Как я уволился и занялся музыкой
Меня зовут Рома Шестаков, я со-основатель музыкальной секции Кукушка.
Эта статья – история о том, как я ушел с позиции директора по продукту и начал заниматься музыкой.
Как это случилось?
В начале локдауна в 2020 году я ушел с работы. На тот момент я работал директором по продукту в медицинском страховом стартапе, очень растущем и успешном, как об этом принято говорить.
Причин, по которым я ушел с работы, было много, но основная заключалась в том, что я перестал понимать, как связан я и то, чем я занимаюсь на работе. Сейчас много говорят про выгорание, но не думаю, что это было оно. Я много всего пробовал, и какие-то понятные карьерные перспективы меня не вдохновляли.
Время было непростое: кругом ковид, страх, суета. Полгода я разглядывал потолок, пытался медитировать, ходил гулять по безлюдной Москве, думал о том, кто я, где я - вот этот стандартный exit pack с хороших позиций в IT-компаниях. Была такая пустота и в голове, и на улицах.
Помимо досконального изучения люстры в моей спальне, я пробовал себя во всем, что попадалось под руку. Устроил себе недельный марш-бросок в семестровый курс Стэнфорда по нейросетям, построил кэмп на Огоньке (русский Burning man), консультировал студентов по трудоустройству, уехал в деревню в горах, ел хычины, запивал их айраном.
Спустя полгода я решил отстать от себя, забить на все истории, связанные с профессией, и заняться чем-то на первый взгляд абсолютно бесполезным. Меня всегда привлекали занятия, благодаря которым можно что-то новое узнать про себя, где есть процесс создания, но это еще не превратилось в работу.
Мой взгляд упал на Nord piano 2, который мне 6 лет назад подарили мои друзья в честь того, что я снова начал играть на фортепиано. Но я в тот момент решил поиграть в карьерный рост, а не на клавишах, и оставил их предметом интерьера. (Nord, кстати, роскошно вписываются в любую комнату, поэтому неудивительно, что мой взгляд упал на него)
Цель была довольно понятная: играть любимую музыку, импровизировать, научиться подбирать на слух. Что-то я уже знал, потому что учился в музыкальной школе, но помнил я примерно столько, сколько начинающий может узнать за несколько недель, хотя учился я восемь лет. Я приступил к решению этой задачи со всей инженерной упоротостью, которую мне привили еще на физтехе.
Музыкальные школы (их я изучил подробно) показались мне либо очень устаревшим или безвкусными, либо и теми, и другими одновременно. Вариант с частными педагогами тоже быстро отпал: найти преподавателя музыки с критическим мышлением сложно и мне скорее нужна была продуманная программа обучения, а не мнение одного человека. Здесь стоит отметить, что мои родители – преподаватели в музыкальной школе, и я понимал, что музыкальная образовательная система нацелена на исполнительство, а не импровизацию. Другими словами, музыкальное образование в России построено так, как если бы мы в школе учились русскому языку, дословно повторяя сочинения других авторов.
Следующие 4 месяца я изучал все возможные каналы на ютубе (моими любимыми стали Walk that bass и Adam Neely), разбирал все книги и программы от Berklee Music College, изучал всевозможные книги по гармонии, собирал рекомендации в музыкальных блогах и в программах западных университетов.
Между профессиональным обучением и любительским есть огромный разрыв.
Все материалы делились на 3 категории:
- Слишком профессиональные. В них очень много теории, но не понятно, как ее применить здесь и сейчас.
- Слишком любительские. Здесь каждая простая мысль размазывается на 20 минут объяснений в видео.
- Слишком эзотерические. Звук везде, он из космоса, проходит через каждого, и мы перерождаемся в своем творческом начале.
У меня было время, поэтому мне удавалось читать и смотреть все это добро, затем придумать задачу, которая меня мотивирует, и следующие несколько дней увлеченно заниматься. А потом все сначала. Очень это было непривычно и увлекательно.
