Мозговой штурм: 5 успешных методов для разных задач
Многие из нас сталкивались с кризисом, когда творческий порох расстрелян и новые идеи не рождаются, как раньше. Сидишь перед задачей, и не знаешь с какой стороны к ней подойти. Тяжело дышишь, долго думаешь-думаешь, и тут БИНГО! – надо позвать на помощь коллег! Хорошо, но теперь появилась новая проблема: а как грамотно организовать процесс генерации идей?
Сходу сложно определить какой вид мозгового штурма подойдет именно под ваш коллектив и задачу, ведь разновидностей МШ тысячи. Дело в том, что для создания контент-плана, подбора гипотез для решения бизнес-задач или выбора прототипа дизайна нового офиса не подойдет один единственный идеальный вид штурма.
В этом материале команда компании Спутник-1 расскажет о нескольких опробованных видах МШ и покажет, где искать ваш идеальный штурмовой метод.
Классический метод – выбор новичка
Описание:
Впервые процесс мозгового штурма описал американский теоретик творчества и рекламный директор агентства BBDO Алекс Осборн в 1953 году. С того времени было разработано немало новых методов. Но его - классика. А классику надо знать и уважать. К тому же она вполне годна.
Итак. Классический МШ проводится в две сессии - генерация идей и их оценка. Все вместе займет час-полтора. В штурмовую группу должно входить от 3 до 12 человек. Контролировать процесс и не доводить его до галдежа должен опытный модератор.
Пример:
В академическом варианте проведения, перед генерирующей сессией необходимо провести разминку, чтобы установить разряженную атмосферу в коллективе – поговорите немного о всяком, пошутите.
На старте модератор оглашает цель штурма, пишет ее на доске и предлагает участникам сессии создать как можно больше идей о том, как ее достичь. Затем лидер сессии выслушивает присутствующих и формирует идеи в список. Далее все участники «оплодотворяют» эти идеи, дорабатывая их до идеального состояния.
На второй, оценочной сессии коллектив выбирает самую развернутую и проработанную идею, как решение заявленной проблемы.
За более подробным описанием процесса идем сюда.
Где применить:
Учитывая то, что в классический метод входит несистемное общение, он очень хорошо подходит для новичков. Когда вы поймете основные принципы проведения мозговых штурмов, можете двигаться к более навороченным.
«Оригами» – выбор пиарщика
Описание:
«Оригами» позволяет генерировать объемный перечень идей. Процесс штурма проходит под интервальный таймер, который дисциплинирует участников и подталкивает их к креативу. Временные рамки выполняют роль модератора – нет времени на бесплодные размышления, нет времени на шутки. Все проходит в тишине, быстро и четко.
Пример:
Допустим вас четверо: вы, SEOшник, маркетолог и специалист по контекстной рекламе. Каждый берет пачку липких стикеров и за те самые отведенные 8 отрезков по 40 секунд пишет 8 идей – по одной идее за отрезок. На выходе вы получите 32 темы, предложенные профессионалами своего дела! Бери и пиши.
Где применить:
Метод идеально подходит для создания контент-планов. Зачастую журналист, переходя в статус пиарщика, к примеру, в IT-компании, не совсем понимает тонкости работы коллег, а писать об их деятельности как-то нужно. «Оригами» позволяет напитать контент-план темами, которые тыжепрограммисты выделили, как крутые и интересные.
МФО – выбор разработчика
Описание:
Метод фокальных (связанных) объектов – на первый взгляд самый сложный вид мозгового штурма. МФО фокусирует внимание команды не на абстрактной проблеме, а на доработках конкретного прототипа, устройства или продукта.
Суть МШ кроется в проецировании свойств случайно выбранных предметов на свой продукт – адаптации их сильных сторон.
Пример:
Вам нужно улучшить телефон. Открываете любую книгу и тыкаете пальцем в первое попавшееся слово. Оп, попали в «теплоход». Ага, он большой, железный и плавает. Однако это не значит, что телефон должен быть размером с теплоход, выполнен из тяжелого металла и иметь возможность сплавить по реке 100 человек. Это значит, что он должен быть достаточно большим, чтобы удобно лежать в руке, выполнен из прочного материала и защищать от влаги свои жизненно важные элементы.
Где применить:
Очень подходит для старта доработок уже готового продукта. Разработчику софта, дизайнеру автомобиля или матерому продуктологу на заметку.
Групповой брейнрайтинг – выбор большого коллектива
Описание:
Участники штурма выписывают свои идеи и передают их другим коллегам, каждый последующий развивает эту идею, накидывая свои. Фишка еще и в том, что исписанные листы или вордовские файлы могут быть использованы для поиска вдохновения в дальнейшем.
Пример:
Допустим вы работаете в компании с большим количество филиалов в разных точках галактики. И вам нужно учесть мнение всех подразделений. Создаете файл экселя, где каждый пишет в колонку свою идею по решению заявленной проблемы. Ниже каждый развивает идею коллег. И так несколько кругов.
Где применить:
Данный метод может быть использован в больших коллективах. Это и есть его главное преимущество.
Шесть шляп – выбор коммуникабельных
Описание:
Метод шести шляп разработан британским психологом и экспертом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. Суть системы заключается в том, что участники собрания делятся на роли, соотнесенные с цветами шести шляп, каждая из которых символизирует тот или иной способ размышления о предмете мозгового штурма: кто-то генерирует идеи, кто-то их критикует, кто-то хвалит и т.д.
Пример:
В целом метод де Боно подразумевает множество вариантов программ проведения мозгового штурма, однако мы обратим ваше внимание на один определенный:
- Синюю шляпу «надевает» модератор, который обозначает цель МШ и следит за отыгрышем ролей.
- Белая шляпа генерирует идеи для решения заявленной проблемы.
- Красная шляпа делится эмоциями по отношению к обсуждаемому предмету или задаче.
- Черная шляпа критикует и оценивает негативный эффект от идей.
- Желтая шляпа хвалит и оценивает позитивный эффект от идей.
- Зеленая шляпа при помощи участников МШ генерирует новые идеи, рассматривая вариант белой шляпы.
Где применить:
Элемент игры будет полезен в коллективе, который еще не успел сработаться, притереться. Роли участников МШ надо подбирать от противного – тому, кто в основном умеет только критиковать, выделяют роль хвалителя. И наоборот. Это позволит равномерно раскрыть потенциал всех членов команды.
Также будет полезно тем, у кого нет времени на анализ полученных на штурме идей – плохо подходящие и откровенно нелепые сами отсеиваются шляпниками.
Как и было сказано выше, мозговых штурмов очень много – тысячи их. Расскажите в комментариях о самых крутых, в которых вам доводилось принимать участие.
Мне очень нравиться способ Оригами☺️
Мне кажется для команд, где не все участники готовы вести дебаты и открыто высказывать свое мнение - это отличный способ собрать большое количество идей👍🏻👍🏻👍🏻
Ксюш, надо штурм со шляпами апробировать - его Сашенька предлагала недавно)
Это все безумно захватывающе, увлекательно и интересно, но не могли бы вы накидать кейсов реальных мш, со списком должностей участников и решаемыми проблемами?
Как показывает практика, люди на этой платформе не очень любят примеры из нашей практики. Но ваш комментарий в очередной раз иллюстрирует, что "сколько людей, столько и мнений"...)
Если действительно интересно, могу рассказать, как мы провели наш последний МШ: какая стояла задача, кто участвовал и к чему пришли.
Мне бы тоже это интересно было бы почитать
Классные идеи! Спасибо за статью
Очень рады, что вам понравилось!
Подписывайтесь - еще будет, чего интересного почитать)