Как стать дизайнером будущего
Меня зовут Татьяна Румянцева, я создательница виртуального модного бренда Kai Kai. Недавно на платформе Artisant я продала диджитал-платье за 0,5 эфира (примерно $ 2000). В этой статье я хочу рассказать, из чего состоит работа цифрового дизайнера и как им стать.
Статья написана на основе моего выступления на конференции по цифровой моде от Fashion Factory School. На сайте школы регулярно публикуются новости из индустрии цифровой моды и NFT. Рекомендую следить за обновлениями.
Цифровая 3D-одежда — новое направление, в котором уже сейчас можно выделить несколько областей для работы:
- Создание исключительно виртуальных вещей (существуют внутри сети);
- 3D-визуализация реальных вещей.
Самый необходимый навык дизайнера — это умение визуализировать так, чтобы клиент не отличил сконструированную в программах одежду от реальной. Дизайнеру необходимо повторять фактуру, складки, настроение, движение вещи. В общем — все по-настоящему, но только внутри сети.
На стыке цифры и реальности
В цифровой одежде, связанной с производством реальных вещей, заложены те же механизмы, что и в реальной жизни. Сначала создаются паттерны, выкройки, потом они сшиваются в 3D-пространстве. Механика позволяет проводить примерки ещё несуществующей коллекции и видеть, как будет выглядеть финальная версия.
Нередко на создание реалистичной 3D-копии уходит столько же времени, сколько и на пошив оригинала — дизайнеру нужно не только повторить форму, но и воссоздать физические свойства материала, создать убедительные и объемные текстуры в дополнительных программах.
Цифровые коллекции позволяют оптимизировать производство: своевременно проверить посадку, протестировать материалы и создать точный размерный ряд и градацию лекал. Это также существенно сокращает количество создаваемых образцов.
Когда дизайнер рисует эскиз от руки, его невозможно покрутить и детально рассмотреть. На этой почве возникают различные недопонимания. В 3D все проще: крутишь и сразу понимаешь, какие проблемы могут возникнуть в процессе носки у потребителя.
Где учиться?
Самому
Обучиться самому возможно, но более энерго- и времязатратно. В YouTube есть несколько полезных ресурсов с бесплатными материалами для цифровых дизайнеров. К примеру:
- Официальный канал программы для виртуального конструирования тканей CLO 3D Beginners Guide to CLO
- Kondratiki — плейлисты программы для создания 3D-одежды Marvelous Designer
- 3D Couture — плейлист CLO 3D
Онлайн
Настоящее комьюнити сможет дать только школа. На российском рынке уже представлены достойные варианты для обучения: 3D Couture, PUSHKA SCHOOL, KAZAN.TOOLS. Некоторые из них предоставляют возможность работать на удаленных серверах (читай — работаю со своего монитора на мощном компьютере школы), а также дают скидки на программное обеспечение и подписки на разные программы. На базе этих школ уже появились курсы для тех, кому недостаточно знаний по визуализации одежды — на них обучают созданию своих аватаров, анимации персонажей, текстур материалов. Эти навыки предполагают знание программ Cinema4D, Daz3D, Zbrush, Substance и многих других.
Также есть Fashion Factory School, но это больше про бизнес: школа учит расчитывать бизнес-модель и затраты для запуска виртуального бренда, а также разрабатывать стратегию его продвижения.
В вузе
Обучиться цифровому дизайну можно и в вузах. За границей данное направление существует в университетах уже давно. В России эта тенденция только зарождается, но уже сейчас в стране представлено несколько программ обучения диджитал-дизайну. К примеру, профиль «Цифровая мода» кафедры дизайна и технологий ВГУЭС и программа высшего образования «Цифровой дизайн» в Институте бизнеса и дизайна.
Куда идти дальше?
Работа с чисто виртуальной одеждой предполагает несколько путей развития. Во-первых, вы можете выставлять на продажу свой товар на платформах-ритейлерах: replicant.ru, dressx.com, xrcouture.com. На каждую из платформ любой дизайнер может предложить свои эскизы. С вас — идеи и предложения, с платформы — продвижение и продажа вашего товара.
