Самоирония в урбанистике: как мы разработали фирстиль для общественного движения «Родная Земля»
Техзадание хорошее и проект интересный. Без иронии, потому что мы в Mojo весь лимит потратили на логотип.
О проекте
«Родная земля» — общественно-политическое движение. Если коротко, задача проекта — вовлекать жителей в благоустройство районов и помогать людям находить общий язык с властью.
Наша задача — создать во всех отношениях комфортную среду для людей. Каждый из нас имеет право жить в достойных условиях, пользоваться качественной инфраструктурой, иметь доступ к городским ресурсам, дышать нормальным воздухом.
И каждый из нас имеет право участвовать в проектировании городской среды, устанавливать свои требования к окружающему пространству. Только не все это право реализуют и вообще знают о нём.
«Родная земля» начинает свою деятельность в Москве, в планах — распространение по всей России.
Логотип
Техническое задание было не из простых. Логотип должен был включать:
- современность и трендовость. Проект заинтересован в привлечении молодёжи — это актив волонтеров. Им должна нравиться атрибутика проекта. При этом визуал должен быть понятен и аудитории 45+, не отталкивать их;
- гражданскую идентичность и народность. С учетом того, что инициаторы проекта не хотели выглядеть, как ортодоксальные казаки в папахах;
- постиронию и самоиронию. «Родная земля» — не молодежное название. Чтобы у аудитории не было повода троллить проект за нейминг, визуал должен иронизировать сам над собой;
- возможность включать этнический узор и менять его в зависимости от региона. Движение планирует распространяться по всей России;
- нужен был лого, разборчивый на внешних носителях — бейджах, мерче, раздаточных материалах.
Мы долго не могли понять, как самоиронию можно включить в логотип урбанического проекта. Фокусировались на параллельных историях — градостроительстве и экологии. Было четыре итерации скетчей — и все мимо ожиданий заказчика.
Проект оказался интересным, но одновременно и сложным из-за сферы деятельности. Долго пытались нащупать нужное направление для логотипа, перепробовали много вариантов, прежде чем мы пришли к финальной идее. Плотно работали с клиентом, много созванивались, получали фидбек.
Решение
Во время очередного полуночного брейншторма на нас всё-таки снизошло озарение. Среднестатистический россиянин 20-25 лет рос во дворах с цветами в покрышках, старыми мягкими игрушками на деревьях и лебедями из шин. «Родная земля» — проект для людей и про людей, которые выросли и живут в таких условиях до сих пор.
ЖКХ-арт — это не просто яркий атрибут постсоветского пространства, а полноценный социокультурный феномен. Им восхищаются, его ненавидят, репостят, фотографируют и выкладывают в тематические паблики с десятками тысяч подписчиков.
В то же время ЖКХ-арт запрещают на законодательном уровне и пишут критические статьи как о «болезни российских дворов».
Реакция «настолько плохо, что хорошо» — типичный способ смириться с проблемой. Поэтому дворы заполняют грибами из тазиков и криповыми скульптурами из дерева. Конечно, главный арт каждого двора — лебедь из покрышки.
Лебедь из шин — отражение унылого положения урбанистики в России и напоминание о том, с чем борется «Родная земля». Мы высмеиваем ностальгически светлое, но нелюбимое. Наш лебедь — один и тот же в Москве, Татарстане, Чувашии и Омске. В знак легко встраивается любая культура.
Цвета
Мы попробовали все основные цвета спектра, остановились на чёрном и синем.
Синий — цвет неба и воды. Ещё он ассоциируется с пластиковыми бутылками, из которых шинным лебедям делают клювы. Насыщенный оттенок добавляет устойчивости и веса логотипу.
Черный — цвет шины. Он подчеркивает синий в логотипе и сочетается с любым оттенком.
Гарнитура
Начертание для лого разработали с нуля, чтобы оно рифмовалось с формой знака. Использовали округлые элементы шины и ломаные линии клюва. Все штрихи той же ширины, что и на логотипе.
Фирменный стиль
Фирменный стиль продолжает идею логотипа — за паттерн взяты дворовые постсоветские образы. Мы предложили несколько элементов, которые можно менять в зависимости от мероприятий.
Направления работы «Родной земли» — урбанистика, образование, экология, медиа, комьюнити-билдинг и цифровизация. Образы вписаны в прямоугольные формы — они символизируют территории, над которыми работает «Родная земля».
Отзыв
Логотип превзошёл наши ожидания. Команде «Родной земли» он кажется смелым, весёлым и интересным. При этом достаточно серьёзным и полностью отражающим задачи проекта.
Относительно брендбука и визуализации на носителях — мы хотим дальше развивать идею. В настоящий момент думаем, куда двигаться дальше.
Вместо итогов
Лебедь из шин — яркий атрибут постсоветского пространства, символ благоустройства дворов и единения малых сообществ. Его «подбородок» выразительно приподнят, а линия «взгляда» устремлена в правый верхний угол — будущее. Лебедь обезличен, неодушевлён, поэтому не имеет глаз.
Паттерны в фирстиле — архетипичные образы, которые можно встретить в любом городе России. Мы использовали фигуры деревьев, скамеек, качелей и лесенок.
Пишите в комментариях, как вам наша визуальная идея?
Подписывайтесь на Mojo и не забывайте про +1, если нравится :)
Ассоциировать благоустройство пространства со старыми покрышками идея неудачная имхо.
Хотелось бы перспективного и светлого будущего а не вот это всё…
Вообще "человечество, смеясь, расстается со своим прошлым". Так что перспектива есть.
Второе правило сохранения ресурсов: переиспользуй все что возможно.
Так может это специфическое преобразование изначально не особо удачной идеи.
Комментарий недоступен
уныло
Идея отличная, примите инсталляцию на конкурс.