Ecotaxi — сервис вывоза мусора
Перезаливаю статью, т.к очень сложно пробиться через информационный барьер.
Меня зовут Евгений, я эколог с 10-ти летним стажем, моя основная компания зарегистрирована в 2012 году, и работает до сих пор. Практически все знают об отходах, и какая проблема нависла в нашей стране. Как вы уже знаете из новостей Санкт-Петербурга, а именно в нем я родился, живу и работаю, что в городе беда с вывозом отходов, возле каждого жилого дома уже образовываются мини-свалки. Это проблема возникла по одной простой причине – появление регионального оператора в городе.
"Для предприятий, которые решили вывозить свои сортированные отходы, сначала нужно разработать паспорт отходов, а затем вывоз отходов будет легален"
Но статья не об этом. Статья о том, как я решил создать онлайн сервис по вывозу отходов.
Все началось с инициативы моей жены, это благодаря ей наша семья стала подробно изучать маркировку на каждом приобретенном товаре и рассортировывать отходы по видам. Но как обычно это бывает, инициатива проявилась от нее, а моя задача вывести это в нужное место. Сначала я был не против, но потом, я понял что примерно 1 раз в месяц я прям планирую поездку, до ближайшей Икеи, чтоб сдать отходы в «Правила Деления» (кто не знает, это место куда привозят сортированные отходы). Я примерно трачу на это 2-3 часа своего времени. И таких семей как наша очень много. Кто был возле «Правила Деления» знает, что там почти всегда заполнена парковка.
А идею Убера по вывозу мусора я вынашивал с 2017 года, для меня это казалось максимально логичным процессом. Есть огромное количество мусора, производственного, строительного, бытового, который необходимо правильно транспортировать и утилизировать. Старт моему проекту дали ребята из Питера, которые за деньги вывозили сортированные отходы, но они работают через группу в ВК и по телефону, в районе в котором я живу, они бывают лишь 1 день в неделю.
Для меня это тоже неудобно, и я подумал, что пора реализовать мою задумку.
Основные принципе, которые я приследовал при создании своего сервиса:
- Прозрачная схема транспортирования отходов;
- Исполнитель может закрыть заказ только в «зеленой зоне»
- Клиент платит только за правильное выполнение заказа.
Процесс создания онлайн сервиса начался в 2021 г. в мае. Я написал ТЗ, нашел дизайнера, и мы начали с ним продумывать проект. Основной функционал, который я закладывал в сервис это:
1. Конфигуратор заказа – форма, которую заполняет клиент, с описанием отхода, фото, и предполагаемым объемом для его вывоза.
2. Безопасная сделка – сделка, между клиентов и исполнителем, деньги холдируются на карте клиента или на счете (если речь идет о юридическом лице), исполнитель видит заказ только в том, случае, когда сервис забронировал деньги, это мы сделали, потому что суммы заказов могут быть выше 10 тыс. руб. в случае, если нужно вывести жидкие отходы или производственные, и мы не хотим допускать возможность того, что исполнитель может начать выполнения заказа без подтверждения наличия д/с. Это может быть нашим заблуждением, но пока мы это видим так.
Далее исполнитель забирает заказа у клиента и везет его в соответствующую Зеленую зону, и там должен выполнить 2 условия, 1- находится в территории зеленой зоны, 2- сделать фото выполняемого заказа внутри зеленой зоны. После, исполнитель подтверждает выполнение и получает свои д/с на счет в сервисе.
3. Зеленая зона – территория, вокруг предприятия или места сбора отходов, куда исполнители могут приехать и выполнить заказ. Для каждого вида отходов мы планируем создать свою зеленую зону. Чтоб исполнитель не привозил жидкие отходы в то место, где принимают сортированные отходы.
4. Режим сбора заказов на карте для исполнителей, т.е. один исполнитель может собирать однотипные заказы и вести их в соответствующие места (пока эта функция в работе).
Это базовый функционал, от которого мы отталкиваемся, конечно есть еще много разных функций, например для производственных отходов мы будем пускать только лицензированные компании, с анализом их лицензии.
После того, как мы сделали первую версию дизайна и описание функционала, я стал искать исполнителей, кто мог бы реализовать это задумку. А да, забыл сказать, что я хотел сделать сразу 3 версии сервиса:
1. Вэб/моб версия сервиса
2. iOS
3. Android
Забегая чуть вперед, хочу сказать, что нам почти удалось это сделать. Но в ходе общения с программистами я понял, что нам нужно 2 приложения на каждую платформу, для клиентов и для исполнителей отдельно.
Клиент может создавать заказы и контролировать его выполнения.
А исполнитель в своем приложении может собирать заказы, рядом с собой или по-пути, и закрывать их в зеленых зонах.
