, товар был реализован с учетом скидки 95% и у ООО «Ваилдберриз» возникли убытки в размере 1 266 483 руб. 35 коп. в виде разницы между фактически полученным вознаграждением и вознаграждением, которое было бы получено, если бы ООО «Производственно-Торговыи Холдинг «Трикотаж Групп» не было нарушено обязательство.

В соответствии с пунктом 4 статьи 393 Гражданского кодекса Россиискои Федерации при определении упущеннои выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этои целью приготовления. Для получения указаннои выгоды ООО «Ваилдберриз» были предприняты все меры и совершены приготовления – был заключен договор с поставщиком и осуществлена приемка товара. Товар был размещен на саите и реализовывался третьим лицам с помощью интернет-магазина с учетом ранее согласованнои скидки, что не отрицается ООО «Производственно-Торговыи Холдинг «Трикотаж Групп» и подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

При этом, ООО «Ваилдберриз» не могло каким-либо образом уменьшить размер убытков.

выдержка из Решения Арбитражного суда Московской области, 18 февраля 2021 года

Третий — лишний

Вы спросите — о каком третьем лице идет речь? А речь о менеджере поставщика, которая собственноручно установила скидку на товары, после чего они и были проданы с ущербом для обеих сторон. Хотя ущерб WB, конечно, вызывает вопросы — тысячи продавцов устанавливают огромные скидки по собственным причинам и с ними никто не судится.

выдержка из Решения Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года
выдержка из Решения Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года

Из этой части документа следует два важных вывода: истец не уберег данные для входа на портал продавцов, не уследил за бывшим сотрудником и, мягко говоря, повел себя не очень профессионально. Все-таки бывшие сотрудники должны быть отключены от всех корпоративных каналов, порталов и почт в день увольнения. Не исключено, что уволенная сотрудница была обижена на руководство и решила подложить им свинью в виде огромной скидки (но, вообще, это тоже тянет на некое судебное разбирательство). Какие-то шекспировские страсти начинаются.

Второй вывод — для Wildberries, когда это необходимо, товары продавцов становятся слишком близкими, а скидки — слишком ущемляющими.

Для примера, когда весной этого года к Wildberries обратился Роспотребнадзор с требованием убрать из продажи БАДы, содержащие запрещенные в РФ вещества, маркетплейс попросил продавцов почистить витрины, но с себя обязательств снял, пояснив, что площадка — всего лишь место, которое предоставляется продавцам для реализации ими товаров. Сам WB, якобы, отношения к таким продажам не имеет, а лишь помогает за установленную договором оплату.

Вот и дело подоспело

Ну а когда нужно — всем все нужно. Вот и на полученный иск Wildberries решительно ответил встречным, собрав при этом адекватную доказательную базу — мол, он к ущербу не причастен. Истец такой доказательной базы предоставить не смог. Ее либо нет, либо никто не был готов к нападающей позиции маркетплейса. В итоге дело приняло приятный для ответчика оборот.

При этом, ООО «Ваилдберриз» не могло каким-либо образом уменьшить размер убытков. Суд находит необоснованным довод ООО «Производственно-Торговыи Холдинг «Трикотаж Групп» о том, что установление скидки было произведено с нарушением процедуры, установленнои пунктом 3.12 договора, по инициативе ООО «Ваилдберриз», так как указанное не подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

Пункт 3.11 договора, на которыи также ссылается ООО «Производственно-Торговыи Холдинг «Трикотаж Групп», не относим к настоящему спору, так как данныи пункт относится к случаю предоставления скидок потребителям продавцом, а не поставщиком.

Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражныи суд приходит к выводу об обоснованности и правомерности требовании встречного иска. Представленныи расчет судом проверен, является правильным. Судебные расходы истца по встречному иску по оплате государственнои пошлины относятся на ответчика по встречному иску. Истец по первоначальному иску несет расходы по оплате государственнои пошлины самостоятельно (ст. 110 АПК РФ).

выдержка из Решения Арбитражного суда Московской области, 18 февраля 2021 года

Если вы еще не раскусили итогов судебного разбирательства или сразу пролистали статью до последнего абзаца, то вот конечное Решение Арбитражного суда:

выдержка из Решения Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года
выдержка из Решения Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2021 года

А дальше что?

