Спрос на электросамокаты падает? Мнение производителя
В начале весны ритейлеры заявляли о многократно возросших продажах электросамокатов, но предварительные итоги сезона выглядят не такими радужными. А будущее рынка в России и вовсе вызывает много вопросов.
Приветствую уважаемых читателей! Меня зовут Кирилл Семенов – и я возглавляю направление персонального электротранспорта в компании Neoline. А именно – разработку и производство электросамокатов. За прошедшие почти полгода на этом рынке в России произошел ряд интересных событий с неочевидными выводами – о чем мне и хотелось бы рассказать в данной статье.
Отрицательный интерес
Пик спроса на электросамокаты в России обычно приходится на конец весны – начало лета, после чего резко падает и выходит на «плато» до весны следующего года. В 2022 году из-за череды всем известных событий нам было крайне интересно увидеть, как и потребители, и наши конкуренты отреагируют на происходящее.
В начале мая российская розница бодро отрапортовала, что за январь-апрель 2022 года было продажно примерно вдвое больше электросамокатов, чем годом ранее. В частности:
- Группа «М.Видео-Эльдорадо» заявила о двукратном росте продаж электротранспорта в штучном выражении (85% – электросамокаты) за январь-апрель 2022 года;
- Об уровне спроса х2 сообщили Ozon и Яндекс.Маркет;
- Рост на 91% подтвердил Ситилинк;
- О восьмикратном росте продаж электросамокатов и гироскутеров сообщил «Сбермегамаркет»;
- Wildberries – спрос на электросамокаты с 13 февраля по 13 марта вырос на 235%.
Объяснялось это как в принципе непрерывным ростом интереса к данному виду транспорта, так и желанием россиян заблаговременно спланировать покупку и встретить потепление в полной готовности к поездкам.
Среди названных ритейлерами причин роста продаж мне хотелось бы выделить выбор следующего электросамоката после первого, как правило недорогого и «базового». С полученным опытом пользователи понимают, что хотят колеса покрупнее для лучшей амортизации, более емкий аккумулятор, да и в принципе более надежный во всех аспектах аппарат. Если в 2021 году 72% потребителей приобретали в нашем интернет-магазине электросамокаты Neoline как свой первый электротранспорт, то за первое полугодие 2022 года этот показатель упал до 54%. То есть, теперь почти каждый второй потребитель обращался к нам за тем самым «следующим» электросамокатом.
Это логичное следствие того, что средний чек в зависимости от розничной площадки колеблется и в целом изменился за год крайне незначительно, закрепившись в районе 25 000 рублей. Где и присутствуют те самые модели начального уровня, в которых с одной стороны есть ожидаемо слабые характеристики вроде мизерного реального пробега до 15 км. А с другой, в силу все того же ценового фактора, встречается полный набор типовых проблем от повсеместного люфта и банально некачественной сборки до дешевых комплектующих, например, быстро выходящих из строя батарей.
Уже по озвученным показателям роста спроса очевидно, что в 2023 году количество и доля покупателей замены своего текущего электросамоката будет еще больше. И это логично. Скажем, в автомобильном мире преимущества «нормальной» первой машины более очевидны обычному покупателю. Тогда как в среде персонального электротранспорта чаще всего потребитель желает на личном опыте убедиться, что за вроде бы очень похожими внешне аппаратами за 20 000 рублей и за 50 000 рублей лежит огромная пропасть.
Что с ценами?
Представители ритейла называли одним из драйверов ажиотажного спроса ожидание повышения цен. И желание потребителей успеть сделать покупку до того как производители отреагируют на валютные колебания. Этот момент отлично виден в прозрачной и сухой статистике Wordstat Yandex.
В сравнении с 2021 годом, в 2022 году как раз только февраль и март показали положительную динамику. Очевидно, совпала совокупность факторов – и упомянутое ожидание роста цен, и в принципе желание заранее спланировать покупку к весне.
