Пример со скутерами — продуктоцентричный подход. Мы вообще не спрашивали ничего у пользователей, а все время потратили на танцы с бубном вокруг нашего прекрасного продукта. Мы уже все знаем, что так не работает, окей. Поэтому на смену пришел клиентоцентричный подход. Люди начали выходить из офиса и спрашивать людей, что им надо. Customer development очень крутая вещь, но и ее иногда используют не правильно. Например, на интервью вместо исследования опыта проблем спрашивают у клиента, как сделать продукт лучше, . Из похожих кейсов и проблем начал появляться подход с несколько иной оптикой. Сейчас у него есть общепринятое название — Jobs To Be Done.
Небольшое замечание к теоретической части: не могу согласиться, что jtbd (подход) стал продолжением custdev. Во-первых, custdev возник позже, во-вторых, jtbd не связан с размером или стадией бизнеса. Но это несущественно.
Также не могу согласиться с столь незначительной ролью Клейтона, имхо, он самый главный из всех перечисленных и д. б. единственный учёный из них.:)
С нетерпением жду следующую часть.
Да, они примерно параллельно развивались. Я больше опирался на распространенность и применение внутри сообщества, которые случились позже для JTBD (по крайней мере в РФ). Бланк и Ульвик примерно в одно время развивали свои теории.
Так случилось, что Кристенсена читал уже после всего остального. Он, пожалуй, лучше всех объяснил JTBD майндсет, но фреймворков совсем не дал. Думаю Кристенсен + отдельные практические статьи по теме тоже хороший вариант)
Комментарий недоступен
Ждём вторую часть
Итак, мы были нищими, сделали JTBD для нищих и разбогатели. Когда ждать мануал JTBD для богатых???
Спасибо автору! Очень полезный материал!👍
Витя, красава! Дошли ж у тебя руки все это описать, а у меня все не доходят) Но, кстати, у меня шаблончик есть рабочий в коде как по JTBD решения генерировать и их ценность сравнивать, могу показать, если что. С разрабами по нему работаем