Почти год меняли фирменный стиль, получилось достойно. Опыт интернет-провайдера
Lovit – это интернет-провайдер. Сейчас у нас 80 000 абонентов. Работаем в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге.
Когда и как мы поняли, что возникла необходимость в изменении фирменного стиля
В конце 2019 года мы почувствовали сильный скачок цифровизации. Бренды активно внедряли цифровые продукты, а наши абоненты всё чаще пользовались умными устройствами и сервисами.
На тот момент мы были оператором связи – соединяли компьютеры и смартфоны абонентов с серверами. Мы понимали, что будущее не за соединением устройств, а за формированием среды и поставили цель – создать цифровые сервисы. Чтобы измениться внешне, нам нужно было начать коммуницировать по-новому.
Как определили, какой стиль нам нужен
Перед тем, как найти подрядчика по разработке нового языка, мы продумали, какой визуальный стиль и язык коммуникаций нам подходят больше.
Мы изучили стили графического дизайна и выбрали швейцарский стиль.
Почему он нам подходил:
- Простая геометрия помогает легко и быстро усваивать информацию о сложных вещах: как устроен интернет и телеком-сети, как работают роутеры и другое сетевое оборудование.
- «Сетки» упрощают подачу контента и систематизируют её. Мы лучше представляем, как структурировать информацию, а дизайнеры быстрее делают дизайн.
- Для нас главное – передать смысл, а не быть красивыми. Принцип стиля «Форма следует за функцией» резонировал с нашими принципами.
Как проводили тендер
В рейтинге Tagline вы выбрали 21 дизайн-агентство средней стоимости и разослали письмо с предложением участвовать в тендере. В письме был бриф и такие вопросы:
1. Пришлите кейсы, которые вы выполнили в швейцарском стиле.
2. Про один из кейсов напишите, какие стояли задачи и почему вы сделали именно так.
3. Как сейчас заказчики реализуют эти кейсы?
4. Пришлите прайс: понятно и просто опишите, за что и сколько вы будете брать денег.
8 агентств не ответили, 6 ответили отказом, 7 откликнулись.
На втором этапе мы выбрали подходящие агентства и попросили создать концепт элемента фирменного стиля для нашего бренда. Лучше всего справились ребята из агентства Fenomen: они погрузились в контекст и предложили рассмотреть не классический швейцарский стиль, а современный. Они посчитали, что наш бренд должен быть легче и не теряться в нынешнем инфошуме. Мы согласились.
Работу по тендеру вели в корпоративном конфлюенсе. Агентства, которые откликнулись, мы передали в отдел продуктов для тендера по разработке дизайна мобильного приложения. В конце 2020 года взяли несколько агентств для тендера по разработке дизайна сайта.
Платили не как обычно
Мы не закладывали бюджет на смену фирменного стиля, поэтому договорились с агентством разделить работу на 4 этапа в течение 6 месяцев и оплачивать не всю работу целиком, а каждый этап отдельно. Так мы могли выделять деньги на оплату услуг и обстоятельно заниматься работой над проектом.
Как формировали ТЗ
Было 2 брифинга. На первом ребята из агентства разрабатывали базовые константы. Они попросили заполнить бриф из 4 разделов:
1. Бренд и задачи
В этом разделе были вопросы про историю и описание бренда, про цели проекта и вопрос о том, что вообще требуется сделать.
2. Текущая ситуация
Предложили описать услуги, перечислить характеристики и конкурентов.
3. Целевая аудитория
Нужно было выяснить, кто должен покупать, в какой ситуации и из-за чего потребитель может отказаться от покупки.
4. Специальные требования
Описали точки контакта, характер и значение логотипа, рекомендации по цвету и на что ориентироваться при разработке.
Что мы написали в первом брифе
Сильнее всего на образ нового стиля повлияла информация о миссии, видении себя и ориентире на швейцарский стиль.
Миссия lovit: повышение уровня жизни городов, создавая уникальную инфраструктуру с удобными и полезными сервисами для их жителей.
Чтобы выполнять миссию, мы должны были ответить на вопрос, кем мы себя видим. И мы ответили, что видим себя командой.