А дальше обычная жизнь. Если прямо сейчас зайти на Wildberries, то купить «Российский трикотаж» может любой желающий. Продавец продолжает реализовать свой товар даже после проигранного судебного разбирательства. Как минимум — убытки нужно перекрыть.

А еще стоит задаться вопросом — почему WB не подает подобные иски в отношении всех продавцов, которые снижают цены на свои товары. Ведь это очень популярная практика — снизить цены и выкупить все позиции самому, потому что маркетплейс, либо отказывается утилизировать товар, либо не возвращает его — служба поддержки молчит. По логике этого судебного разбирательства, убытки маркетплейс несет во всех подобных случаях. Но претензий он ни к кому не предъявляет. Или пока не предъявляет.

Те, кто бы уверен в том, что спорить с площадкой страшно и больно могут уверовать в это еще сильнее. Те, кто уверен, что закон на его стороне — посмотрит на это дело и поймет, что спорить можно, но готовится к суду нужно тщательнее.

А всем нам, продавцам, это дело должно послужить примером. Во-первых, нужно всегда подробно вчитываться в строки договоров, которые вы заключаете с маркетплейсами. Во-вторых, стоит еще лучше вчитываться в изменения и приложения к договорам, которые маркетплейсы публикуют чуть ли не каждую неделю. В-третьих, если увольняете сотрудника — увольняйте. Вам с ним детей не растить, ипотеку не выплачивать и выручку не делить.

UPD: Некоторые пользователи активно заинтересовались успехами "Российского трикотажа" и удивились почему компания продолжает торговать на WB даже после такого провального разбирательства. Мы рискнули предположить, что дело в успешных продажах. В конце концов, вряд ли Wildberries заставил отрабатывать проигравших собственные долги.

Мы поступили очень просто. Собрали статистику по объемам продаж и выручке бренда с помощью сервиса аналитики маркетплейсов SellerFox. Знаете, дело явно в деньгах и выручке. Она неплохая. Закрепим выдачу по статистике ниже - можете сами ознакомиться. Данные в таблице собраны за последние 30 дней.

Суд с Wildberries. Продавец подал иск к площадке и теперь должен маркетплейсу 1 млн рублей
Суд с Wildberries. Продавец подал иск к площадке и теперь должен маркетплейсу 1 млн рублей
4141
50 комментариев

Комментарий недоступен

21
Ответить

Kazanexpress где?

2
Ответить

🤣

Ответить

Автор, а почему вы не опубликовали новое решение суда от 3 июня апелляционной инстанции? Где ВБ и Трикотаж заключили мировое соглашение? Статья - накидывание говна на вентилятор.

Апелляционная инстанция решение суда отменила и утвердила мировое соглашение по которому Истец (Трикотаж) отказывается от иска на 6 184 693,89 руб., а Ответчик (ВБ) отказывается от своего встречного иска на сумму  1 266 483 руб. Госпошлины вернули истцам, судебные расходы остались на совести каждой стороны.

14
Ответить

Трикотаж поняли что обосрались и решили просто закрыть этот процесс. В Вайлдберрисе пошли на это, так как этот партнер генерирует больше, чем этот миллион, также им не нужен риск прецидентов если что-то пойдет не так. Как-то так.

Ответить

Гипотезы две: 
Главная. Суд обычно не в состоянии понять содержание делового оборота и принимает решение на основе своих извращенных фантазий уровня "бабки на скамейке сказали".
Рабочая. Судья - не адвокат и тупо выбирает более обоснованную позицию, даже если эта позиция не соответствует обстоятельствам (которые судья не в состоянии понять априори, поскольку не имеет релевантного опыта).

Работа представителя - "на пальцах" объяснить суду что случилось. ВБ справились с этой задачей лучше: если бы поставщик применил скидку в соответствии с договорным порядком, то убытков бы не было. Есть нарушенное право -> вот откуда убытки. 

Автор не дал анализ решающего обстоятельства: уволенная сотрудница. Без этого обстоятельства все разговоры - в пользу бедных.

14
Ответить

Суд работает по принципу "каждый доказывает обстоятельства, на которые ссылается". И разбирается в содержании делового оборота только в этих рамках. И это правильно. 

1
Ответить