BestDoctor 6 лет: от идеи до экосистемы медицинских сервисов
В этом месяце BestDoctor отмечает шестой День рождения. Текущая ситуация еще раз напомнила нам, ради чего все начиналось – ради заботы о здоровье наших пользователей.
Подводим итоги и рассказываем о том, как справлялись с трудностями и почему не боимся их и сейчас.
Как все начиналось
Нашим фаундерам удалось запустить бизнес не сразу. Когда родилась идея BestDoctor, Марк и Михаил только заканчивали факультет фундаментальной медицины МГУ имени М. В. Ломоносова. Карьере врачей они предпочли предпринимательство в сфере IT и, конечно, медицины. Для работы над проектом привлекли одноклассника Марка, Филиппа, который тоже только заканчивал учебу в МФТИ.
Изначально они хотели создать сервис онлайн-записи в клиники Тулы (это родной город Марка и Филиппа). Но привлечь пациентов не получилось, и идея провалилась. Однако сдаваться никто не собирался.
Наши фаундеры постоянно изучали медицинский рынок США и обратили внимание на быстроразвивающиеся сервисы страхования корпоративного здоровья. В России рынок ДМС был консервативным и полным бюрократии — сфера явно нуждалась в инновационных решениях.
В 2016 году у BestDoctor не было страховой лицензии для выхода на рынок ДМС. Но наши фаундеры увидели набирающую популярность в США модель self-funding, которой еще не было в России. С ней BestDoctor получилось быстро и качественно запустить свой продукт.
Так, BestDoctor стал альтернативой ДМС, которая первой в России предложила модель self-funding. В рамках этого подхода работодатель платит из депозита только за полученные сотрудниками медицинские услуги, а остаток никуда не исчезает и может быть использован в следующем страховом периоде.
Первые клиенты и продукт
Мы отсчитываем свою историю с 2016 года, потому что именно тогда начали сотрудничество с первым крупным клиентом — фармацевтической компанией «Пульс» (кстати, мы до сих пор вместе).
Модель ДМС self-funding оказалась успешной, в неё поверили не только клиенты, но и инвесторы. В 2017 году BestDoctor в рамках первого инвестиционного раунда привлекла 32 млн рублей от венчурного фонда AddVenture и группы частных инвесторов.
Мы делали ставку на технологичность, даже когда у нас еще не было мобильного приложения. Тогда пользователи ДМС BestDoctor обращались к нам через личный кабинет на сайте, звонки и чат в Telegram с врачами и операторами, доступными 24/7.
В 2018 для большего удобства клиентов разработали систему франшизы, которая позволяет сотрудникам пользоваться медицинскими услугами в клиниках любого класса на выгодных условиях.
2019: выход на рынок классического ДМС
С этого года мы заключили партнерство с крупной страховой компанией. Это позволило нам предоставлять услуги рискового страхования, или классической модели ДМС.
В то же время большим событием стал запуск нашего мобильного приложения. В нем стало удобно решать сразу все вопросы по здоровью: подобрать врача и клинику, записаться на прием, перенести или отменить запись, а также посоветоваться с врачом или узнать подробности программы. За это пользователи сразу его и полюбили.
С каждым новым клиентом мы становились лучше. В 2019 масштабировали команду и качественно оптимизировали процессы для запуска одного из самых крупных наших клиентов — Mail.ru Group (сейчас VK).
2020: пандемия
Как и для всех, пандемия стала для BestDoctor кризисным этапом. Но мы никогда не опускали руки, даже в самые тяжелые моменты.
Как медицинская компания мы посчитали своим долгом помочь людям. И открыли социальный проект — Виртуальную клинику, в которой наши врачи онлайн бесплатно консультировали всех желающих с COVID-19 и с другими симптомами. Так, мы оперативно помогли тем, кто не смог попасть на плановый прием к врачу из-за карантина, самоизоляции или перегруженности медицинских служб.
Спрос оказался высоким, онлайн-консультации показали эффективность: за год работы Виртуальная клиника приняла около 12 тысяч человек, при этом около 5 тысяч из них получили поддержку по вопросам коронавируса.
Сейчас Виртуальная клиника — один из главных сервисов экосистемы BestDoctor. Здесь пользователям доступна онлайн-поддержка почти круглосуточно — их консультируют более 200 медицинских работников и 80 практикующих врачей 12 специальностей.
Наших клиентов становилось больше: в 2020 нас выбрали МегаФон, ivi, AliExpress, InDriver и другие работодатели, которые заботятся о здоровье своих сотрудников.
Мы расширяли наш портфель и в других каналах: запустили в 2020 году продажи медицинских продуктов с партнерами — банками, страховыми компаниями и другими игроками рынка e-commerce.
Для них мы создали спортивное страхование с мощной медицинской составляющей: вместо классических микровыплат лечим травмы и помогаем пройти комплексную реабилитацию в профильных спортивных клиниках.
2021: год пациента
Весь 2021 стал для нас годом улучшений. Главное из них — нашим пациентам стало еще проще и комфортнее. Мы сделали все для ускорения процесса записи и улучшения мобильного приложения. Подробнее об этом — в статье о счастье пользователей.
Мы провели визуальный ребрендинг и изменили позиционирование на рынке. BestDoctor — экосистема медицинских сервисов, созданная экспертами для удобного управления здоровьем компании и людей. Все сервисы экосистемы созданы для заботы о здоровье — как физическом, так и ментальном. Мы вкладываемся в развитие и качество каждого. Подробно о том, как создавали позиционирование — в статье.
А еще расширили страховые партнерства — теперь сотрудничаем с ВСК, Капитал Лайф Страхование Жизни, Югория Жизнь, Югория и Пульс. Завершили сделку по покупке собственной страховой компании. С такой бизнес-моделью у нас появилось больше возможностей на рынке, мы сможем находить гибкие решения для самых разных клиентов. А на базе BestInsure планируем создавать новые страховые медицинские продукты.
Качественно и количественно выросла наша команда по всем направлениям. К нам присоединились специалисты из Райффайзен Банка, OZON, VK, Медси и других ведущих компаний на рынке.
Вырос и B2B-продукт: мы запустили покупку медицинских услуг со скидкой в лучших клиниках для всех пользователей, расширили количество специальностей врачей нашей Виртуальной клиники, запустили сервис консультаций с самыми экспертными и заботливыми психологами.
Что будет дальше
Сейчас нам пришлось изменить стратегию, приостановить часть зарождающихся проектов и сконцентрироваться на основной составляющей бизнеса. Мы настроены решительно и уверены в себе — продолжаем делать все, что поможет усилить эффективность бизнеса и гарантировать пациентам бесперебойную и круглосуточную медицинскую помощь.
Всегда и что бы ни случилось: с BestDoctor удобно быть здоровым ❤