Определение команды: «Команда – это взаимодействующая друг с другом группа людей для достижения единой цели с распределением ролей, функционала, компетенций, зон ответственности и результатом распространяющимся на всех членов команды»
Команде нужны такие навыки:
- умение слышать и слушать
- ставить себя на место другого человека
- обладать компетенциями
- умение доверять друг другу
- наставничество
Ещё для нас было важно создать простые шаблоны, чтобы верстать макеты мог даже не дизайнер с элементарными знаниями фотошопа.
Первые наброски. Визуальный брифинг
На второй встрече дизайнеры предложили варианты базовых констант – такой как бы фундамент, на котором дальше будут строить фирменный стиль. Нам предложили ответить на насколько вопросов:
1. Современность или классика?
2. Цвет или монохром?
3. Абстракция или фотографии?
4. Статика или динамика?
5. Сдержанно или открыто?
Мы посовещались и ответили:
Классический или современный?
Современная классика.
Мы не можем иметь визуальный стиль семидесятилетней давности, потому что у нас нет таких традиций, который мы могли бы таким стилем передать. С другой стороны, мы не современные: хайтек, скорость, метаморфозы – это не про нас.
Сдержанно или открыто?
Компетентность, делимся знаниями, вызываем взаимодоверие.
Нам подходит тональность, которая выражает компетентность, готовность делиться знаниями и вызывает взаимодоверие.
Мы разделили все наши услуги на стандартные и новые и решили, что цвет, графика и динамичность должны зависеть от этого.
В стандартных услугах предложили использовать монохром с цветными акцентами, фотографию и статику. Это базовые услуги, они должны выражать надёжность, простоту.
В новых услугах предложили использовать цвет, фотографии и динамику. Новые услуги – это то, что мы развиваем, а значит, это более свежая, динамичная субстанция.
Презентация концепций
Логотип и шрифт
Дизайнеры предложили использовать шрифт Swiss вместо Fedra Sans. Уравновесили логотип, сделали его чище и лаконичнее.
Цвета
За основу взяли цвета, которые были раньше. Сделали их насыщеннее. Основной цвет – белый, чтобы давать больше пространства и воздуха. Чёрный – для типографики. Голубой и красный – для акцентов.
Концепция «Цвет»
Разделяем услуги по цветам. Цвет – главный элемент.
Концепция «Акценты»
Цвет – акцентный элемент. Добавляем ритм и разбиваем текст на блоки, чтобы легче читать.
Мы выбрали концепцию «Акценты». Потом мы встречались ещё пару раз, чтобы внести уточнения и обсудить детали.
Что в итоге получилось
В агентстве разработали гайдбук с правилами. Например, для стандартных услуг использовать чёрно-белые фотографии и графитовый цвет. Если мы хотим рассказать что-то важное, то делаем акцент фирменным красным. Для нового нужно использовать сочетание голубого с цветными ненасыщенными фотографиями.
Как внедряли новый стиль
Обычно новый стиль внедряют сразу: меняют логотип в полиграфии, соцсетях, на сайте, в мобильном приложении. Для нас важно было не просто заменить логотип, а представить новый язык целиком. Мы меняли стиль там, где могли полностью оформить дизайн под новый гайд.
Например, сначала сделали редизайн в социальных сетях и полиграфии. Потом разработали все шаблоны для рассылок, оформили внутрикорпоративные площадки. Самым ресурсоёмким было сделать новый дизайн мобильного приложения и сайта. Их разрабатывали самыми последними.
Как новый стиль повлиял на работу компании
После внедрения новой айдентики компания изменилась не только визуально, но и ментально. Наличие структуры и системы правил позволила сотрудникам начать думать в рамках нового стиля.
Мы стали использовать информационный стиль в текстах, чтобы говорить просто о сложных вещах, быть более открытыми. Написали редполитику: по ней работают и сммщики, и операторы поддержки.
Теперь мы не просто брендируем сувенирку, а думаем и заботимся о получателе. Выбираем в качестве подарков только то, что отвечает нашим принципам и миссии. Например, раньше мы могли заказать ноу-нейм пауэрбанк в качестве сувенирной продукции, а сейчас мы делаем упор на качество и закупаем в качестве подарков устройства проверенных брендов.
Раньше наш HR-отдел рассылал письма про день рождения сотрудника в стиле «Поздравляем Алексея! Счастья, здоровья и успехов!». А сейчас каждый руководитель пишет достижения своего подчинённого-именинника, чтобы сотрудники порадовались за него и лучше узнали, кто и чем занимается в подразделениях компании.