Как говорить с детьми о деньгах: неудобные вопросы ребенка

В возрасте от 3 до 5 лет дети начинают задавать неудобные вопросы, в том числе и о деньгах. Возможно, ваш ребенок уже просил вас купить ему весь магазин или светофор и грузовик вместе с рабочими.

Как говорить с детьми о деньгах: неудобные вопросы ребенка

Но бывают и более неудобные ситуации: например, когда оказывается, что ваш ребенок не отличает чужое от своего. Или расстраивается, что до сих пор не зарабатывает. Или пугается, когда ему рассказывают о голоде и нищих. Как рассказать ребенку, что такое деньги, сколько их нужно, как научить правильно ими распоряжаться? Психологи единодушны в том, что вопрос денег – один из тех, которые формируют у ребенка чувство благополучия и безопасности. Именно поэтому говорить о них нужно правильно и вовремя. Скорее всего, будет сложно. Но мы попробуем помочь. Вот вам подборка из самых неудобных вопросов, которые может задать вам ребенок о финансах.

Мам, а почему говорят “бешеные” деньги, и “страшные суммы”. Деньги – это страшно?

Исследование польских психологов во главе с профессором Томашем Залескевичем (Tomasz Zaleskiewicz) показало, что пяти-восьмилетние дети воспринимают деньги очень эмоционально, почти как сказочную силу или магию. Но только если не говорить о деньгах предметно, просто и рационально. Залескевич советует, постарайтесь успокоить ребенка, который слишком испуган или расстроен вопросами денег. И главное, самим взрослым рассуждать о них как о чем-то совершенно нормальном и простом, о чем-то, чем можно управлять. Чем в более рациональном ключе вы будете отвечать на вопросы о деньгах, тем проще и ответственнее будет относится к ним ребенок по жизни. Негативные разговоры о деньгах и определения денег, эмоциональные обсуждения проблем с деньгами могут навредить отношениям вашего ребенка и денег.

Мам, а когда у меня будут карманные деньги?

С шести-семи лет у ребенка должны быть карманные деньги.

Получать он их должен регулярно и безусловно. В планирование и расходы ребенка лучше не вмешиваться и дать ему возможность самому определить для себя их ценность и ту легкость, с которой нужно с ними расставаться. Пусть на все карманные деньги он отведет друзей за мороженым или в игровые автоматы. Допустим там он потратит все и не сможет потом купить себе больше ничего. Зато это научит его планировать и экономить.

Психолог Людмила Петрановская предостерегает родителей,- Не нужно пользоваться деньгами, чтобы показать власть над ребенком. Так делают те родители, которые платят за оценки или наказывают деньгами. Это формирует у ребенка неверное отношение к ресурсам семьи.

Деньги в семье - это всегда эквивалент власти. Тот, кто зарабатывает деньги, принимает важные решения. Куда поехать в отпуск? Когда сделать ремонт? Для ребенка это события и решения из мира взрослых, но по мере взросления он тоже хочет их принимать. Важно объяснить ребенку, а дальше уже договориться с подростком, что деньги это не только власть и решения, но и ответственность за последствия.

Еще важный момент. “Я тебя содержу, значит ты будешь делать, как я сказал” - это формула финансового насилия. Ребенок должен чувствовать заботу и опору, а деньги должны ассоциироваться с ответственностью, а не с насилием.

Важно освободить ребенка от необходимости быть хорошим за деньги. Мы отдаем ему деньги не потому, что он хороший, а потому, что сами решили о нем заботиться.

Мам, а что такое деньги?

Если вы хотите, чтобы у ребенка сформировалось здоровое отношение к деньгам, правильный ответ на этот вопрос (не дословно, конечно) может быть только один: деньги – это ресурс, и в семье им делятся безусловно. Привести пример того, что такое ресурс несложно – все видели воду в кране или чувствовали тепло от батареи. Это важные ресурсы, которые помогают нам жить безопасно и счастливо. Их может быть много, может быть - мало, может не быть совсем. Но главное, чтобы ребенок понимал – в его семье всем всего достаточно. И хватит на всех.

Такие игры, как «Монополия» и «Денежный поток» полезно устраивать, чтобы показать, что деньги можно тратить и зарабатывать, договариваться о них. Так, не покидая игрового пространства, ребенок учится понимать, что деньги могут превращаться в города и фабрики, а еще - в другие деньги.

Мам, как мне заработать?

Дети начинают играть в магазин еще в дошкольном возрасте. Потребность примерить на себя роль продавца и роль покупателя вполне естественна, так же, как и роль работника. Чтобы понимать ценность денег и научиться продавать свое время, многие дети отправляются на первые подработки. Это здорово, если и ваш ребенок хочет работать и зарабатывать. Это, конечно, не значит, что это нужно делать вместо более важных детских дел, игр и учебы. Но в 10-12 лет у ребенка вполне может появиться первая подработка.

За символические деньги ребенок может погулять с соседской собакой, почистить снег с машины или набрать текст на компьютере для пожилой соседки. Главное – чтобы работать не приходилось за безусловные детские потребности: комфорт, ваше внимание и безопасность.

Мам, как накопить на ноутбук?

С 8-10 лет ребенку можно рассказать об основах планирования. Он будет рад узнать, что может сам накопить на свои мечты именно столько, сколько нужно, даже если сейчас сумма кажется космической. Авторы книги о детской финансовой грамотности: “Пес по имени Мани” советуют учить детей делать сбережения и распоряжаться ими по такой схеме.

  • Выписываем 10 самых заветных желаний, на которые нужны деньги. Путешествие вокруг света вряд ли получится, но вполне можно загадать велосипед, ноутбук и еще много всего.
  • Выбираем три.
  • Теперь делаем альбом желаний и копилку для каждого желания. В альбоме можно рисовать то, что хочется купить, собирать фотки и вырезки из журналов. Такой альбом может быть бумажным или электронным. Главное — каждый день видеть красивые картинки ноутбука, который хочется. И, наконец, копилка. В нее складываем свои “вложения” в мечту. Даже самые небольшие.

Так, шаг за шагом ребенок научится не тратить все и освоит самые простые принципы планирования. Если мечта сбудется и ноутбук или велосипед окажутся в его руках, он получит важнейший опыт успеха.

Остается самый ответственный шаг - учиться инвестировать. Это навык, работать над которым можно всю оставшуюся жизнь.

С самыми простыми “инвестициями” на уровне “положи половину карманных денег в копилку” ребенок может познакомиться уже в 10. А дальше наверняка обратится к вам с вопросом, куда и как инвестируют взрослые. Расскажите ребенку про свою пластиковую карточку, про то, что она может быть дебетовой и кредитной.

Этих знаний вполне достаточно в младшем школьном возрасте. Дальше, по мере взросления, ребенок будет открывать мир денег. Благодаря вашей заботе, финансовый мир не будет пугающим и злым, а станет щедрым и увлекательным.

О том, как научить подростка основам финансовой грамотности мы еще поговорим.

По материалам сайта iticapital.ru

5
7 комментариев