Как мы вышли на территорию психологии: за полгода привлекли более 50 экспертов и создали 13 курсов
В августе 2021 года образовательная платформа Skillbox, лидер рынка российского дополнительного профессионального образования, запустила новое направление — “Психология”. Компания впервые отошла от профессионального обучения hard-скиллам в пользу метанавыков, которые помогают в профессиональном и личном развитии слушателей. Сейчас направление предлагает 13 курсов длительностью от 1 до 9 месяцев. Каждый из курсов затрагивает одну или несколько жизненных сфер: отношения с собой, партнером, детьми и работой.
В этой статье команда направления “Психология” рассказывает о том, как работает над продуктом и как ищет баланс между научным подходом и практичностью для каждого слушателя.
Этапы создания направления
Цели и задачи
Психологическим просвещением сегодня занимаются специалисты разного уровня подготовки. Пользуясь высоким спросом аудитории на личный рост и решение проблем, они захватывают все больше площадок. “Новой жизни с понедельника” учат не только эксперты с квалификацией, но и блогеры без психологического образования.
Сделать качественную оценку эксперта становится все сложнее, ведь количество подписчиков, лайков или проданных книг зачастую не соотносится с профессиональными заслугами, опорой в работе на современные научные и психотерапевтические подходы.
В совокупности эти факторы отразились на нашем подходе к созданию качественного психологического продукта. Так нашей целью стал синтез знаний и инструментов самопомощи от признанных экспертов разных психологических подходов и их применимая к жизни подача для слушателей без специальной подготовки. Важно отметить, что наши курсы не являются заменой терапии и не направлены на подготовку профессиональных кадров. Они ставят перед собой другие задачи:
- погружение в психологические аспекты волнующей сферы жизни: родительство, работа, партнерские отношения и контакт с самим собой (в зависимости от выбранного курса);
- проработка личных навыков: понимание и управление своими эмоциями, тревожностью и привычками, работа с самооценкой и выгоранием;
- обретение практических психологических навыков, применимых в повседневной жизни и работе.
На протяжении многих месяцев над программой каждого курса работала опытная команда исследователей-аналитиков, преподавателей вузов, практикующих психологов. Мы стремились дать пользователям качественный образовательный продукт, который позволит им открыть для себя новые зоны личного и профессионального роста, обрести применимый к жизни психологический инструментарий.
Команда направления
Работа началась в марте 2021 года. В штатную команду собирали специалистов с психологическим образованием, — сегодня в нее входят руководитель, шесть продюсеров и три методиста. Продюсеры занимаются поиском внешних экспертов, коммуникацией и брифингом, сопровождают все этапы разработки программы, а также организовывают съемки. Методисты контролируют практическую пользу материалов, понятность и логичность структуры курса.
Внешние эксперты — это авторы и спикеры курсов, которые составляют программы, разрабатывают практические упражнения и итоговые задания для модулей, снимаются в записи лекций. Традиционно за каждым курсом закреплены кураторы, в данном случае — психологи-практики, которые дают обратную связь по практическим заданиям, отвечают на вопросы и общаются с участниками.
Поиск экспертов
Это один из самых сложных этапов. В каждой кандидатуре должно сойтись множество факторов: экспертиза, взаимный интерес, временной ресурс. Мы проводим предварительные встречи с потенциальными спикерами, изучаем их подход и опыт, посещаем отраслевые мероприятия и выступления. Отбор в среднем занимает около 2 месяцев.
Ищем экспертов, задающих психологическую повестку в профессиональной и научно-популярной среде, и открываем для широкой аудитории высококлассных специалистов и исследователей. Авторы наших курсов — преподаватели психологических факультетов МГУ и НИУ ВШЭ, а также других уважаемых университетов и психологических образовательных организаций. Но не менее важен и практический опыт в психотерапии и консультациях по работе с запросами клиентов по теме того или иного курса.
