Как дизайн изменил моё отношение к собственному бизнесу. И как благодаря этому мы меняем рынок разработки сайтов
Не только клиенты могут думать, что дизайн для сайта вторичен. Иногда так считают даже разработчики. Зачем тратить деньги и время на то, что приносит только эфемерный профит? Но я на своём примере понял, что дизайн меняет мышление и отношение к своему бизнесу, а значит — меняет вообще всё.
Привет! Меня зовут Виктор Рындин. Я основатель агентства Wemakefab. Мы — небольшое агентство, занимаемся разработкой онлайн-сервисов с упором на UX. Делаем так, чтобы было не только красиво, но и удобно.
Всем, кто сталкивается с нами на конференциях или конкурсах, мы запоминаемся как адепты крутого дизайна. Но раньше я считал, что дизайн — это переоценённый буллшит.
Почему всё изменилось — в статье.
А заодно и история агентства, которую я никогда не рассказывал в публичном пространстве.
2005 год. Дизайн? Не, не слышал
Я начинал с разработки сайтов-сателлитов. Это такие простенькие площадки, с которых передаётся траст основным сайтам, благодаря обратным ссылкам. Тогда ещё даже не придумали ссылочных бирж... Дикое время :)
И самое главное в таких сайтах — уникальный контент. Но откуда его брать? Пришлось искать нетривиальное решение.
Родители в детстве постоянно покупали мне книги «Я познаю мир» (кому тоже?). Не знаю, зачем именно покупали — видимо, верили в сына. Но я их никогда не читал. Зато лет в 16 я понял, что эти книги — бездонная бочка уникального контента.
Я просто сканил странички и заливал на шаблонные сайты.
2008 год. До встречи с силой дизайна ещё лет 10
Думаю, что моё бизнесовое мышление начало формироваться в момент, когда я решил делегировать сканирование и распознавание текста.
Так появился напарник-партнёр, который делал всю рутинную работу. А я верстал сайты и продавал их веб-мастерам. За один сайт мы зарабатывали до $60. И могли собирать один сайт в день.
Вот что у нас получалось:
2010 год. Мы — агентство с двумя «рабочими местами»
Сейчас бы нас назвали агентством из коворкинга, но такое слово в те времена ещё не использовали.
У нас появился менеджер по продажам. А это уже практически серьёзная компания, так ведь? :)
Мы начали брать заказы на контекст и на SEO. Параллельно формировался нейминг: «Рындин Эдженси», и слоган «Деталь вашего успеха».
У нас были самые шикарные места во всём коворкинге. Стоили на 1000 рублей дороже других и располагались прямо у окна. Мы же в диджитал — могли себе позволить.
2011. Первая популярность, кликбейт и «Ужасы Петербурга»
Про нас написал «Деловой Петербург». Мы использовали безбожный кликбейт и пообещали, что продвинем любую компанию за свой счёт, а оплату готовы принять процентом от обеспеченной прибыли.
Да, тогда я искренне думал, что это реально. Но на самом деле вы понимаете…
Тем не менее публикация дала сильный буст. Приходило по 20-30 заявок в день. Нам чудом удалось разгрести хаос и отказаться от идеи с продвижением за свой счёт.
Благодаря публикации мы получили первого серьёзного заказчика. Это была компания, которая владеет 8 парками аттракционов по всему городу. Работу начали с проекта «Ужасы Петербурга».
А ещё наш дизайнер Паша придумал для агентства новое название: «Фабрика успеха». Появился фирменный стиль. Чувствуете потенциал?
2012 - 2014. «Фабрика успеха» и стабильный выпуск диджитал-продукции
Студия делала сайты с «просто нормальным дизайном». Никаких изысков. Получился стабильный и понятный конвейер. Заказов было всё больше, и мы росли.
В итоге доросли до 12 человек.
Я нанял директора по продажам, раздул ФОТ, и… ничего не получилось. Отдел продаж был чуть менее, чем полностью бесполезен. А продавать сайты дорого — мы ещё не умели (или если быть совсем точным — не хотели).
В таком составе просуществовали год и сдулись обратно до 7-8 человек.
2014 - 2017. Сарафан. Танцы на столах. Беззаботные времена
Я собрал команду, с которой просто было комфортно работать. И успокоился.
Тот период я вспоминаю с тёплым чувством: время уютной и беззаботной стагнации. Танцы на столах и никаких строгих требований к самим себе. Просто всё было нормально, думаю, каждый руководитель агентства проживал такой период.
