Блокировка YouTube в России: куда идти авторам контента, если это случится
Привет! Меня зовут Михаил Федоров, я руководитель платформы для продажи контента по подписке sponsr.ru.
Я много общаюсь с представителями диджитал индустрии, и в последнее время вопрос «будет ли блокировка Ютуба в России?» трансформировался в «когда закроют Ютуб?». Складывается ощущение, по крайней мере в моем круге общения, что блокировка YouTube — лишь вопрос времени.
В связи с этим возникают другие вопросы:
- Для авторов контента: что произойдет с трафиком/просмотрами, а значит и с рекламными доходами? Все встроенные средства монетизации Ютуба в России уже отключены, но еще есть рекламные интеграции — их Ютуб отключить не может технически.
- Для зрителей: как смотреть Ютуб? Искать ли аналоги и альтернативы?
Пока забудем о зрителях и поговорим об авторах: что им делать и чем заменить Ютуб?
«Псс, парень, знаешь три буквы — VPN? Да ничего не изменится даже если Ютуб заблокируют»
Так-то оно так, но не совсем. По оценкам Medisacope за первые десять дней блокировки число пользователей Facebook* снизилось более чем на 40%, у Instagram* за один день — на 16%.
(* Компания Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, признана экстремистской организацией в России)
Получается, VPN не панацея. Конечно, многие установят (и уже установили) VPN или найдут другие способы как обойти блокировку Ютуба, но падение трафика неизбежно. Кто-то не хочет разбираться, а кому-то просто неудобно постоянно включать/выключать, ведь теперь многие российские сайты через VPN не работают.
Но падение трафика — это меньшая часть проблемы
В конце концов, всегда можно загрузить видео на альтернативный облачный хостинг вроде Vimeo (хотя тут те же риски) или на свой сервер, а проигрывать со своего сайта.
Настоящие проблемы в другом.
А именно:
- Ютуб дает возможность получать новые просмотры и подписчиков через систему рекомендаций и алгоритм формирования ленты. На своем сайте и видеохостингах без продвинутой системы рекомендаций и большого объема трафика этого не будет. В таком случае авторы смогут рассчитывать только на собственный трафик: сколько есть подписчиков на альтернативном видеохостинге или собственном сайте, сколько привели из других своих каналов — имейл-списков, Телеграм-каналов и т.д. — только на это и можно рассчитывать. Никто ничего дополнительно, как это делал Ютуб, не «подсыпет».
- О рекламной монетизации средствами самого YouTube можно как минимум на время забыть, потому что она уже не работает, но также пострадают и интеграции. Стоимость рекламных интеграций зависит от количества подписчиков канала и просмотров, и, очевидно, что с просадкой трафика стоимость таких интеграций снизится.
- Еще один способ монетизации на Ютубе — платная подписка на каналы — тоже в России больше не работает.
Если вы не в курсе, что за платная подписка такая: авторы на YouTube могут дать возможность подписчикам оформить платную подписку — фактически это регулярный донат.
Но в России платные подписки на Ютубе сейчас тоже не работают, так как остановлены все способы монетизации, а не только реклама.
Итого:
Технически проблема загрузки и доставки видео-контента, а значит и просмотров зрителями, решаема. Но это не решает бизнес-проблемы:
- Получать больше просмотров и подписчиков.
- Монетизировать контент не только рекламными интеграциями.
Это все большие проблемы для авторов контента: меньше просмотров –> ниже доходы от рекламных интеграций, а расходы на производство роликов остаются на том же уровне.
Другими словами, даже если значительная доля зрителей продолжит смотреть YouTube через VPN и авторы в дополнение найдут другие незабаненные площадки, для них это в любом случае означает:
- Меньше трафика — меньше стоимость интеграций, а монетизации нет вообще.
- Даже если Ютуб восстановит монетизацию, это не решит вопрос приема платежей из-за границы или от российского юрлица-иноагента. Деньги от российских подписчиков снова пойдут через Гугл. А кем завтра объявят Гугл, и насколько безопасно принимать платежи от таких компаний, никто сейчас не скажет.