В то же время не хотелось бы драматизировать, но вордстат недвусмысленно отражает серьезное фактическое падение интереса публики к электротранспорту. Во всяком случае, в текущем сезоне. В нормальной ситуации стоило ожидать как раз роста количества поисковых запросов на 15-20%. Однако в апреле-мае рынок не только потерял весь потенциальный рост, но и рухнул в минус. Можно было бы предположить, что весь рост продаж в количественном выражении ушел в февраль-март. Не получается – тогда бы наступивший год заметно выигрывал по запросам по сумме месяцев. Этого же, как видим, не произошло.
В качестве краткосрочного прогноза я могу предположить, что пик сезона сдвинется с мая на июль или даже август, и рынок доберет то, что упустил в конце весны. Как раз по причине того, что ситуация с ценами, насколько это возможно, «устаканилась». В марте-апреле производители и продавцы зачастую закладывали впечатляющие ожидания по рискам, поэтому прибавка к цене доходила до 70-80%. Если же сравнивать цены июня с январем – картина выглядит более чем приемлемой. В отдельных случаях удорожание доходит до +30%, но по большому количеству популярных в России моделей не превышает даже 15%, а где-то даже 5%. И все это – на фоне продолжающихся сложностей с логистикой, объективным удорожанием комплектующих.
Конкретно в случае Neoline модельный ряд третьего поколения состоит из двух моделей, Neoline T26 прибавил всего 9% до 43 990 рублей, а Neoline T28 – 14% до 49 990 рублей. Причем окончательные цифры обусловлены не только озвученными выше и не зависящими от нас факторами, но и массой внедренных улучшений. Например, продвинутой 4-уровневой защиты от влаги, грязи и песка. Однако, как говорится, «чужая душа — потемки» – в то же время основной аппарат-конкурент (обойдемся без конкретных имен) подорожал на 23% и вместо прежних ~50 000 предлагается минимум за 65 000 рублей.
Существует неиллюзорная вероятность, что настоящее «веселье» с ценами еще впереди. В начале мая стало известно о том, что Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ») при участии дептранса Москвы уже подготовили первую версию ГОСТа с требованиями к «электрическим средствам индивидуальной мобильности». Проще говоря – стандарт с набором требований, по которым планируется в обязательном порядке сертифицировать все без исключения ввозимые в РФ электросамокаты (а также моноколеса и гироскутеры).
Это настолько болезненная тема для огромного количества импортеров электросамокатов, что в случае реального введения такого ГОСТа цены на модели автоматически получат примерно +20%. В выигрыше останутся те, кто изначально ввозил продукцию исключительно «в белую», включая Neoline. То есть, наши цены останутся неизменными.
Кстати, к нынешней версии ГОСТа есть очень много вопросов, которые частично поднял в своем обзоре документа ведущий независимый эксперт по СИМ Михаил Денисов.
Один из самых интересных моментов – в ГОСТе прописано требование установки в каждом электросамокате тех же систем отслеживания местоположения и ограничения скорости в определенных геозонах, что сейчас применяются в шеринговых моделях. Проблема в том, что дооборудовать подобными системами уже выпущенные/проданные электросамокаты невозможно. Разработка же новых, подходящих под требования такой сертификации, - процесс небыстрый. Однако мы в Neoline уже занимаемся проектированием электросамокатов, которые удовлетворят и таким запросам ГОСТа.
Отметим, что мы поддерживаем повышение безопасности на тротуарах, но в то же время за 2021 год в России было выписано 124 млн штрафов за превышение скорости. По статистике ВОЗ, 30‒50 % смертей в результате ДТП связаны именно с нарушением скоростного режима. Однако к автомобилям почему-то не торопятся предъявлять столь же строгие принудительные меры контроля как к электросамокатам.
В конце концов, у нас как у производителя есть полное непонимание того, как можно вести разработку подобных документов, не привлекая к ним непосредственно участников рынка или хотя бы не устраивая с ними круглый стол.
А судьи кто?