Конечно же, нас не интересовали никакие рейтинги и награды. Зачем они нужны, если всё и так хорошо? Атмосферу отлично передаёт это видео из архива:
Мы работали по сарафану. Да, была пара потрясений, когда уходили большие заказчики, но на их место приходили другие.
У меня параллельно были другие бизнесы, поэтому агентство оставалось вторичным увлечением, которое стабильно приносило деньги.
Именно в этот период у меня сформировалась позиция, что дизайн — это буллшит. Тогда я думал, что всё дело в маркетинге. А фестивальный дизайн казался мне тупой тратой денег. Как и конкурсы и награды. Мы какбэ были выше всего этого.
Но на самом деле, это была позиция наблюдателя, который застрял в зоне комфорта и не желает развиваться. Но понял я это только через пару лет.
2018 год. Мне надоело трудиться на «Фабрике»
К этому времени я оброс экспертностью и опытом, мог легко рассказать за маркетинг и продвижение. Именно поэтому лично курировал все проекты. Агентство существовало в формате небольшой ремесленнической артели, где я занимал роль проджект-менеджера.
И мне это перестало нравиться. Я уже не хотел делать много и дёшево. А единственный вариант для роста — увеличение стоимости. А как увеличивать стоимость, когда дизайн — это буллшит, как и награды, конкурсы и весь этот ваш диджитал-рынок?
Нужно было выходить из зоны комфорта, как бы заезженно не звучала эта фраза. А это значит — повышать цены, уходить от операционки, менять позиционирование и вообще всё.
2019. Позиционирование само нашло нас — и мы стали Wemakefab
Я начал изучать рынок, экспериментировать с подходом к работе, общаться с коллегами по цеху. И постепенно моё отношение к дизайну начало меняться. В том числе к дизайну собственному: сайту агентства, нашим презентациям, соцсетям и т.д.
Из-за этого в команду постепенно стали приходить люди, которые уважают вдумчивый подход к делу и не хотят размениваться на потоковое производство сайтов.
Мы стали по-другому относиться к тому, что делаем. Стали влиять на то, как коллеги и клиенты относятся к нам. Появилось уважение к миру и желание делать его лучше.
Позиционирование само нашло нас: мы органично превратились в бутиковую студию, которая делает только хорошие проекты за хорошие деньги. Стали полностью соответствовать слогану «We make fabulous» и переименовались в Wemakefab.
В тот же период мы познакомились с Сашей Лагутой. Саша — дизайнер, который точно знает, насколько важен визуальный код, как он влияет на эмоции пользователей, их восприятие и решения. Поэтому мы и сошлись во взглядах.
К моменту знакомства мы уже открыто заявляли, что мы бутиковая студия, что берём ограниченное число заказов и выбираем клиентов. Такой подход стал хорошим фундаментом для более плотного сотрудничества с Сашей.
Появились первые солидные кейсы. И сразу же — первые награды.
Параллельно у меня закончился личностный кризис. Раньше я не знал, зачем мне агентство, когда можно вести более понятный и предсказуемый бизнес.
И когда мы изменили позиционирование, я понял своё место в мире дизайна, сайтов и новых технологий. Именно тогда мне захотелось сфокусироваться на сложных онлайн-сервисах, которые делают жизнь людей проще.
2019. Сделали ребрендинг. Дизайн стал работать на нас
Саша Лагута вдохновил меня своим подходом к делу. Я понял, что для него дизайн — не абстракция, а инструмент, которым можно изменить бизнес заказчика. Его решения всегда обоснованы с точки зрения пользы для клиента.
Из-за этого мы пересмотрели отношение к собственному сайту. Поняли, чего не хватает для правильной коммуникации с нашим идеальным клиентом. Пришло время сделать редизайн.
Вот что получилось.
Когда изменился наш подход и наш сайт — стали меняться и внутренние процессы. Мы начали более жестко и дотошно относиться к экономике агентства и к результатам своей работы.
Появилось четкое понимание рынка: где находимся мы, где наши конкуренты и где целевая аудитория. Это дало свои плоды — в разы увеличился средний чек, выросла выручка и количество лидов.
Осознанный подход к дизайну повлиял не только на нас, но и на эффективность бизнеса наших клиентов.
Эти закономерности не лежат на поверхности, и до них нужно дорасти. Мне потребовалось больше 10 лет, чтобы воспринимать дизайн как нечто большее, чем просто красивые картинки и анимации.
Я решил, что пора делиться опытом и представить нас на рынке. Мы начали упаковывать кейсы, покупать рекламу и участвовать в профильных конкурсах.
