Возможно ли с помощью интеграций в RetailCRM работать с маркетплейсами Ozon и Яндекс. Маркет. Личный опыт использования
Для начала хотел бы представиться — Алексей, магазин MobileBattery. ru, мы продаем аккумуляторы и блоки питания, наша специфика такова, что покупают много различных товаров, в наличии каждой позиции по 1-2 штуки, ассортимент большой — около 6000 товаров. Поэтому регулярное обновление остатков — это жизненно необходимая вещь для нормальной работы с маркетплейсами, а в связи с последними событиями и регулярное обновление цен.
Давайте посмотрим, как справляется с этим RetailCRM и справляется ли вообще, забегу вперед — не очень справляется.
Мы подключили RetailCRM 4,5 года назад, на тот момент это была одна из лучших CRM для розничных продаж. Понятный интерфейс, настройка интеграций — много удобств. Мы планировали её использовать вместо старого интерфейса админки сайта, которому уже 15 лет, а также удобства интеграции с 1С. В общем, как показала практика, к сожалению, не всё стало так удобно, но пути назад уже не было — много денег и времени было потрачено, но в тоже время RetailCRM благодаря интеграциям с DPD и Почтой России сильно упростил работу отдела логистики, что уже можно считать важным достижением. Для работы с клиентами он удобен не стал — менеджеры плевались интерфейсу, когда в админке сайта вся информация о заказе на одной странице видна, тут надо листать полотно вниз и как не удивительно, но за 4,5 года ничего не изменилось — да и есть ощущение, что RetailCRM это не нужно вообще.
Вот здесь мы и перейдем к обсуждению работы с модулями интеграции маркетплейсов — на бумаге красота: бесплатные модули Озон, Яндекс. Маркет, Али, платные — СберМегаМаркет и Wildberries, но по факту мы подключены пока к Озону и Яндекс. Маркету с июня 2021 года и эти модули до сих пор не работают стабильно, а решение проблем занимает дни, недели и месяцы.
Начнем с работы модуля Озон. В самом начале, когда мы подключились модуль был платным — 1800 рублей в месяц, вроде, но через месяц его решили сделать бесплатным, в принципе подключить модуль удалось без каких-то значительных проблем. Но изначально — цены обновлялись не регулярно, обновлялись нормально только остатки по складам. Причем мы пытались долго выяснить, что является причиной, по которой не обновляются у нас нормально цены — выяснилось, что мы (!) неправильно обновляем их в RetailCRM, не тем способом и поэтому их система не видит, что цены изменились. То есть мы в RetailCRM их обновляем, они обновляются, но так как вот оно обновляется не так как им нужно, то ничего не передается дальше, при этом когда мы настраивали изначально интеграцию с RetailCRM нигде не было об этом не слова, что таким образом обновлять цены нельзя. Цены у нас попадают из 1С. В итоге пришлось делать небольшое изменение в интеграции, после чего проблема с обновлением цен ушла.
Ко всему прочему этот чудесный модуль должен был передавать все характеристики по товарам в Ozon и если он их не передает — то и остатки не передаются, можно было выбрать несколько параметров по которым его можно было соединить, так чтобы остатки все же обновлялись, и мы решили соединить товары по фото, но фото из-за требований Озона иногда были другие в Озоне, чем на сайте, но спасало то, что эта часть модуля работала некорректно и практически никогда не заменяла изображения, которые были в Озоне, но зато это позволяло обновлять остатки.
Потом RetailCRM решил отказаться от этого безумного модуля и стал использовать новый — где обновлялись только цены и остатки — казалось бы, вот, ура, наконец, но было рано радоваться — вместо старых проблем с ценами, появились новые — это обновление остатков. Если обновление цен более менее всегда работало в модуле — то остатки начиная где-то с декабря 2021 года стали обновляться не регулярно, а для нас — где каждой позиции по 1-2 штуки, это сродни катастрофе. Первый раз глобально сломалось обновление остатков 30 декабря, проблему решили только на праздниках — в итоге пришлось все новогодние каникулы обновлять остатки руками, мое недовольство вызвало явное непонимание от поддержки: "Мы стараемся адекватно оценивать любую форс-мажорную ситуацию и делать всё возможное для оперативного разрешения. Для нас, как для специалистов Customer Care отдела уже является весомым достижением, что вы не ждали решение до 10-го января, а уже 2-го числа фикс был внедрён коллегами из отдела разработки" То есть я должен им сказать спасибо, что я лишь 4 дня остатки руками обновлял. Далее проблемы стали регулярными, а скорость решения оставалась ужасающе медленной, если проблема случалась в пятницу — её врятли решат до выходных и неважно, что обновление остатков — это самая главная задача модуля. Ну не обновляются остатки в выходные — ну и ладно решают в RetailCRM.