Во-вторых, вы можете заняться созданием образов для соцсетей. Грамотное ведение страниц в социальных сетях заботит многих клиентов. Среди последних нередко встречаются люди с интересными заказами, в которых, помимо виртуальной одежды, можно поэкспериментировать с цифровым макияжем и дополнительными арт-объектами.
Следующий способ заявить о себе в цифровом пространстве — сотрудничество с журналами. К примеру, дизайнер Анна Нестерова (Kreamonz) для съёмки с реальной моделью создала виртуальную одежду. Особенность работы была в том, что сначала состоялась фотосессия, а уже после нее в программах надевалась одежда. Это позволило менять дизайн и фактуру одежды уже после съемки. Этой осенью для создания обложек журналов Vogue, GQ и L’Officiel также была использована цифровая одежда.
Коллаборации — тоже один из примеров работы с «цифрой». Так, российские дизайнеры Регина Турбина и Тигран Аветисян создали свою коллекцию цифровой одежды к 15-летию благотворительного фонда «Подари жизнь». Вещи стилизованы под рисунки и надписи, напоминающие детское творчество мелками на асфальте. Главная цель проект — привлечение внимание молодежи к вопросам благотворительности.
Платформы для продвижения и поиска клиентов
Программы установлены, эскизы отрисованы, модели реализованы, а что дальше? Рано или поздно каждый дизайнер сталкивается с необходимостью рассказать о своем труде большему количеству аудитории. Вот, куда может «пойти» диджитал-дизайнер:
- Sketchfab — размещение 3D-объектов для продажи, возможность продавать свои туториалы;
- Artstation — размещение портфолио, создание своего сайта, продажа 3D-модели;
- DazStudio — создание вещей на продажу для магазина;
- Behance — размещение портфолио, отслеживание портфолио лидеров индустрии;
- Dribbble — большое дизайн-сообщество, онлайн-сервис, который объединяет графических, веб-дизайнеров, иллюстраторов, ЗD-визуализаторов;
- LinkedIn — поиск деловых контактов, отслеживание вакансий.
Сейчас многие цифровые художники активно продвигают своё видение через инструменты NFT. Например, российская платформа Artisant специально создана для продажи цифровой одежды и арта ценителям и коллекционерам — это хорошая возможность быть независимым цифровым художником. Только за 3 месяца существования платформа продала виртуальную одежду на 26 эфиров ($ 70 000).
В каких программах работать?
CLO 3D
- Заточена для работы с производством одежды (есть импорт-экспорт лекал, функции градации лекал, что существенно упрощает процесс создания вещи);
- Имеет встроенный рендер (процесс обработки компьютером) и возможность записи анимации в хорошем качестве;
- В первый месяц пользования обойдется бесплатно, далее — $ 450 в год.
Marvelous Designer
- Удобна, если вы уже работаете в других 3D-программах;
- Заточена для создания одежды для компьютерных игр;
- Не имеет встроенного рендера;
- Недостаточно функциональна для работы с производствами;
- В первый месяц обойдется бесплатно, далее $ 39 в месяц.
Важно! Для работы в специальных программах ваш компьютер должен быть достаточно мощным (параметры можно найти на официальном сайте CLO 3D). Начать создавать виртуальную надежду можно на любом компьютере, а вот полноценно входить на рынок цифры придется уже с куда более мощной техникой. Иногда рендер анимации одежды занимает десятки часов.
Дальнейшее развитие специалиста предполагает знание программ Cinema4D, Daz3D, Zbrush, Substance. Для каждого направления в работе требуется свой набор программ и навыков, которых с каждым годом становится все больше.
Пожалуй, главное в работе цифрового дизайнера — готовность учиться беспрерывно и способность формировать свое личное видение. Технический навык всегда можно подтянуть, а развивать насмотренность очень важно уже сейчас. Ключ к успеху — создать историю диджитал-вещи. Чем уникальнее будет эта история, тем больше отклика соберет ваш продукт.