Битвы в соцсетях, организация фестиваля электронной музыки и реклама с Дудём: продвижение «Альфа-банка»
История одного из крупнейших частных банков России.
Главные события из истории банка
Михаил Фридман основал «Альфа-банк» в конце 1990 года, и спустя месяц компания получила лицензию Центрального банка России на осуществление банковских операций.
Первое отделение «Альфа-банка» в Москве открылось в 1992 году, а в следующем году банк стал членом Московской межбанковской валютной биржи.
В 1994 году «Альфа-банк» присоединился к международным системам SWIFT и Union Card, и спустя год открыл представительство в Лондоне. В 1996 году «Альфа-банк» стал первым частным российским банком, выпустившим еврооблигации — облигации в иностранной валюте.
«Альфа-банк» первым среди российских банков начал выпускать виртуальные карты Eurocard-MasterCard для онлайн-расчётов. Они снижали риск мошенничества: ими нельзя было оплатить покупки в обычных магазнах, снять наличные или использовать другие операции в интернете, кроме оплаты покупок в онлайн-магазинах.
В 2001 году «Альфа-банк» открыл дочернюю компанию Alfa Capital Markets в США. Её цель — обслуживать корпоративных клиентов в США, Канаде и странах Латинской Америки и привлекать инвестиции в Россию.
Тогда же «Альфа-банк» запустил первую версию колл-центра: это была автоматическая справочная по банковским картам, которая позволяла клиентам по телефону узнать о состоянии своих счетов и об услугах по ним.
«Альфа-банк» со «Студией Артемия Лебедева» создали WAP-сайт (сайт с отдельным доменом, специально созданный для отображения на мобильном устройстве). Владельцы мобильных телефонов с поддержкой WAP могли узнать курсы валют, адреса отделений и банкоматов «Альфа-банка».
В 2005 году «Альфа-банк» обновил фирменный стиль, которым пользуется до сих пор.
В 2008 году «Альфа-банк» первым в России разместил на Московской фондовой бирже новый для российского рынка инструмент — биржевые облигации.
Во время мирового финансового кризиса 2008 года прибыль банка росла, но медленнее, чем до 2007 года, поэтому компания не выплатила дивиденды акционерам.
Конфликты
В 2004 году «Альфа-банк» подал в суд на издание «Коммерсантъ» за нанесение материального и репутационного вреда. 7 июля издание опубликовало статью «Банковский кризис вышел на улицу» об очередях в отделениях «Альфа-банк Экспресс». По версии банка, это вызвало у читателей панику и привело к оттоку вкладов в следующие пять дней.
Суд признал «Коммерсантъ» виновным и обязал выплатить банку 320 млн рублей в качестве компенсации.
В 2009 году президент банка Пётр Авен рассказал изданию «Ведомости» о методах «Альфа-банка» для взыскания долгов.
«Альфа-банк» — не монстр, жаждущий чужой крови. Хотя мы ведём себя жёстче остальных, потому что мы — крупнейший российский частный банк. И деньги у нас собственные, а не государственные.
Год спустя «Ведомости» обвинили банк в «жёсткости по отношению к должникам», комментируя ситуацию с взысканием долга в размере 3,5 млрд рублей мясного холдинга «Продо» перед «Альфа-банком».
В 2017 году издание Buzzfeed опубликовало «досье» на Дональда Трампа о его связях с Россией. В частности, в нём утверждалось, что бизнесмены из «Альфа-банка» поддерживают дружеские отношения с Путиным и консультируют его по вопросам взаимодействия с США, за что получают от президента помощь в ведении бизнеса. Совладельцы банка Михаил Фридман, Герман Хан и его президент Пётр Авен подали на издание в суд за клевету.
По словам Фридмана, это ложь, поэтому он уверен, что предприниматели выиграют судебный процесс. Он отметил, что будет отстаивать свою позицию в суде, сколько бы времени он ни длился, так как Фридман ведёт бизнес в США и ему нужно получать одобрение регуляторов — он не может быть замешан в коррупционных скандалах.
В том же году «Альфа-капитал» разослал клиентам письмо, в котором рассказал о проблемах у банков «Открытие», «Бинбанк», МКБ и «Промсвязьбанк» и возможных рисках для клиентов.
Центральный банк России обратился в ФАС за проверкой письма на недобросовестную конкуренцию. «Альфа-банк» заявил, что рассылка содержала личное мнение одного из аналитиков банка.
В следующие три месяца Центральный банк запустил санацию трёх банков, которые «Альфа-капитал» упоминал в письме.
После рассылки представители банка извинились перед упомянутыми в письме компаниями, а автор прогноза взял вину на себя. Сейчас он продолжает работать в банке.
Реклама на телевидении
В 2003 году «Альфа-банк» выпустил серию рекламных роликов «С каждым клиентом мы находим общий язык».
Героиня одного из рекламных видео — жена богатого предпринимателя, которую играет Эвелина Блёданс. По сюжету она пришла в банк оформить карту, чтобы не брать в путешествие много наличных. Сотрудник рассказывает о продуктах банка, используя жаргон, как и героиня видео.
В 2009 году банк провёл рекламную кампанию «Честным быть выгодно». В роликах герои говорили правду в ситуациях, в которых им выгоднее было бы соврать, и в итоге выигрывали от этого.
Герой ролика кампании «Офис» — единственный сотрудник, который согласился поработать в праздники. После этого руководитель объявил, что работать надо будет в Париже на выставке.
