Я искал удобный способ записывать тренировки, а в итоге создал SaaS для тренеров
В статье расскажу о проблемах с мотивацией для тренировок, какие бизнес-модели мы пробовали и зачем мы идем в Испанию. В конце статьи приятный бонус для читателей VC.ru.
Предыстория: как появилась идея
В 2018 году мне надоело искать удобный способ записывать тренировки: все приложения были слишком неинтуитивными для простой задачи — записывать цифры. Я пробовал вести заметки, и знаю многие именно так и делают. В таком способе было слишком много ручного ввода и плюс хотелось какой-нибудь аналитики. Тогда я решил создать Телеграм-бот для этой цели.
За пару месяцев мы с другом разработали и запустили первую версию Телеграм-бота. Мы разослали приглашение нашим друзьям, кто уже занимался в тренажерном зале, а также всем участникам каздевов (проблемных интервью). Получили позитивный фидбек: наблюдали за тем, как люди удаляли свои старые приложения и переходили в бот.
На этом этапе проект пришлось заморозить. В апреле 2018-го начал опускаться занавес: тогда по решению Роскомнадзора телегу решили прикрыть, и мы не понимали какие у неё перспективы в РФ. Очевидный, но затратный вариант был создать нативное приложение. Тогда параллельно я развивал другой проект, в котором собрал очень сильную команду, и принял решение заморозить чат-бот до лучших времен.
Хакатонское прошлое и учёба на ошибках
В новом проекте мы делали event-management систему для хакатонов. Среди наших клиентов были организаторы самого крупного хакатона России в 2018 году — UrbanTechChallenge. Но это был предел, глобальная экспансия не сложилась, так как было много подобных платформ на по-сути маленьком рынке. В голове навсегда отпечаталась истина:
Лучше иметь средний продукт и среднюю команду на большом рынке, чем крутой продукт и крутую команду на маленьком рынке.
Когда я начал работать в Тинькофф, то использовал полученный опыт из проекта, чтобы собрать команду для проведения внутренних хакатонов. Получилось запустить 2 большие истории, которые принесли 25 свежих проектов. Часть из них получили одобрение на дальнейшее развитие внутри группы компаний.
Время шло, случилась пандемия, локдаун, закрылись фитнес-клубы. В это же время Telegram разблокировали и я решил разморозить проект и продолжить развивать идею с тренерами.
Если нет времени/мотивации на тренировки — найми тренера
Большинство людей неспособны сами себя заставить тренироваться, но при этом мечтают о результате. Во время интервью я обратил внимание, что люди втягиваются и не бросают, когда у них есть тренер, причем не важно офлайн или онлайн. Опрошенные респонденты с тренером занимались стабильно от полугода до 2х лет.
Для меня тренер — это экономия мыслетоплива: не нужно уговаривать себя пойти на тренировку или сделать еще 1 подход.
Именно поэтому онлайн-курсы, приложения с готовыми программами и записанные видео-тренировки плохо работают (их объеденяет низкий retention). Нет контроля — можно сделать на подход меньше, уйти с тренировки пораньше или совсем пропустить.
Не Zoom’ом одним едины
Когда говорят про онлайн-тренировки, чаще всего представляют как тренер и атлет созваниваются по Zoom и тренер начинает показывать упражнения, а атлет повторять их. Мы пошли в другую менее популярную, но как мне кажется, более перспективную нишу — дистанционное ведение до результата. Оно позволяет выработать привычку тренироваться на длинной дистанции и стоит в разы дешевле zoom и оффлайн тренировок с тренером.
Как это работает?
- тренер проводит консультацию и просит заполнить анкету, в которую включены вопросы о противопоказаниях, предпочтениях в еде и тд.
- тренер составляет индивидуальный план тренировок и питания
- атлет начинает следовать плану и отправлять отчеты: видео с техникой, результаты тренировки, отчет по калориям.
- в процессе план корректируется тренером: он подбирает веса, новые упражнения, меняет рацион, переодически проводит консультации.
Как это выглядит?
Проблемы тренера и клиента
Главный минус такого подхода — отсутствие обратной связи от клиента по выполнению, другая проблема — банальное неудобство и низкое качество сервиса:
- Клиенту нужно искать план в чатах или открывать эксельку с телефона прямо во время тренировки
- Тренеру каждый раз нужно набирать программу текстом, снимать и загружать одни и те же видео с упражнениями
- По мере увеличения клиентской базы становится слишком много информации, сложно следить за прогрессом и результатами, эффективность и мотивация снижаются
Всё это приводит к низкому LTV и как следствие к необходимости постоянно искать новых клиентов.
Bodynator: «Я вернулся, чтобы навести порядок»
Я разработал MVP, взяв за основу [части терминатора] старый бот и полностью переписав. Сейчас Bodynator работает в двух режимах: для тренера и для атлета. Тренеру он даёт возможность составлять программы в несколько кликов и следить за прогрессом своих клиентов. Атлетам иметь план под рукой и добавлять результаты во время тренировки.