Со многими экспертами мы начинаем работать в качестве спикеров курсов. То есть приглашаем их спроектировать и снять с нами 1-2 тематических блока. Если контакт складывается, и нам нравится результат, мы предлагаем им стать авторами полноценных проектов. Случается и так, что уже в ходе работы над курсом мы понимаем, что эксперт не подойдет нашей аудитории. Нам важно выдержать качественную и в то же время применимую к реальной жизни тональность.
Интересное наблюдение. Благодаря сильному экспертному составу на наши курсы активно записываются практикующие психологи. Это стало для нас приятной неожиданностью.
Среди наших спикеров:
- Наталья Кисельникова, кандидат психологических наук, популяризатор психологии
- Екатерина Онокой, клинический психолог, основатель проекта «Когнитивная Академия», организатор фестиваля «ДокПсиФест»
- Владимир Мохов, доцент кафедры общей психологии МГМСУ
- Елена Станковская, психолог-консультант, кандидат психологических наук, доцент НИУ ВШЭ
- Марина Травкова, системный семейный психотерапевт, автор книги «Неверность. Почему любимые изменяют, стоит ли прощать, можно ли избежать», преподаватель НИУ ВШЭ
- Наталья Терещенко, врач-сексолог, автор книги «Бабочка в кулаке, или Неуловимый оргазм»
- Вадим Петровский, доктор психологических наук, психолог-консультант, ординарный профессор НИУ ВШЭ
- Полина Тур, клинический психолог, кандидат психологических наук, преподаватель МГУ
- Александр Покрышкин, детский психолог, игровой и арт-терапевт, преподаватель НИУ ВШЭ, МИП, РГГУ
- Вера Якупова, кандидат психологических наук, научный сотрудник факультета психологии МГУ, практикующий психотерапевт
Гипотезы и исследования
Мы предположили, что основные интересы и трудности наших слушателей лежат в базовых жизненных сферах: отношения с собой, партнером, детьми и работой. Их спецификация на курсы разрабатывается на основе исследований и анализа рынка. Мы провели три больших установочных опроса. Среди 448 студентов Skillbox, 24 тыс. внешних респондентов, а также интегрировали вопросы по психологии в общий опрос для всех, кто оставлял заявки на курсы платформы — более 270 тыс. респондентов.
Наиболее популярные направления психологии, в которых респондентам большого исследования хотелось бы развиваться, относятся к контакту с собой: более 60% респондентов выбрали работу с эмоциями, самооценку и уверенность, знание и принятие себя.
Если возвращаться к разделению направления на четыре базовых блока, то почти 79% опрошенных из 24 тыс. респондентов указали, что им нужна помощь в профессиональном развитии. В том числе, лучшем понимании возможностей реализации своего потенциала. Главной мотивацией выступает повышение качества жизни и желание стать лучшей версией.
Для проработки гипотез и проверки результатов количественных исследований мы тесно общаемся с экспертным сообществом и проводим качественные интервью с представителями целевой аудитории.
Большая цель курсов — не только помочь решить текущую проблему, но и найти долгосрочные решения. Поэтому на первом этапе разработки мы уделяем много внимания исследованиям. С одной стороны, это дает нам возможность дополнительно проверить рекомендации, которые дает эксперт, а с другой — быть уверенными, что именно эти решения, здесь и сейчас, подойдут для наших слушателей.
Как проходит обучение?
Форматы обучения
На данный момент это стандартные для платформы форматы предзаписанных видео и онлайн-практикумов. Согласно проведенному исследованию, именно предзаписанные видео удовлетворяют наиболее удобному для респондентов подходу к обучению (более 55%). Формат позволяет делать паузы на спокойное размышление и ведение записей. Длительность большинства курсов разнится от 1 до 4 месяцев. Самый продолжительный курс — “Как наладить контакт с собой и миром” — потребует около 9 месяцев, но позволит охватить больше жизненных сфер. Слушатели выполняют практические задания, получают обратную связь от кураторов, могут общаться между собой и получать помощь в групповых чатах в Telegram с куратором. В будущем мы планируем проведение буткемпов.
