Как мы вернули 300 тысяч рублей, которые ФНС списала по ошибке
И почему не стоит бояться налоговой.
Известная с девяностых фраза «Заплати налоги и спи спокойно» как бы намекает, что лучше не иметь проблем с Федеральной налоговой службой. Десять лет назад ФНС даже провела конкурс на поиск более дружелюбного слогана, но устойчивое в народе выражение осталось жить.
Иногда предприниматели уплачивают налог в большем размере, чем от них требуется — это случается по разным причинам, и такие излишки можно вернуть или перезачесть в счёт других налогов или долга.
Порядок возврата регламентирует ст. 78 НК РФ, однако бывает, что налоговая, вопреки закону, не возвращает переплату. Рассказываем почему это возможно и как решить проблему на примере реальной истории из нашей практики.
Ты можешь не заметить, что у тебя всё идёт хорошо, но налоговая служба заметит
В FinKit.Pro мы предоставляем услуги бухгалтерского сопровождения, и в декабре 2019 года к нам обратился предприниматель на УСН, который занимается разработкой мобильных приложений.
Когда мы начинаем сотрудничество с новым клиентом, всегда проводим сверку с ИФНС на предмет недоимок, однако в данном случае выявилась переплата в 150 тыс. рублей. Предприниматель сказал, что в начале года он получил патент в Москве: подал в налоговую инспекцию необходимые документы и оплатил аванс.
Патентная система налогообложения, она же патент или ПСН — разновидность налогового режима для ИП. У неё есть преимущества, поскольку налоговый платёж всего один и он фиксированный — точную сумму рассчитывает ИФНС и указывает её в патенте. Если срок действия патента равен 6-12 месяцам, то уплатить налог можно двумя частями. У ПСН есть ограничения по объёму деятельности: не более 15 сотрудников и 60 миллионов прибыли со всех видов предпринимательской деятельности.
К приятному удивлению клиента, выручка росла так быстро, что за пару месяцев он утратил право на применение патентной системы, после чего самостоятельно направил заявление с отметкой ИФНС о снятии с учёта.
Поскольку заявление носит уведомительный характер, инспекция была обязана снять его с учёта без дополнительных действий. Клиент спокойно продолжил работать как ИП, но уже по упрощённой системе налогообложения с уплатой налогов по прописке — в Московской области.
Обнаружив переплату, мы сразу направили заявление в ИФНС Московской области с просьбой вернуть 150 тыс. на расчётный счёт клиента. В ст. 78 Налогового кодекса сказано, что инспекция обязана ответить в течение 10 дней. Даже в том случае, если налоговая не может перенести переплату или вернуть излишки, всё равно должна предоставить ответ, чего по факту не произошло.
Наступил новый год, завершился налоговый период и налоговая стала проверять недоимки. Тогда со счёта ИП списали ещё 150 тысяч рублей, то есть вторую часть патента, который предприниматель платить не должен — деньги ушли в счёт ИФНС Москвы, где был оформлен патент. Мы выяснили, что Московская инспекция не сняла нашего клиента с патентной системы и посчитала, что он не уплатил вторую часть патента. ИФНС Москвы просто не знала, что он работает по УСН и платит налоги в Московской области.
Восстание машин началось с налоговой
Сложилась такая ситуация: ИФНС Московской области сказала, что не может вернуть деньги, потому что налог уплачен не у них, а ИФНС Москвы — что у них нет возможности вернуть или перенести уплаченные 300 тысяч, потому что им не позволяет это сделать «программа». Мы решили не соглашаться с их позицией о компьютере, который «не может совершать ошибок» и обратились в вышестоящий орган — Управление ФНС.
У них нет проблем с программами, потому что все обращения подаются в бумажном виде. Составили жалобу в свободной форме, описали каждый шаг и приложили необходимые документы: заявление об утрате права применения ПСН (с отметкой Московской ИФНС), два заявление в областную ИФНС с просьбой о перезачёте, заявление в московскую ИФНС с просьбой о возврате денежных средств и платёжные поручения, подтверждающие списание денег и пеней.
В заявлении отметили, что ни на одно обращение не получили должного официального ответа, а это, как оказалось, послужило «красной тряпкой» для управления в сторону ИФНС.
Управление обязано дать ответ в течение месяца, и с ними всё сработало как часы: в течение трёх недель Московская инспекция вернула на расчёстный счёт клиента аванс, необоснованно списанные 150 тыс. и проценты за якобы просрочку платежей по патенту.
Что делать, если вы переплатили
Узнать, что у вас имеется переплата по налогам можно после такой же сверки с ИФНС или из справки по форме КНД 1160081. Её можно заказать в личном кабинете налогоплательщика или в самой инспекции. Если налоговая обнаружит излишки сама, то она обязана вас об этом уведомить в десятидневный срок. Но стоит понимать, что уведомить — не значит автоматически вернуть. Для возврата или перезачёта потребуется самостоятельно подать заявление.
Если обнаружили переплату, то вам нужно заполнить заявление по форме КНД 1150058 и отправить его в налоговую в бумажном виде. Можно в электронном по ТКС или через личный кабинет на сайте налоговой. Заявление рассмотрят в течение 10 дней, после чего вернут деньги на указанный в заявлении банковский счёт в течение месяца. Могут прислать отказ — в таком случае обратитесь в Управление ФНС, а если будет отказ на их уровне, то в суд.
Ошибки допускают все, и даже компьютерная программа может дать сбой. Главное — не бояться отстаивать свои права. Если сильно страшно, обратитесь к специалистам, но защищайте свою налоговую базу от ошибок ФНС.