2020. Сделали в 10 раз больше, чем за всё время существования агентства
У нас до конца сформировался портрет целевого клиента: это прогрессивный бизнес или стартап, которому нужен удобный и эффективный диджитал-продукт.
Мы сфокусировались на онлайн-сервисах, стали упарываться в UX и предлагать клиентам новые возможности для развития и масштабирования их бизнеса.
Это был очень насыщенный год. Вот самые сильные проекты, которые мы запустили (ссылки сразу ведут на сайты):
GlavGuide — онлайн-агрегатор экскурсий от гидов и туристических компаний Санкт-Петербурга и Москвы.
SASCO — сайт Сахалинского Морского Пароходства со сложной технической начинкой.
GS Project — сервис для безопасного приобретения, хранения и обмена драгоценных металлов.
Wemakefab school — наш образовательный проект для всех, кто решил попробовать себя в диджитал.
И ещё много других проектов, о которых рассказываем в журнале на нашем сайте.
Многие из них принесли нам награды. В том числе — два первых места в Рейтинге Рунета 2021 и одно первое в Tagline Awards 2020-2021.
Всего за 2020 мы получили около 20 наград на международных и отечественных конкурсах, вошли в топ-40 номинантов на премию «Студия года» по мнению awwwards.
Что отделяло меня от этих результатов раньше?
Во-первых, отношение к агентству как к ремеслу, а не как к бизнесу.
Во-вторых, простая, но вредная мысль, что дизайн вторичен.
2021. Работаем дальше
В этот год мы ворвались полностью загруженные проектами. Всерьёз занялись развитием PR и HR-направлений. Сейчас активно ищем новых людей, чтобы усилить команду.
Мы продолжаем разрабатывать крутые сайты и онлайн-сервисы, которые потенциально упростят жизнь и бизнес миллионам людей. Вы можете прочитать о текущих проектах в нашей инсте. По сравнению с теми сайтами, что мы делали 10 лет назад — это небо и земля.
Что изменилось?
Лишь наше отношение к Дизайну с заглавной буквы, который не про красивые картинки, а про смыслы, образы и прикладную пользу.
Продуманный дизайн изменит не только ваше отношение к собственному бизнесу, но и отношение ваших клиентов, партнёров, пользователей. Всех, кто будет видеть ваши продукты, заходить на ваш сайт и интересоваться услугами. Нужно принять эту мысль, ужиться с ней — и ваш бизнес пойдёт в гору.
И нет, это не нативная реклама. В России очень много достойных агентств, которые могут сделать вам крутой сайт и качественно упаковать продукт. Если обратитесь в любое из них — это будет верный шаг к более чёткой самоидентификации, а значит, и более ясной стратегии развития бизнеса.
Всем успехов и роста!
Если вам понравилось то, что мы делаем — поддержите нас в соцсетях. Также будем рады поддержке в народном голосовании на премии RUWARD AWARD 2021, на которую мы прямо сейчас подаём несколько заявок. И, конечно, будем рады комментариям здесь, на VC.
Самый бесящий тип сайтов с паралаксами и свистоперделочными поп апами. Сразу такие закрываю. Потому что двигаешь мышку на пиксель и уже всё закрутилось в разные стороны. Кошмарный сон эпилептика.
Это просто моё мнение. Если есть кому нравится, объясните в чём у такого преимущество перед более статичными сайтами?
Привет. Бестолковые свистоперделки нас тоже бесят. Тут нужно разделять полезные анимации и те, которые прикручены непонятно зачем.
Мы делаем анимации чтобы расставить правильные акценты и помочь в навигации, а не навредить.
WMF
Спасибо за статью.
>Во-первых, отношение к агентству как к ремеслу, а не как к бизнесу.Что это для вас значит в первую очередь?
Какие были первичные действия в ходе сдвига этой парадигмы
В первую очередь это произошло благодаря осознанию того, что вокруг тебя много людей, куда более профессиональных в этом ремесле :)
В любом бизнесе важна масштабируемость. Это и отличает его от ремесла. Как только стало понятно, как масштабировать эту экспертность внутри системы — для меня все началось.
Я часто делаюсь в ФБ своим видением процессов в агентстве с точки зрения руководителя. Если интересен мой опыт — добавляйтесь в друзья.
Виктор, спасибо.
Заголовок статьи:
"Как дизайн изменил моё отношение к собственному бизнесу. И как благодаря этому мы меняем рынок разработки сайтов "
Чисто субъективно:
""Как дизайн изменил моё отношение к собственному бизнесу... " - про это есть.
"... И как благодаря этому мы меняем рынок разработки сайтов " - про это не увидел. Что это конкретно?
p/s удачи на конкурсе