Практические задания
Помимо теоретической информации в каждом из наших курсов есть практические задания. Это важная часть учебного процесса: с помощью заданий слушатели курса применяют полученные знания к себе. В силу специфики направления мы отказались от заданий на проверку знаний и сконцентрировались на проработке участниками собственного опыта.
Например, в курсах о родительстве мы просим проанализировать свое поведение в определенных ситуациях собственного детства. Так слушателю удается лучше понять, через что проходит его ребенок. А в курсе по партнерским отношениям просим составить необычное семейное древо с анализом восприятия романтической и семейной связи у родителей, бабушек и дедушек.
На одном из курсов есть модуль о внутреннем критике, перфекционисте и самозванце, — и мы направляем студентов провести честный внутренний диалог с ними. На других курсах предлагаем вести дневник саморефлексии с открытыми вопросами по заданному шаблону. Бывают и творческие задания, например, что-то нарисовать или визуализировать.
Особняком стоят домашние работы в курсах по управлению тревогой и эмоциями, которые направлены на выработку определенных навыков и паттернов в поведении. Например, в каждом задании курса “Справляемся с тревогой и беспокойством” единая последовательность выполняемых действий: наблюдение за своими ощущением, практика и рефлексия опыта. От модуля к модулю студент все больше углубляет знания о тревоге и ее проявлениях, способах реагирования и расширяет пул стратегий поведения, получая новый опыт взаимодействия с тревожными проявлениями и своими ценностями.
Наши кураторы — это практикующие психологи. Их задача не оценивать задания, а поддерживать, направлять вопросами, помогать разобраться и улучшить понимание ситуации и материалов занятий.
Например, в начале курса по партнерским отношениям мы предлагаем студенту сформулировать задачи в отношениях с трех позиций: собственных потребностей (вершина Я), потребностей партнера (вершина Ты) и потребностей пары (вершина Мы). Если в упражнении допущены ошибки (допустим, в вершине «Я» идут потребности «Мы»), наша задача — не критикуя, скорректировать это через вопросы. «Что ещё могли бы сказать ваши отношения по этому поводу? Если бы они были живым человеком, что бы они посоветовали вам в этой ситуации? Что могло бы их укрепить или ослабить?
Мы даем возможность каждому слушателю самостоятельно определять комфортный для себя уровень откровенности при выполнении практических заданий. Например, он может делиться с куратором не описанием упражнения и личных наблюдений, а только своим эмоциональным откликом, уточняющими вопросами.
Во время обучения слушатели учатся менять свои стратегии мышления (установки, стереотипы, автоматические мысли) и поведения, отношение к себе, другим людям и значимым событиям. Результатом обучения становится понимание собственных зон роста, ресурсов и желаний и приобретение базового психологического инструментария. Когда человек завершает курс, он не прекращает развитие, а продолжает работать над собой. Для этого у него остаются необходимые гайды, доступ к занятиям и чату, рабочая тетрадь. Также мы рекомендуем участникам спустя некоторое время пересмотреть некоторые уроки, чтобы освежить информацию и увидеть для себя новые нюансы.
Дальше — больше
Работа по совершенствованию и наполнению направления не останавливается. Это относится к новым запускам, к улучшению текущего продукта и пользовательского опыта. До конца года мы планируем запустить курсы об эмоциональном выгорании и о первых годах родительства. Творческий процесс и живая обратная связь располагают команду к генерации новых идей к уже запущенным курсам. Одной из которых стала “Инструкция к курсам по психологии”, интегрированная в личные кабинеты пользователей в конце октября. Этот гайд призван помочь настроиться на прохождение курса, определить правила и границы. Инструкция станет особенно полезной для формулирования запроса, бережного отношения к себе в процессе изменений и преодоления сопротивления.
Мы стремимся к тому, чтобы на наших курсах участники чувствовали себя в безопасности, в теплой и поддерживающей атмосфере. Сейчас мы работаем над развитием групповых чатов в Telegram, организацией синхронных созвонов и бонусных вебинаров. Это позволяет мотивировать слушателей делиться своими переживаниями, наблюдениями и первыми успехами, общаться и задавать вопросы.