В другом рекламном видео кампании герой признался владельцу гаража, что именно он нарисовал граффити на его стенах. В ответ на это мужчина попросил молодого человека разрисовать и его автомобиль.
В честь 25-летия «Альфа-банк» запустил продолжение кампании «С каждым клиентом мы находим общий язык».
В ролике «Хипстер» начинающий предприниматель попросил на молодёжном сленге открыть ему депозит, не рассчитывая, что консультант банка его поймёт. Но тот ответил: «Мы стартаперили, когда у вас ещё смузи на губах не обсохло» и помог клиенту решить задачу.
Герои ролика «Питерские интеллигенты» — семья, которая планирует поехать в отпуск на море, но им не хватает денег. Консультант, как и члены семьи, общается в стихотворной форме и рассказывает о кредитной карте, которая им подойдёт.
В 2018 году «Альфа-банк» запустил рекламную кампанию с блогером Юрием Дудём.
Идея кампании построена вокруг крылатой фразы Дудя «Сколько ты зарабатываешь?» Мы выбрали несколько популярных отраслей бизнеса и для каждой создали ролик, где с юмором обыграли эту фразу.
В одном из видео Дудь изображает плотника и спрашивает: «Сколько ты заколачиваешь?» Банк обещает зрителям «помочь заколачивать по полной».
«Альфа-Банк» был спонсором Чемпионата мира по футболу 2018 года и пригласил Лионеля Месси стать лицом бренда.
В одном из рекламных роликов футболист прорекламировал услуги банка, воспользовавшись которыми клиенты «Альфа-Банка» могли выиграть билеты на Чемпионат мира или другие призы.
Alfa Future People
С 2014 года банк ежегодно проводит фестиваль электронной музыки, технологий и спорта Alfa Future People под открытым небом.
Идея родилась у Михаила Фридмана, когда дочь рассказала ему о фестивале электронной музыки Tomorrowland.
В музыкальной зоне Alfa Future People выступают известные диджеи из разных стран, в технологической — выставка инновационных устройств, в спортивной — соревнования по разным видам спорта и тренировки.
По данным РБК, в 2016 году «Альфа-банк» потратил на проведение фестиваля 500 млн рублей, что делает его самым дорогим музыкальным фестивалем в России.
По словам директора фестиваля Виктора Шкипина, мероприятие не окупается — прибыль от продажи билетов, спонсорских пакетов и напитков не покрывает расходы на гонорары диджеев, выступления которых могут стоить €200 тысяч.
Маркетинговые войны
В 2016 году «Альфа-банк» и «Тинькофф банк» поспорили в Twitter. Перепалка началась, когда пользователь возмутился комиссией «Альфа-банка» за перевод на свой счёт в другом банке и отметил, что на карту «Тинькофф банка» можно переводить деньги без комиссии.
«Альфа-банк» прокомментировал, что дело в отсутствии у «Тинькофф банка» собственных банкоматов, на что тот ответил: «Они нам не нужны».
К конфликту подключился «Почта Банк», который написал, что у него «и банкоматов много, и пополнение с любой другой карты без комиссии». «Билайн» и Mail.Ru Group тоже присоединились к обсуждению и прорекламировали свои продукты.
В мае 2017 года «Альфа-банк» опубликовал в Twitter фотографию, где заменил карту с билборда «Тинькофф банка» на свою.
Пользователи поддержали «Альфа-банк» и опубликовали аналогичные фотографии с картой компании на фоне билборда «Тинькофф банка». Затем подключились и другие бренды: «Билайн» с фотографией SIM-карты, Lenovo с изображением смартфона с Android Pay.
В октябре 2017 года «Альфа-банк» стал партнёром баттл-площадки Versus, которая до скандала Олега Тинькова с YouTube-блогерами Nemagia сотрудничала с «Тинькофф банком».
В 2018 году «Альфа-банк» опубликовал в Twitter запись, которая отсылает к бонусной программе Сбербанка «Спасибо».
Это не первый раз, когда «Альфа-банк» высмеивает «Сбербанк» в социальных сетях. Он уже обыгрывал в своих записях бонусную программу и дизайн карты «Сбербанка».
Пользователи обвинили «Альфа-банк» в сексизме за рекламную кампанию «Я и мои слабости»: они посчитали, что банк не уважает своих клиенток.
«Альфа-банк» сейчас
В ближайшее время «Альфа-банк» протестирует несколько основанных на криптовалютах продуктов на «регуляторной песочнице» Банка России, то есть в экспериментальном режиме.
Цифровые финансовые активы рано или поздно станут большой частью глобальной экономики, и игнорировать это нельзя.
Наша цель — ускорить принятие решения по признанию ЦФА инвестиционными активами и ввести их в легальное поле как можно быстрее.
Также «Альфа-банк» заявил о намерении стать первым банком на рынке, который оказывает услуги индивидуальной инкассации и доставки денежных средств.
Услуга инкассации востребована у состоятельных клиентов. Сейчас им приходится лично сопровождать ценности, а с новым сервисом достаточно подписать дополнительное соглашение и дистанционно заказывать деньги к желаемому времени.
Сейчас в Москве, регионах России, Нидерландах, Великобритании и на Кипре открыто более 750 отделений и филиалов «Альфа-банка». Чистая прибыль компании за 2017 год составила $798 млн. В рейтинге Forbes 2017 года «Альфа-банк» занял 27 место в списке 200 крупнейших частных компаний России, из банков его обгоняет только «Открытие Холдинг».