С происходящим на рынке ознакомились – теперь расскажем о себе. Компания Neoline уже 16 лет специализируется на разработке автоэлектроники, в частности видеорегистраторов, радар-детекторов и гибридов. Кстати, мы до сих пор остаемся единственным производителем, чей гибридный регистратор получил награду Red Dot Design Award.
Казалось бы, что мы забыли на рынке электросамокатов? Но примерно этот же вопрос нам задавали конкуренты в 2011 году, когда был выпущен наш первый радар-детектор («рынок уже поделен», «вы вообще куда» и т.д.). Спустя годы Neoline стал бессменным технологическим лидером в данной отрасли. В настоящее ситуация повторяется в сфере персонального электротранспорта.
Идея создания собственного электросамоката «зрела» в команде Neoline почти год. Произошла совершенно типичная ситуация для опытных разработчиков – когда вы желаете купить какую-либо вещь для личного пользования и понимаете, насколько далеко от совершенства все, что предлагают другие производители. Так было и с электросамокатами – отдел R&D Neoline не переставал удивляться тому, как лидеры рынка предлагают настолько очевидно непродуманные решения в своих моделях. Как гласит поговорка, хочешь сделать что-то хорошо – сделай это сам.
В 2019 году Neoline провел в России онлайн-опрос среди владельцев электросамокатов с опытом эксплуатации от одного года – на предмет выявления самых существенных и раздражающих недостатков их техники. Самые популярные ответы подтвердили наше видение и стали основой для авторской концепции Neoline городских электросамокатов повышенного комфорта. Сразу уточню, что здесь мы подразумеваем класс моделей мощностью ~350 Вт для передвижения по тротуарам и обладающих достаточной надежностью для повседневной эксплуатации.
В нашей концепции нет ничего гениального или фантастического – ничего не мешало другим компаниям хотя бы в 2022 году прислушаться к рекомендациям потребителей и так же, как и мы, воплотить их в жизнь в рамках одной модели. Вместо того чтобы создавать типичную линейку из десятка аппаратов, по которым удачные характеристики словно разбросаны рандомно.
Особенность №1. Чаще всего потребители жаловались на полнейшее отсутствие амортизации из-за маленьких и узких колес 8”/1,9”. Они (колеса, а не потребители) делают предельно жесткой и некомфортной поездку в городе по типичным тротуарам. Которые, за редким исключением, представляют собой череду разной степени разбитой плитки, треснутого или неровно уложенного асфальта, а также грунтовых дорожек с камнями и корнями, особенно в многочисленных новых кварталах в бывшей лесополосе.
Ровно уложенная свежая мелкая плитка – вариант ничуть не лучше, так как поездка по ней при 8-дюймовых колесах напоминает заезд по стиральной доске.
Решение в моделях Neoline номер один – крупные 10,5-дюймовые колеса, номер два – широкие покрышки 2,8 дюйма (привет владельцам полуфэтов), номер три – бескамерные tubeless для дополнительной амортизации за счет возможности ездить при пониженном давлении.
Без привязки к моделям Neoline – приведу мнение известного YouTube-блогера по тематике электросамокатов FastMotion, который перевел свой аппарат с камерных 8-дюймовых на tubeless 10-дюймовые покрышки.
За счет увеличенного диаметра и возможности ездить с пониженным давлением повысился сильно комфорт, тротуарная плитка не чувствуется теперь совсем. Данные покрышки не перетирают камеры и в два раза дешевле стоковых. За счет большего пятна контакта с дорогой сильно повысилась устойчивость, зимой такие покрышки скользят намного меньше. Все тесты показали разницу в расходе батареи 1-3%, в пределах погрешности.
И это даже не 2,8”, а гораздо более узкие покрышки!
Следующей важной особенностью стала защита от проколов – если залить через ниппель немного герметика, он будет купировать отверстия диаметром до 6 мм. При проколе камеры или если она перетерлась, не придется обращаться в сервис, покупать и менять ее.
