Как дизайнеру (и не только) генерировать оригинальные идеи
Вадим, коммуникационный дизайнер Инфомаксимум, о том, быть оригинальным без «изобретения велосипеда», ассоциировать по порядкам и отбрасывать идеи.
Я разобью эту статью на две части. Первая будет полезна всем, кому хоть иногда приходилось придумывать идеи. Вторая будет нацелена на практические примеры и будет полезна дизайнерам и причастным. Предупреждаю сразу: все, что написано ниже, не ново и не является глубоким авторским методом. Но, возможно, будет полезно, так как метод довольно универсальный, и его можно переложить на многие сферы творческой жизни.
Часть первая, в которой я объясняю, в чем суть
Все слышали фразу: «Всё уже придумано до нас». Так зачем стараться?
На самом деле, не всё и не совсем так. На одну и ту же вещь можно посмотреть с разных сторон, и если попросить несколько человек высказать творческое видение по одному и тому же вопросу, то, услышав результаты опроса, вы можете осознать, насколько с разных углов и ракурсов люди могут смотреть на мир. Банальный пример из жизни – мастер-класс по рисунку маслом. 15 человек рисуют тыкву, следуя инструкциям наставника и используя одни и те же краски. 15 рисунков одной и той же тыквы не оказались одинаковыми – разная форма, оттенки цвета, свет, тени.
Человек склонен добавлять частичку себя во все сферы деятельности. Если же из схемы убрать инструктора и дать участнику свободу действий, то широта различий станет настолько огромной, что среди тысяч тыкв нельзя будет найти одинаковые. Так что держим в голове, что так, как вы, не сделает никто – и в этом наше преимущество. Идём дальше.
Из чего складывается наша оригинальность? Из умения смотреть на одну вещь с разных углов. Добиться оригинальности (внезапно) нам поможет юмор. Вот как устроена (почти всегда) плохая шутка: сетап – первая пришедшая на ум прямая ассоциация – грустный тромбон. Такие шутки могут работать в моменте, в формате импровизации, но будут звучать нелепо, если были заготовлены заранее.
Хорошая шутка зачастую обманывает ожидания или преподносит информацию с неочевидного ракурса. Человек мыслит логическими связями и ассоциациями. Если выдернуть его мысли из привычной цепочки и сыграть на не самой очевидной ассоциации, то можно достичь необходимого эффекта – вызвать ощущение новизны, радость, удивление, добиться необходимого результата.
Но ассоциация не должна быть слишком сложной, иначе она превратится в ребус.
Перейдем к разбору на практической части.
Часть вторая, в которой я объясняю, как это работает
Буду разбирать на основе дизайна, но провести аналогию можно с чем угодно.
С чего начать? Со сбора информации, конечно. К примеру, если вы создаете логотип, необходимо узнать: название компании, род деятельности, слоган, УТП.
Я буду объяснять на примере дизайна нашего внутреннего ежемесячного настольного дайджеста, так что для меня необходимы такие вводные: месяц, запланированные мероприятия, праздники, выходные. Начинается самое интересное. Есть два пути.
Путь первый:
Поздравляю, почти наверняка вы сделали второсортную фигню. Давайте починим. Откидываем первые пришедшие банальные идеи и начинаем продумывать менее очевидные. К этим менее очевидным думаем еще по две-три ассоциации. Чем больше – тем лучше. Выбираем наиболее запавший в душу вариант.
Вероятность получения оригинальной идеи становится выше. Тем более, если такой же алгоритм применить к визуальной форме полученной ассоциации. Рассмотрим на примере.
Пример первый
Вернемся в 2021, я делаю дайджест на февраль. Из вводных: мероприятия – вечер с ТОП-менеджером компании, вечер покера, вечер настольных игр, День защитника Отечества, внутренний митап отдела дизайна. Мысленно строю карту ассоциаций.
Самым банальным было бы что-то, связанное с зимой, морозами и холодами. В принципе, можно, если есть интересная идея или красивый по реализации визуал, но идея не возникла, визуал в голову не пришел. Зато понравились две ассоциации – День защитника Отечества и вечер покера. Можно выбрать что-то одно, но, если объединить, получится интереснее. Веду беседу с критиком в голове:
– Что взять от покера?
– Ну, очевидно, атмосферу – стол, фишки, человека с ними.
– А от Дня защитника Отечества?
– Оружие?
– Не очевидно, тем более ассоциацию перебьет «Карты, деньги, два ствола». Да и мы вообще не про оружие.
– Форму? Слишком банально.
– Часть формы?
– Уже интереснее, но какую? Погоны?
– День защитника Отечества, защитник… На ум сразу приходит пограничник. По-моему, у них были колоритные фуражки.
*ушел гуглить*
Таким получился февральский дайджест. С первого взгляда не понятно, причем тут февраль, покер, какая-то фуражка. Но я люблю делать такой дизайн – неочевидный с первого просмотра, над которым нужно подумать хотя бы 30 секунд. Главное – не перегнуть, такое тоже бывает.
Пример второй
Возвращаемся в март 2022, делаю дайджест на апрель. Из интересных событий – внутренний чемпионат по настольному теннису, вечер кухни (собираемся и готовим что-нибудь) и мини-мероприятия – «Угадай мелодию», встреча с приглашенным гостем, вечер настолок, а ещё внутреннее обучение.
Логическая цепочка следующая: «Вечера настолок/кухни – не слишком масштабно для обложки. Обучение – скучно. Теннис – возможно, но зима в этом году какая-то затяжная, хочется показать приход весны. Окей, буду думать, как избежать банальностей. Мысленно прокручиваю варианты: тепло – зелень – тает снег. Какая зелень появляется в апреле и с ним ассоциируется? Верба вполне подходит – вербное воскресенье, все дела. Хорошо, но это скучно. Как улучшить? Нужен прикол с вербой. О, верба похожа на хомяков, отлично. В продакшн. На печать, в смысле»
Заключение и несколько советов
В заключение скажу, что метод ассоциаций довольно универсальный, но не является инструкцией по применению. В вашем случае он может работать, а может и нет – пробуйте. Иногда можно просто сделать красивый визуал и ничего не выдумывать, и это будет хорошо. Если же метод вам нравится, то вот несколько советов, как прокачать свое мышление в этой области:
- Не бойтесь шутить. Посмотрите на улицы, пресного дизайна и так много.
- Откидывайте первую пришедшую в голову идею. Существует 1% вероятности, что вы выбросите бриллиант, но 99% – что это мусор.
- Развивайтесь. Читайте книги, смотрите фильмы, путешествуйте, узнавайте о смежных областях. Так у вас будет база для ассоциаций.
- Будьте в курсе трендов. Иногда ассоциация, завернутая в тренды – это бомба, которая может не быть актуальной через год, но здесь и сейчас сработает просто превосходно.
- Меньше смотрите референсы, не составляйте мудборды. А если составляете – засуньте в дальний угол подсознания и держите там. Это помешает вам сделать что-то оригинальное. Нужно вдохновение? Посмотрите что-то, не связанное напрямую с вашим объектом дум. Например, думаете о визуале для сайта – посмотрите на работы художников-плакатистов. Подробнее о том, почему мудборды – это не всегда хорошо, читайте тут https://awdee.ru/vsya-reklama-segodnya-vyglyadit-odinakovo-vinovaty-mudbordy/
P.S. Планируем создать серию постов о дизайне, про дизайн и для дизайна. Все подробности в нашем уютном и ламповом ТГ-канале.