Через 4 месяца я, в целом, уже довольно быстро и спокойно мог взять аккорды нужной мне песни и начинал играть ее так, как мне хочется. Даже удавалось срывать аплодисменты в барах. Ощущения, что цель достигнута у меня было.
Меня безумно вдохновлял процесс, хотелось идти дальше, но здесь возникли небольшие сложности.
Во-первых, я занимался один, и если первых целей я достиг благодаря собственному любопытству, то для того, чтобы двигаться дальше, мне было нужно, чтобы вокруг меня появлялись люди, которые увлечены так же, как и я. Ведь музыка это не про забег на 100 метров, а про образ жизни.
Во-вторых, придумывать себе вдохновляющие задачи становилось сложнее, а без них нет прогресса. Нужны были новые идеи, источники мотивации, цели. Другими словами, начинался классический творческий кризис.
Как я начал решать эти проблемы и открыл Кукушку
Идея была проста, как камень. Чтобы развиваться как музыкант, надо быть среди музыкантов и делать с ними вместе разные музыкальные дела. Проблема была лишь в том, что лично я знал примерно 0 музыкантов.
Я отправился на поиски в интернет. Находил какие-то имена, гуглил, как и с кем играют эти люди, пытался оценить их с разных сторон. В общем нашел человек 15 и отправился им писать. В первый же день на мое сообщение (сейчас я понимаю, насколько странным оно было) откликнулась Варя Чиркина. Это меня удивило, потому что из всех, кому я написал, она была самой крутой. Играла с Монеточкой, пела с СБПЧ, преподавала в Moscow Music School, была вожатой в Камчатке, и у нее был классный инстаграм. Остальные либо не проявляли интереса к проблеме и больше интересовались финансовой стороной вопроса, либо на лбу у них сияла огромная звезда. Иногда она светила вполне справедливо, но чаще появлялись вопросы к этому астрономическому явлению.
Мы подружили несколько недель и поделились своими наработками. Мой подход в обучении музыке был структурный и технарский, а Варин - про художественный смысл и свободу. Мы хорошо друг друга дополняли и очень совпали по вайбу. Решили ничего не ждать и запустили первый музыкальный курс в фейсбуке через месяц после знакомства. На него записались 15 человек. Курс был недолгим, в нем было много общения, шуток, музыкальных экспериментов. Мы много работали и постоянно что-то придумывали.
После курса было несколько недель фрустрации. Мы получили много обратной связи, увидели живых людей с их вопросами и проблемами. Хотелось сделать круче, структурней, но при этом не потерять атмосферу общения и общего веселья.
К нам присоединился крутой художник и дизайнер Артем Зайцев. После нескольких встреч, метаний и застоев родилась Кукушка. Начал формироваться ее образ, смысл и программы обучения.
С тех пор прошло 4 месяца. У нас отучились больше 80 человек. Мы начали преподавать гитару и сделали программы для новичков. Разобрали больше 100 заявок от преподавателей, чтобы отобрать тех, в которых есть жизнь и любовь к музыке. Сильно выросли в качестве образовательного контента.
В конце концов мы набрали достаточное количество опыта, перестали быть курсами и стали секцией, в которой можно постоянно учиться и расти в мастерстве, потому как музыка это про лайфстайл, а не про спринт длиной в месяц.
Но общий смысл остался тот же. Чтобы научиться классно играть, нужны:
- Регулярные и мотивирующие задачи, чтобы нарабатывать навыки
- Сообщество, которое поддерживает и не дает сойти с дистанции
- Разнообразие, чтобы не скучать. Как в задачах и их форматах, так и в преподавателях
За это время я узнал о музыке больше, чем за предыдущие 8 лет в музыкальной школе и еще 10 лет попыток вернуться к занятиям.
Сейчас я больше занимаюсь развитием “Кукушки” как компании. Как выяснилось, у каждого музыканта есть своя суперсила, и если их собрать вместе, они гораздо сильнее, чем кто бы то ни было по отдельности. Короче, в итоге я снова что-то типо продуктового директора, но теперь вокруг меня очень много крутых музыкантов, у которых я постоянно учусь.