- Показывать видео со своего сайта можно. Также можно прикрутить м��нетизацию через донаты или регулярные подписки, но это не компенсирует отсутствия новых подписчиков и дополнительных просмотров, которые «подсыпал» YouTube за счет рекомендаций и подмешивания контента в ленту.
Все это означает, что было бы хорошо иметь в России платформу, которая бы одновременно:
- Была видеохостингом, причем территориально и административно находилась в РФ, чтобы минимизировать риски блокировки.
- Имела встроенные возможности рекомендаций и «подсыпки» трафика.
- Давала инструменты монетизации, а деньги в идеале шли от российской компании без каких-либо организационных и финансовых связей с заграницей.
И, конечно же, такая платформа есть! И, разумеется, это sponsr.ru, которым я и руковожу.
Всем описанным выше критериям Спонср удовлетворяет:
- Это платформа для размещения контента, в том числе видео.
- Находится в России. Зарегистрирована в России и на 100% принадлежит россиянам. Финансовые потоки — только внутри России.
- Позволяет монетизировать контент за счет регулярных подписок. Таким образом, это альтернатива YouTube и по монетизации.
- «Подсыпает» трафик на авторский контент за счет системы рекомендаций и закупки внешнего трафика.
Насчет последнего: Sponsr направляет часть комиссии, полученной за свою работу, на закупку внешнего трафика.
Простыми словами: мы за свои деньги закупаем во внешних рекламных сетях (сейчас это Яндекс. Директ и ВК) рекламу для продвижения размещенных на sponsr.ru проектов. За счет этого авторы проектов имеют все возможности получать новых подписчиков и больше просмотров.
Конечно, в итоге все зависит от интереса людей к проекту: дело платформы привести трафик, а вот конвертируется ли этот трафик в платных подписчиков — зависит только от автора контента, качества этого контента и интереса людей к тематике проекта.
Несколько примеров успешных авторов:
- CrimsonAlter (финансовая аналитика) — 4+ млн руб/мес.
- Виктор Мараховский (публицистика) — 1+ млн руб/мес.
- «Литвяк» (сбор средств на съемку фильма) — 500 тыс. руб/мес., а всего собрано уже почти 40 миллионов!
- «Клуб зеленой свиньи (обсуждение текущей повестки) — 280 тыс. руб/мес.
И несколько авторов, не раскрывающих доход, но показывающих количество подписчиков:
- «Ёжик Лисичкин» (разоблачение конспирологии, проблемы современности, история) — 2000+ подписчиков.
- Уроки истории Клима Жукова — 1500 подписчиков.
- «Геоэнергетика ИНФО» (аналитический журнал об энергетике) — 650 подписчиков.
- iXBT. Games (независимый ресурс о гейминге) — почти 500 подписчиков.
Обратите внимание: подписчики на Sponsr — это те, кто платит деньги авторам контента, а не просто фолловеры.
А еще есть десятки крупных авторов, которые стесняются показывать и доход и подписчиков, но цифры у них сравнимые с приведенными выше. Всего же на Sponsr более тысячи проектов.
Как видите, тематики очень разнообразные; на Sponsr найдется место каждому.
«Ну вот заблокируют Ютуб, тогда и будем искать альтернативы»
А будет поздно. Кажется, вся эта ситуация с блокировками, причем как со стороны западных онлайн сервисов, так и со стороны Роскомнадзора ясно показывает: нельзя складывать все яйца в одну корзину — диверсифицировать надо по максимуму.
Можно ли сказать, что Sponsr полноценная замена YouTube? Нет, конечно нельзя. Но ничего не мешает выложить один и тот же контент на разные платформы в дополнение, а не вместо Ютуба. И предложить несколько вариантов для подписок, а люди пусть сами решают, где им удобнее, например, оплачивать и поддерживать авторов рублем. (Понятно, что пока Ютуб работает, смотреть удобнее и привычнее именно там). Зато, когда и если блокировка все же случится, автор будет готов: и контент выложен на разные платформы, и вариантов монетизации больше, чем одна. А если не произойдет блокировки — ну и отлично, все, в том числе я, будут только рады.
Ждем вас на sponsr.ru. Традиционно за видеохостинг мы берем дополнительный 1% комиссии от платежей подписчиков, но временно в рамках поддержки российских авторов его отменили. Регистрируйтесь по ссылке.