Яндекс виновен в подорожании бензина. Вы это серьёзно?
Яндекс обвинили в предстоящем повышении цен на топливо на заправках. Прочитав эту новость в терминале, сначала было трудно поверить в реальность приходящего. Где Яндекс и где заправки? Однако все настолько серьезно, что этот вопрос дошел до обсуждения политическими тяжеловесами в Совете Федерации.
Оказывается, речь идет о сервисе «Яндекс. Заправки», благодаря которому можно оплачивать топливо на АЗС прямо с телефона, не отстаивая очередь к кассам. Сервис настолько зашел автовладельцам, что сегодня к нему подключены 8,5 тыс. из примерно 24 тыс. АЗС в России и 37 млн человек.
Как вы понимаете, бесплатный сыр только в мышеловке. Добившись настолько высокого охвата (шутка ли, 35% всех заправок в стране), в лучших традициях «Капитала» Карла Маркса, Яндекс объявил о повышении комиссии сразу на 1,2% — с текущих 2,39% до 3,59% от суммы чека (кстати, было не так уж и мало).
За счет этого нехитрого торгового приема российско-нидерландский техногигант получит дополнительные 10 млрд в год, которые придется выложить из своих карманов владельцам АЗС. К слову, они уже запустили слух, что в ответ повысят цену топлива на 1,5-2% (и тут хитрят, ведь Яндекс повышает на 1,2%).
Ну а поскольку всеми АЗС в стране заправляют влиятельные нефтяные компании, этот вопрос подняли аж до Совета Федерации. В кулуарах сразу пошли дебаты, что у Яндекса непомерно большая власть над розничным топливным бизнесом.
Ведь сервис может перенаправлять потоки клиентов, «подсвечивая» нужные АЗС (готовые платить более высокую комиссию) и «рисуя» в навигаторе правильные маршруты. Очень кстати сразу же нашлась и «достойная» альтернатива: приложения Benzuber и Fuelup из экосистемы «Сбера».
Скажем прямо — для Яндекса ситуация выглядит не очень: компании придется или «откатить» тариф обратно (а может и ниже), или весь её автозаправочный бизнес рискует «откатиться» в экосистему Сбера.