Кто наши клиенты?
- Физические лица, кто сортирует отходы дома, и им важно, чтоб эти отходы попадали на переработку, а не на свалку
- Физические лица, у которых идет стройка/ремонт, и нужно вывести отходы, но не в лес, а на специализированную площадку.
- Физические лица, у кого есть частный дом, и образуются жидкие-отходы (из туалета например)
- Юридические лица, которые образовывают например производственные отходы, кроме ТКО.
Кто исполняет заказы?
Если речь идет о сортированных отходах, то такие заказы могут исполнять все желающие, единственное, чтоб получить от сервиса д/с нужно иметь статус самозанятого, водители такси или курьеры, смогут дополнительно зарабатывать через наш сервис.
Если речь идет о производственных/жидких отходах, то в этом случае отходы могут возить только специализированные компании, которые имеют соответствующие лицензии. Мы будем проверять такие компании вплоть до проверки лицензии и площадки ведения деятельности.
Куда увозят отходы?
Отходы попадают на специализированные площадки в нашем сервисе они называются «зеленые зоны», эти площадки будут добавлены вручную нами, либо такие компании смогут самостоятельно зарегистрироваться в сервисе, на карте они появятся только после нашей проверки.
Какую проблему решает наш сервис?
Вы знали что 96% отходов, которые образуются в РФ отправляются на специализированные свалки? А обычный мусорный контейнер возле дома, состоит на 85% из полезных веществ, которые могут стать сырьем в создании новых продуктов. Если мы начнем сортировать отходы, и отправлять эти отходы в специализированные площадки, без возможность попадания на свалки, то нас ждет сокращение свалок и мусоросжигательных заводов, что сделает нашу жизнь более качественной и без рисков попадания опасных веществ в воду, землю и в воздух. Правильное обращение с отходами это больше про осознанность, чем про модное направление. Зайдите в любую пекарню, там 100% отходов попадает в общий контейнер, а отходы которые выбрасываются на 99% могут стать сырьем.
Проект становился весьма объемным, и я стоял перед выбором, собирать команду самостоятельно или отдать работу в готовую студию. Честно, я почти отдал эту работу в студию из Беларуси, но меня смущало 3 момента, 1й-разработку они хотели сделать на flutter, 2й — обещали все сделать за 2 месяца и хотели поэтапную оплату:)
Обсудив это со своим партнером, мы подумали, что нас где-то «обманывают» и мы стали искать спецов среди своих знакомых. Партнер привел одного очень хорошего специалиста, который специализируется на разработке iOS приложений. Я ему описал задачу и рассказал, что есть варианты студий, которые предлагают нам разные условия. Оценив их приложения, он посмеялся над нами и сказал, что за 2 месяца мы им просто отдадим деньги и не получим работающего сервиса.
Кстати, оценка сервиса в студии варьировалась от 600 тыс. до 3х млн.руб. Сроки от 2х месяцев до года.
Далее специалиста на iOS мы взяли как Техлида в команду. Он, что важно для меня, сначала взялся за описание всего функционала сервиса без оплаты, мы просидели совокупно несколько месяцев описывая каждый шаг пользователя внутри сервиса и параллельно меняли дизайн сервиса. Описали все в Notion.so – отличный сервис для работы команды, мы уложились в бесплатную версию.
Кстати, любому предприятию необходимо сдавать экологическую отчетность
Далее мы уже смогли совокупно оценить стоимость и срок разработки сервиса. Я топил за сроки, он топил за качество, на этом и сошлись). Далее Техлид поставил нам задачи:
1. Найти backend разработчика;
2. Найти frontend разработчика;
3. Android разработчика;
4. Задачи по iOS Техлид взял на себя.
Мы начали разработку сервиса в октябре 2021 г.
Хочу еще сказать, что backend в итоге привел сам Техлид, front был у меня, которого я нашел на kwork.ru для своей основной компании, и с задачами он справлялся выше всех похвал. Андройд разраба я нашел там же. Но похвастаться его эффективностью я пока не могу…
Итак, прошло 6.5 месяца. Что мы имеем сейчас.
Общая оценка трат на момент сейчас составляет до 600 тыс..
Приложения на iOS мы запускаем в бету 9 марта.
Вэб/моб. Версии запускаем с 1-го февраля
Андройд ждем…
Для предложений о сотрудничестве можете написать на почту info@ecotaxi.io
Web-сервис (вместо Андройд) — тут
iOS Для клиентов — тут
iOS для перевозчиков — тут
В связи с последними событиями мы планируем работать не только в РФ, а постепенно переходить на страны Восточной Европы, с дальнейшим масштабированием на страны в который вопрос отходов стоит очень остро.