Стыдно ли называть любое игристое вино шампанским?

Расскажу простыми словами, почему в России, США и некоторых других странах до сих пор производят шампанское.

Во Франции существует Комитет Шампани CIVIC (Comité interprofessionnel du vin de Champagne), основная цель которого отстаивать интересы виноделов Шампани во всем мире.

“Не бывает шампанского вина Champagne не из Шампани” - главный девиз Комитета.

Надо сказать, что справляются они с этим заданием успешно. Всего несколько стран не полностью защищают наименование шампанское - это Россия, США, Аргентина, Украина, Беларусь и Казахстан.

Источник CIVIC https://www.champagne.fr/en/homepage
Источник CIVIC https://www.champagne.fr/en/homepage

Шампанское в России

В России история шампанского богатая и интересная. В 1878 году Львом Голицыным был построен первый в России завод Новый Свет для производства игристых вин исключительно классическим методом. Спустя почти 20 лет в 1896 году впервые в российской истории на торжества по случаю коронации Николая II было подано не французское шампанское, а игристое князя Голицына из Крыма.

Производство было сохранено и расширено. Сейчас Новый Свет является единственным предприятием в России, которое, сохраняя промышленные объемы, производит игристое только классическим методом на высоком уровне.

Для нас термин Советское Шампанское очень родной, и мы привыкли все вино с пузырьками называть шампанским.

Только летом прошлого года многие узнали, что говорить шампанское про игристое не из французской Шампани вроде бы и не стоит в приличном обществе.

Причиной этого стал новый закон о гос. регулировании производства и оборота алкоголя, согласно которому поменялись правила маркировки вин (маркировка - это маленькая белая этикетка мелким шрифтом, наклеенная на оборотной стороне бутылки). Теперь все игристые вина, вне зависимости от страны, региона и метода производства должны были маркироваться как "игристое вино", хотя раньше французские шампанские вина маркировались как "шампанское". Российские компании, производящие игристые по классической технологии, обязали писать "российское шампанское".

На лицевой стороне этикетки ничего не изменилось. Слово Champagne так и осталось на бутылках Moet и Veuve Clicquot. Покупатель ничего даже бы не заметил, если бы не большой резонанс в СМИ с заголовками о скором уходе французского шампанского с российского рынка и официального заявления об уходе и последующем скором возвращении Moet Henessy.

Шампанское в США

История калифорнийских игристых начинается в XIX веке. Европейские мигранты, переезжая в США, занимались тем делом, что и на Родине: производством вина. Поэтому многие вина носили привычные для европейцев названия Шампанское, Шабли, Кьянти, но эти вина продавались только внутри США.

В начале XX века мировой рынок стал активно развиваться, шампанское становилось все более популярным, и, обнаружив рядом с французским, шампанское из Калифорнии, французские виноделы, конечно, были возмущены.

Интересно, что в Версальском мире (мирный договор, подписанный в 1919 году, по окончании Первой Мировой Войны) присутствовала отдельная статья про шампанское, в которой говорилось, что только игристое вино, произведенное в Шампани, может носить такое название. США также подписали этот договор, но не ратифицировали его. Но т.к. в том же году в США начался сухой закон, на это никто не обратил внимание. И даже после того, как сухой закон был отменен, калифорнийские производители продолжали выпускать игристые вина с надписью Калифорнийское Шампанское.

Только в 1986 году Европейская Комиссия начала переговоры в защиту виноделов и длились они не много ни мало 20 лет. В 2005 году США и ЕС достигли договоренностей. И нельзя сказать, что для США это было не выгодно. Со своей стороны, Европа разрешила ввоз американских вин, произведенных с использованием технологий, которые в Европе запрещены (например, добавление дубовых щепок в бочки с вином). США, со своей стороны, согласились с тем, что не будут разрешать производителям использовать такие имена, как Шампанское, Шабли, Кьянти. Но с оговоркой: производители, которые до подписания этого соглашения, уже использовали эти названия могут продолжать из использовать. Поэтому до сих пор на полках магазинов можно найти шампанское от таких производителей, как Korbel, Cook’s или André и это абсолютно законно.