Какие есть возможности?
- разные типы тренировок: круговые, дома, в зале
- готовая база из 150+ упражнений с качественной анимацией
- возможность добавлять собственные упражнения и видео
- тренер может проводить марафоны и продавать готовые программы
- делаем полное брендирование — собственный чат-бот тренера
Монетизация: Marketplace vs. SaaS
Мы начали с маркетплейса. Даже более точно — с модели SkyEng. У нас были свои тренеры и единый тариф: 3900 руб. за месяц ведения. С каждой оплаты мы удерживали 30% комиссии. Всего мы нашли тренеров для 5 клиентов. Средний LTV получился в районе 4200 руб., максимальный — 9360 руб. (8 месяцев).
За время тестирования увидели, что даем больше ценности тренерам и их дешевле привлекать, чем искать им клиентов. К тому же у нас возникла классическая проблема «курицы и яйца»: чтобы привлечь клиентов нужно больше тренеров, и наоборот.
Мы решили попробовать модель SaaS — продавать софт по подписке тренерам и не брать никакой процент. Это бы помогло нам сфокусироваться на одной аудитории и сформировать базу тренеров. Сейчас тренер платит за подписку в зависимости от числа клиентов. Перед этим он может бесплатно попробовать сервис в течении первого месяца.
Продвижение
Пока что мы делаем прямые продажи через холодные контакты в инстаграм. Дело в том, что все тренеры, которые работают онлайн, имеют оформленный инстаграм. Процент ответов в директе примерно 15%. Многим интересно проведение марафонов.
У нас есть ряд ключевых гипотез по продвижению, которые начинаем уже тестировать: партнерская программа с фитнес-школами, проведение марафонов с крупными блогерами, контент-маркетинг и тд.
Go Global: в Европу через Испанию
Сейчас есть первые продажи в России, но мы хотим выходить сначала на европейский рынок, а потом и на США, где уже есть прямые конкуренты. Для выхода в Европу мы выбрали Испанию. Вот лишь несколько причин:
- высокое проникновение фитнеса
- популярность языка в мире и отсутствие локализации у прямых конкурентов
- популярность Telegram: можем зайти уже сейчас с нашим MVP, пока сайт и приложение в разработке
- Европейская страна с развитым венчуром
Планы по продукту
Мы уже ведем разработку мобильного приложения. Также мы сделаем веб-версию для тренера. Мы понимаем, что тренировки это всего лишь 20% успеха, остальные 80% зависят от питания и образа жизни. Поэтому в ближайшее время хотим сделать инструмент для составления планов питания, а чуть позже интеграцию с носимыми гаджетами.
Бонус: программа домашних тренировок
Программа подойдет тем, кто долго работает за компьютером и малоподвижен в течении дня. Она содержит 3 тренировки в домашних условиях без какого-либо оборудования (кроме полотенца и коврика). В случае наличие у вас травм или каких-либо противопоказаний перед началом программы проконсультируйтесь с вашим врачом.
В заключении
Спасибо, что дочитали. Или пролистали в самый конец, что в общем то тоже неплохо. Сайт проекта можно посмотреть по этой ссылке: bodynator.com/ru
Поделитесь, как вам проект? Может вы занимались с тренером, и у вас наболело или наоборот все хорошо.
Если интересно поучаствовать в этой истории, то пишите мне в телеграм: @peramor. Сейчас нужна помощь с продвижением и продажами в Испании.
Ставить технику удаленно, используя видеозапись и чатик - это прямо извращение какое-то :)
Есть же нормальный способ - использовать живого тренера в зале.
Ага, вот только очные тренировки стоят в разы дороже, чем дистанционные, а профита от них не сказать чтобы существенно больше.
Сам уже несколько лет занимаюсь с дистанционным тренером и за это время не только с нуля поставил технику стандартных жима/приседа/становой и т.п., но и в намного более сложных тяжелоатлетических движениях ощутимо продвинулся.
поэтому формат больше подходит тем, у кого техника уже поставлена, но нужен план и контроль. Когда клиент или тренер переезжают в другой город чаще всего они продолжают работать в таком формате.
Но тем не менее мы тестили гипотезу с новичками, у них небольшие веса и очень низкий риск травмы, тренер в итоге смог поставить технику. Еще тут подключается осознанность: тренер не просто тычит в грудь и говорит сюда штангу клади, а проговаривает, какие ощущения у тебя должны быть.
Верно подмечено, с учетом того что при покупке абонемента в большинство спортивных залов к нему прилагается пару занятий с тренером (бесплатно). Этого вполне хватит чтобы поставить технику и выучить базовые упражнения.
А приложение уже будет как подспорье, чтобы освежить память или еще раз прояснить моменты упражнения.
Не Zoom’ом одним едины
Правильно: «Не чем-то единыМ»
Комментарий недоступен
Это игра типа sims, VR или проект фитнес-студии? Удивила школа анатомии, интересно что подтолкнуло её добавить?