Почему бескамерные покрышки остаются величайшей редкостью в стоке, для нашей команды все еще большая загадка. В отличие от велосипедов, здесь не нужен специализированный обод, проклейка ободной ленты. Другими словами, такой подход в производстве банально дешевле камерного варианта и выгоднее как для бренда, так и для потребителя.
Особенность №2. Вторая по популярности жалоба опытных владельцев электросамокатов – отсутствие в большинстве моделей хоть какой-либо защиты от влаги и пыли/грязи. Поэтому в случае, к примеру, внезапного дождя, аппарат приходится прятать до лучших времен, в том числе пока не высохнут лужи. Либо выкладываем в сервисе до 9 000 рублей за гидроизоляцию.
Некоторые производители указывают влагозащиту IPX5, но при ближайшем изучении оказывается, что это касается только помещенного в герметичный чехол аккумулятора с герметизацией отверстий вывода проводов. У нас такая защита присутствовала уже с первого поколения в 2020 году, в дополнение к наличию на всех платах трехслойного изоляционного лака.
В 2022 году мы пришли к продвинутой комплексной гидроизоляции. Помимо указанной защиты батареи и плат, присутствуют резиновые пыльники для «охраны» подшипников и мотор-колеса, а также гидроизоляция деки и отверстий ввода кабелей.
Особенность №3. Когда не знаешь, что такое «хорошо», зачастую «плохо» воспринимаешь как «норма». Как это и происходит с клиренсом в электросамокатах, который обычно составляет всего 7-7,5 см, в редких случаях доходит до 11 см (конечно, за исключением двухподвесных моделей).
На первый взгляд кажется, что это не так важно и имеет значение разве что для внедорожных заездов. На деле же типичная городская среда – это обилие довольно высоких бордюров. С «пузотерками» постоянно приходится спешиваться, на руках поднимать их полностью при заезде либо долго придерживать на весу при съезде.
Поэтому мы поработали над рамой так, чтобы добиться высокого дорожного просвета – в передней части деки он составляет 14 см, а в задней почти 12 см. В результате можно либо вообще не спешиваться при встрече с бордюром, либо не придется постоянно держать/приподнимать электросамокат на руках.
Хотя на offroad-участках такой клиренс безусловно позволяет не бояться корней и крупных камней.
Особенность №4. Как известно, у всех городских велосипедов рукоятки руля значительно загнуты назад. В «горных» моделях это менее выражено, но backsweep-загиб также присутствует.
Потому что именно с ним снимается напряжение с локтевого и срединного нерва. Это предотвращает боль в запястье, а также затекание пальцев рук или части ладони.
В электросамокатах в 99% случаев производители идут по пути наименьшего сопротивления, поэтому рули – сугубо прямые. Мы же разработали рулевой блок так, чтобы ручки ввинчивались в него с загибом в 12 градусов и не травмировали кисти райдера.
С этой же целью мы отказались от традиционной педали газа под большой палец. Вместо нее был внедрен курок под указательный, который требует гораздо меньше усилий и не держит палец в напряжении. Также наш вариант не фиксирует кисть в одном-единственном положении и позволяет свободно выбирать варианты хвата грипс, чтобы кисть не затекала. Подобные курки часто встречаются в мощных электросамокатах, но с не самой удачной реализацией – «газ» располагается далеко от руля и к тому же заходит почти на половину грипсы, что мешает удобному удерживанию.
Постскриптум
Спустя три года после выпуска первой линейки мы сократили список моделей с четырех до всего одной «эталонной», в версиях с пробегом до 40 и до 50 км. Мы принципиально не желаем играть в низком ценовом сегменте со сплошными компромиссами, но и «залезать» в дорогостоящие мощные электросамокаты для дорог общего пользования не собираемся. Просто потому, что в городской среде наиболее востребованы именно «тротуарные» модели.
С другой стороны, знаний и опыта много не бывает, поэтому я был бы признателен уважаемым читателям vc.ru за ваше мнение о том, каким должен быть эталонный электросамокат для города и чего не хватает нынешним моделям.