Обучение через общение, движение, ассоциации. Современные тренды преподавания английского

Обучение через общение, движение, ассоциации. Современные тренды преподавания английского

Обучение английскому остается актуальным, несмотря на трагические события последней недели. Это по-прежнему основной язык международного общения во всех странах, к тому же изучать информацию в иностранных источниках для учебы и работы часто не только желательно, но и необходимо. Современные методики преподавания работают эффективно, так как вовлекают ученика в процесс обучения. О трендах в преподавании английского рассказала генеральный директор языковой школы ILS Елена Жукова.

Сегодня не принято заставлять учеников беспрерывно зубрить. Преподавание ведется «с разных сторон» - физической, психологической, эмоциональной. Главное – создать в мозге прочную нейронную связь ситуаций, действий, чувств со словами и речевыми оборотами. К этому стремятся разные методики, которые сегодня применяют передовые преподаватели.

Обучение через общение, движение, ассоциации. Современные тренды преподавания английского

Коммуникативная методика

Включает в себя все виды обучения в процессе общения. Предполагает, что у студентов уже есть начальный уровень знания лексики и грамматики. Групповая работа с увлекательными дискуссиями и позитивным эмоциональным настроем помогает усвоить знания. В ходе приятного общения ученик легко начинает разговаривать на английском языке и быстрее усваивает правила лексики и грамматики. Многие специалисты считают коммуникативную методику изучения английского языка лучшей.

На занятиях отрабатываются ситуации из жизни. Они могут быть стандартными: магазин, аэропорт, аптека, а могут включать, например, small talks с бывшими одноклассниками, бронирование апартаментов за сутки до начала отпуска, словесную перепалку с торговцами на условном базаре.

Вначале преподаватель выдает задание из жизненного контекста (например, заказать столик в ресторане) и материалы, необходимые для его выполнения – видео, набор выражений в текстовом виде. В процессе диалога с товарищами по группе студент учится самостоятельно строить фразы. Это позволяет сократить путь от учебы до разговорной практики до минимума.

TPR Storytelling

Полностью эта методика называется так: Teaching Proficiency through Reading and Storytelling - обучение английскому через чтение и истории. Изобрел его американский преподаватель испанского Рей Блейн.

Три глав­ных прин­ци­па TPRS: по­ни­ма­ние, пов­то­ре­ние, ин­те­рес. За освоение языка отвечает не левая – сознательная часть мозга, которой мы запоминаем, а правая – наше бессознательное. Поэтому нужно сформировать как можно больше новых связей между словами. Лучший метод для этого – повторение историй и их понимание.

TPRS применяют и для изучения грамматики. Здесь она расценивается не как набор аксиом для заучивания, а как способ соединения слов в различных ситуациях, выражение фактов с различных точек зрения внутри истории.

Метод работает в три этапа:

1. Изучение новых фраз с использованием перевода, жестов и персонализированных вопросов

2. Изученные фразы используются для составления рассказов

3. Они же используются для чтения.

CLIL - предметно-языковое интегрированное обучение

Изучение других предметов на иностранном языке позволяет вызвать дополнительный интерес к языку и подкрепить мотивацию у студентов. Это может быть как выезд на учебу за рубеж и полное погружение в языковую среду, так и специально организованные курсы, где ведется преподавание на английском или с его элементами.

В рамках языковых курсов или общеобразовательной школы организовать полное изучение предметов на английском сложно, но элементы методики CLIL в уроки английского внедряются успешно. Например, на одном занятии дети узнают историю средневековой Англии, отрабатывая при этом прошедшее время, на другом — ставят несложный физический эксперимент и обсуждают его, используя степени сравнения прилагательных. Даже малыши, изучая цвета, смешивают краски и узнают, сколько разных цветов получается всего из трех — красного, желтого и синего.

Школьникам трудно понять необходимость изучения английского. Они, конечно, знают, что он пригодится им когда-нибудь в будущем, но такая смутно-отдаленная перспектива не всегда мотивирует, чтобы прикладывать усилия к изучению языка прямо сейчас. А вот на уроке, где применяются технологии CLIL, язык выступает уже не целью, а средством познания другого предмета. Изучение языка становится более осмысленным.

TPR – Total Physical Response

Прием особенно эффективен для детей на начальной стадии обучения, основан на сочетании физической активности с изучением слов. До 9 лет у учеников преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому перевод не нужно и даже вредно использовать — пока еще не развито абстрактно-логическое мышление, детям тяжело проводить параллели между русским и английским. Чтобы запомнить новое слово, ребенку нужно соотнести это слово с его образом – в данном случае с жестом, в чем и помогает TPR.

Учитель или сами ученики показывают значение слов с помощью движений, мимики и жестов. Например, на слово ball (мяч), дети изображают жест, как будто играют с мячом, на слово pen (ручка) — делают вид, что пишут воображаемой ручкой. Двигательная активность помогает быстро и эффективно запомнить лексику.

Ассоциативный подход и мнемотехника

Используется для запоминания слов. Это своего рода геймификация с задействованием творческого мышления. Для запоминания создаются ассоциации с русскими словами, похожими по звучанию, и иногда из этих слов складываются фразы.

Например, ученик видит слово talk и узнает, что оно читается как «ток». Немного фантазии – и глагол «разговаривать» отныне будет всегда у него ассоциироваться с электриком. Однако в этом кроется и проблема: нужна фантазия и хоть какая-то память, чтобы образы не перепутались в голове. Это главная проблема ассоциативного метода изучения английского языка.

Мнемотехника — это тот же ассоциативный метод, но есть серьезное отличие: карточки берутся строго в случайном порядке и следуют друг за другом обычно в количестве 100. На карточках слова показаны вместе с похожими по звучанию вещами или явлениями. Таким образом, слова запоминаются пассивно.

Еще несколько примеров мнемонических фраз:

Plot (сюжет) – Сюжет – плод воображения

Probably (вероятно) – Пробы блинов, вероятно, удались.

Raspberry (малина) – Разбери малину

В заключение

Современные методики изучения английского делают процесс увлекательным, а уроки – разнообразными. При желании сделать творческим можно даже самый рутинный процесс – запоминание слов. Все современные методы работают на укрепление мотивации, создание позитивной обстановки на уроках. В результате повышается эффективность обучения, а знания откладываются глубоко и надолго.

77
2 комментария

Спасибо! Интересные методики и всё по полочкам - сохраню в закладки)

1
Ответить

Мнемотехника с ассоциациями английских слов с русскими - типичный инструмент продаж курсов типа Алекса Рубанова и прочих. К сожалению, кроме эффективной продажи она ничего не даёт (

Ответить