Кто должен готовить договор
В процессе наладки процессов в компании столкнулся с вопросом, как лучше сделать, чтоб менеджер быстро готовил договор сам, или чтоб это делал за него кто-то другой (юрист, помощник юриста, программа)?
Договор лучше делать менеджеру
Какие преимущества от того что это будет делать менеджер?
- Это будет быстрее;
- Менеджер четко знает о чем они с клиентом договорились;
- Клиент не успеет остыть, и контакт ведется с одним человеком;
Какие недостатки у этого варианта?
- Менеджер четко понимает что его доход зависит от подписания договора и оплаты, он больше юриста заинтересован в подписании договора, чем в отстаивании интересов компании;
- Менеджер мог бы заниматься не подготовкой договора и внесением реквизитов, а зарабатыванием денег;
- Нужно придумать качественный и не громоздкий способ передачи ключевой информации юристу;
- Нужно минимально сократить период согласования договора, т.к. больше участников - сложнее подписание.
Договор лучше делать юристу
Преимущества:
- Юрист понимает что можно писать, а что нельзя, исключены неточности в договоре;
- Юрист настроен на качество, а не на скорость, будет меньше ошибок;
- Юристу легче добавить в договор нестандартные договоренности;
А в чем минусы:
- Юристу не важен доход, он не будет спешить под любым предлогом;
- Юрист может сделать ошибку из-за плохой подачи информации;
- Юрист может не находиться в офисе по нескольку часов (переговоры, нотариусы)
Что же мы решили
Обдумав тот небольшой список преимуществ, который был указан выше, мы разделили сделки по нескольким показателям:
1. Новый клиент - всегда юрист. Нужно проверить контрагента, не допустить мелких опечаток, и не дать менеджеру сделать ошибку.
2. Повторный заказ на сумму менее Х - всегда менеджер - человек уже ес нами работал, понимает что мы не подведем, и когда увидит абсолютно идентичный договор он не станет его вычитывать, + есть шаблон с прошлого раза и шанс ошибки минимален.
3. Повторный заказ на сумму свыше Х - всегда юрист, т.к. это крупный договор, и нельзя упустить какую-то мелочь, например дать менеджеру шанс прописать там большую отсрочку, или что-то такое. Такого конечно не случалось, но мало-ли.
4. Постоянный клиент - им не нужны договора, их данные есть, а заказы стабильно похожи - менеджер просто меняет дату/сумму на прошлых договорах и все.
Таким образом, мы разделили клиентов на 2 типа, новые и постоянные + ввели критерий суммы сделки.
Как передать нужную информацию юристу
Мы добавили в амо црм новый раздел в карточке, в котором менеджер теперь заполняет основную информацию по заказу:
- Перечень услуг (выпадающий список на несколько чекбоксов)
- Стоимость
- Срок оказания услуги
- Порядок оплаты (выбор из 4 вариантов)
- Дополнительное поле для доп. информации (скидка, нюансы по сделке)
В целом, этого оказалось достаточно для автоматизации процесса и упрощения деятельности. Чтоб было еще проще - в амо сделали разделение по задачам согласно бюджета, если стоит чекбокс новый клиент - договор всегда пойдет к юристу независимо от суммы.
Если чекбокс не стоит и сумма меньше х - договор остается у менеджера.