Сейчас уже около недели нормально не обновляются остатки и никто ничего не может исправить, их разработчики не могут найти ошибку, и вместо того чтобы предупредить о проблеме, я об этом понял лишь тогда, когда мне стали повально приходить заказы в Озоне на то чего у нас нет в наличии. Хороший пример был 3 недели назад, когда опять перестала работать синхронизация остатков и ее чинили 3-4 дня. В работе по Апи Озон внес небольшое изменение, например, мой коллега работающий с модулем в Webasyst, сказал, что там изменение внесли в течении часа, а здесь это заняло 3-4 дня и всё это время ты обновляешь руками остатки на складах. Честно говоря накипело — но оперативного решения проблемы нет, только переводить сайт на другую CMS и использовать модули оттуда забыв о RetailCRM, как о страшном сне. А еще при попытках связаться напрямую с разработчиками модуля получаю регулярный отказ — хотя казалось бы разработчики должны быть заинтересованы в том, чтобы их модуль работал нормально и получать оперативный фидбэк. Но это не про RetailCRM, к сожалению.
Так, а теперь немного о хорошем, есть ли там что-то хорошее? Да, есть — все заказы из Озона приходят в CRM, и их можно отгружать напрямую оттуда, это удобно — за год было пару небольших багов, когда не все заказы попадали в CRM, но в целом с этим нет проблем.
Перейдем к следующему разделу — интеграция с Яндекс. Маркетом. Подключение тоже не было сложным и модуль, также как и модуль Озона был платным, потом через пару месяцев стал бесплатным. На удивление обновление остатков всегда работало корректно, но с учетом того работает всё остальное, то тьфу-тьфу, накаркаю еще, но правда — остатки обновляются без видимых проблем, заказы приходят в CRM, а теперь начнем с самого интересного — обновление цен.
Обновление цен стало главной проблемой, если в Озоне цены кое-как обновлялись и к ноябрю проблема была устранена, то с Яндекс. Маркетом мы бились долгое время и продолжаем биться. В самом начале RetailCRM обвинял Яндекс. Маркет, что они некорректно что-то передают, поэтому цены не обновляются. в Яндекс. Маркете обвиняли RetailCRM, в общем проблема никак не решалась, якобы у других клиентов всё обновлялось, а у нас нет, хотя я в это не верю, если только мы не были их единственным клиентом. Со временем выяснилось то, что я писал выше про интеграцию с Озоном, что мы неправильно обновляем цены из-за чего все проблемы. Для выяснения этого потребовалось месяца 3 — 15 октября я получил сообщение: "Редактирование цены по API (как это делает 1С) не обновило у вас дату последнего редактирования товара, на которую модуль ориентируется. При загрузке через каталог, если цена изменилась, то дата обновляется на актуальную., как минимум" — далее мы изменили слегка интеграцию и казалось проблема должна навсегда уйти, но не тут-то было, мне сказали, что появилась новая проблема уже на стороне RetailCRM, из-за которой цены всё равно не будут обновляться, где-то в январе — проблему решили, точнее сказали что решили, проверка показала, что опять ничего не работает.
RetailCRM на этом на некоторое время пропал и в конце февраля (21 числа) объявился и сообщил:
"Разработчики сбросили метку времени в модуле интеграции с Яндекс. Маркет (чтобы он передавал цены по всем товарам, загруженным в соответствующие магазины CRM) — теперь цены должны (в среднем — раз в полтора часа) передаваться в Яндекс. Маркет в соответствии с заданными настройками типов цен. Сброс метки — это временное решение от разработчикгов, пока не готово соответствующее исправление в самом модуле интеграции."
И действительно спустя девять месяцев цены стали обновляться… я вздохнул с облегчением, ну неужели, но не тут то было. Две недели назад (7 апреля) приходит сообщение: "Добрый день! Разработчики внедрили исправление, теперь цены в CRM можно обновлять по API без каких-либо дополнительных действий — и они будут передаваться в маркетплейсы." Хотя уже и так работало… меня это насторожило, и не зря!
Как оказалось новое исправление — сломало обновление цен и вот прошло уже две недели и никаких движений для решения проблем нет, лишь 10 апреля я получил сообщение: «Всё ещё не удалось найти причину. Мы оповестим вас как только что либо станет известно.» В чем сложность вернуть то, что работало — не ясно, а еще вчера, 15 апреля мне заявили «Модуль не выгружает цену по товарам с нулевыми остатками» — казалось бы, какая разница, но товар может появится в наличии в любой момент, а цены обновляются по модулю раз в сутки, если вообще обновляются (из ответа поддержки — "Раз в сутки цены стабильно передаются в Яндекс. Маркет"). Получается в Яндекс. Маркете у меня будет каша из цен, и даже невозможно будет понять, верные они или нет. То есть вместо того чтобы сделать интеграцию лучше или просто её не ломать — они решили испортить ее окончательно, если изменение цен и починят, то передавать будут не всё. И так уже почти год, и самые простые и важные задачи до сих пор не решены.
Какой вывод вкратце хочется сделать, если у вас есть возможность избежать работы с маркетплейсами в RetailCRM — то лучше его избежать и выбрать другой способ работы, потому что всё работает крайне нестабильно, никаких положительных изменений в системе нет и не предвидится, система застряла в эпоху домаркетплейся и никак не хочет это признать и начать меняться, понимания, что обновление остатков и цен — это важнейшие задачи — нет и что проблемы с ними нужно устранять оперативно тоже.
Если вы не хотите обновлять руками остатки и цены в маркетплейсах — то лучше не используйте RetailCRM, а подумайте в сторону других интеграций.