Тинькофф Инвестиции: ошибка в работе приложения загнала мой брокерский счет в долг
В двух словах: банк признал вину, но гасить долг не планируют.
UPD: Представитель Тинькофф Инвестиций в комментариях уходит от ответа на неудобные вопросы по существу.
UPD 2: Тинькофф заблокировал все мои счета: невозможно снять, перевести или оплатить по картам и счетам в банке.
24 февраля, в связи с начинающейся нестабильностью рынка я решил продать все акции и вывести их с брокерского счета.Акции были преимущественно в долларах, поэтому после продажи они превратились в валюту на брокерском счету, откуда потом эта валюта была выведена единой суммой в 2847$ на карту Тинькофф.
После этой операции я закрыл приложение и в следующий раз открыл только в понедельник, 28 февраля.
Там меня ждала следующая картина:
Что мы видим?
Часть денег (1403$) из полной суммы, которую я выводил, Тинькофф дал мне без предупреждения в долг и молча вывел мне на карту. При этом мои доллары были конвертированы в рубли по курсу на момент продажи 24 февраля и продолжали лежать на моем счету.
Дальнейшее падение рубля привело к увеличению разницы между долгом в долларах и суммой в рублях на счету, которой можно было бы этот долг погасить.
И в итоге, 3 марта приложение принудительно закрыло долг в долларах, сняв в счет долга все 122 421 рублей...
...а недостающую разницу вывело мне в виде рублевого долга на брокерском счету:
Далее я решил обратиться в техподдержку, поскольку логического объяснения данной ситуации я не нашел, поскольку:
- Маржинальная торговля у меня была отключена на тот момент и вообще всегда
- Никаких предупреждений о маржинальной сделке я не получал
- Средства, которые я пытался вывести -- были у меня на счету. То есть даже при включенной маржинальной торговле не было бы предпосылки к выдаче мне денег в долг: я выводил исключительно своё.
Далее следует общение с техподдержкой, которое вкратце можно описать так:
"Мы признаем, что это техническая ошибка на нашей стороне, но не собираемся закрывать ваш долг, поскольку наша Декларация о рисках снимает с нас всю ответственность за происходящее на вашем брокерском счету, в том числе за наши технические проблемы, которые могут привести вас к убыткам."
Далее много скриншотов, это не полная переписка с поддержкой, выкладываю только ключевые моменты:
Первое обращение, оператор приводит расчеты и указывает, что был совершен шорт (запоминаем).
Далее я указываю, что не совершал маржинальных сделок, на что оператор отвечает в духе "нет, вы вывели с плечом":
Окей, не соглашаемся с ним и ждем ответа следующего оператора. И вот, он уже признает, что проблема — результат технической ошибки. А следующий оператор не только признает ошибку, но и ссылается на свой Регламент, который снимает с Тинькофф ответственность за такие ситуации.
На мои предложения закрыть долг, я в ответ получаю лишь ответ в духе "сожалеем, теперь это ваши проблемы" и еще раз получаю подтверждение, что проблема — результат некорректной работы приложения:
Что я имею на данный момент:
- Долг в ~28 тысяч рублей перед Тинькофф, в котором нет ни доли моей вины
- Звонок из Тинькофф с требованием закрыть данный долг
- Полное нежелание поддержки идти на контакт и передавать ситуацию выше
Если реакция представителя на данную статью не будет отличаться от реакции техподдержки, придется обращаться в суд, где я буду требовать закрытия долга, выплаты моральной компенсации и пересмотра содержания Регламента Тинькофф по причине того, что в нем снимается любая ответственность компании перед инвестором.
Тем, кто сейчас продолжает пользоваться приложением Тинькофф Инвестиции или схожими продуктами от других компаний, предлагаю детально изучить их регламенты и правила и принять для себя решение — готовы ли вы отдавать свои деньги компаниям, которые не несут ответственности за них и, по сути, могут под предлогом технической ошибки совершать с ними любые операции.
UPD: Скриншоты брокерского отчета за февраль для интересующихся.