Шампанское в Европе

Евросоюз единен в своих правилах. Покупая бутылку игристого с надписью Champagne вы можете быть уверены, что: виноград, из которого сделано шампанское, выращен в Шампани, собран вручную, вино изготовлено классическим шампанским методом (методом “Шампенуа”), также называемым традиционным, и разлито в Шампани.

Нельзя сказать, что к такому единству всегда приходили мирным путем.

Например, в Испании местное игристое появилось в середине XIX века на фоне войн с Францией (Пиренейские войны), когда пить при испанском дворе французское шампанское было не комильфо. Хотя игристое было и свое, но по привычке его все равно называли шампанским.

В 1950-х испанское шампанское стало очень популярно в Британии, чего французы вынести не могли и решили подавать в суд на испанского поставщика. Испанцев признали невиновными, но иски продолжались. И в 1960-м году французы добились своего - испанцам запретили писать шампанское на этикетках. Тогда появилось название Кава (Cava) - испанское игристое, произведенной также классическим методом из местных сортов винограда.

Немного практики

Это кажется удивительным, но далеко не каждому человеку понравится дорогое французское шампанское. Оно кислое и отдает дрожжами. При этом, это одно из самых желанных вин в мире и сильный бренд. Цена на полке также обязывает - повод должен быть соответствующий.

Начинать знакомство с игристым вином с этого стиля, по моему мнению, не стоит, к его вкусу нужно прийти. Тут действует то же правило, что и со сложными продуктами, такими как оливки, устрицы, нужно пробовать медленно, постепенно и тренировать рецепторы.

В одной из следующих статей хочу рассказать, как выбрать игристое, которое вам понравится и как вам в этом может помочь приложение WINERADAR. Буду рада, если напишете в комментариях, интересно ли это.

3939
71 комментарий

99.999% людей, когда говорят «шампанское», подразумевают газированное белое и им безразлично по какой технологии оно сделано, из каких сортов, где и кем. Для них главное каноническая форма бутылки, мюзле и цена в бюджете.

8
Ответить

Я думаю, уже не 99, 9 , а значительно меньше. Все-таки и российское качество производства вин, и наш маркетинг очень сильно выросли за последние годы. Количество людей, которые понимают разницу между газировкой, классикой и просекко уже значительно больше. Способствует это и то, что хорошее вино все-таки не смотря ни на что становится доступнее.

10
Ответить

Тогда бы и статью про разницу в игристых винах, технологиях производства и т.п.

4
Ответить

Сергей, с удовольствием напишу, если интересно. Боюсь, что читатели VC не оценят. Вы как думаете?

3
Ответить

Сергей, написала новую статью про разницу в игристых, буду рада вашей обратно связи. https://vc.ru/u/626704-ekaterina-rastvorova/413348-kak-vybrat-igristoe-kotoroe-ponravitsya

Ответить

1) Бутылка из под шампанского;
2) В составе вино, а не какое-нибудь яблочное пюре;

Это шампанское. Тоже самое верно и для коньяка.

Если ты приходишь в магазин, покупаешь что-то с полки под названием шампанское или коньяк, и получаешь то, что ты ожидаешь - это означает, что это уже не бренд, а категория товаров.

Кому там что стыдно и неприлично - без понятия, как называли, так и будут называть.

Единственный мне известный термин, который постепенно уходит с рынка РФ - это джип. И не по причине того, что люди научились говорить "внедорожник", а по причине того, что люди не могут назвать джипами современные паркетники.

5
Ответить

С Джипом хороший пример! Интересно, откажемся ли когда-нибудь от "ксерокс" и "ксерокопия" и, если да, то в пользу чего?) Термины шампанское/игристое в быту сам использую примерно 50/50, не знаю почему, но постепенно исправляюсь)

1
Ответить