До «Яндекса» такси с попутчиками запустил Uber в США — и в 2022 году оно не очень популярно
Для молодёжи тариф дороговат, а обеспеченным американцам проще заплатить побольше за одиночество.
Пересказ колонки The Atlantic.
С 2014 года Uber предлагала американцам услугу Uber Pool: пассажир мог сэкономить на поездке, если разрешал сервису подсадить к нему ещё одного-двух клиентов, которым было с ним по пути. Она, по словам колумниста The Atlantic Саахила Десаи, быстро стала неотъемлемой частью городской жизни.
Новый тариф от прошлого отличается не только названием. Uber Pool указывал фиксированный размер скидки ещё до вызова машины, так что такая поездка — независимо от наличия попутчиков — могла обойтись пассажиру вдвое дешевле, чем в одиночку.
В UberX Share система сложнее: по умолчанию клиент получает лишь минимальную скидку, а максимальные 20% компания скостит, только если найдёт спутника. Сразу двоих, как в Uber Pool, подсадить не получится, — такие правила. В итоге поездка, которая ещё в 2019 году обошлась бы в $20, теперь стоит $30.
Чтобы понять, нужен ли такой сервис американцам, Саахил Десаи из The Atlantic провёл однодневный эксперимент и прокатился на пяти разных машинах по Нью-Йорку в день ежегодного парада ЛГБТК-сообщества. Десаи казалось, что праздник с миллионами молодых американцев — «настоящий рай» для водителей: в ближайшую машину запрыгнуть приятнее и проще, чем тесниться в вагоне метро.
«Семиминутное ожидание, $14 — и вот я сажусь в чёрную Toyota Prius. Водитель, думаю, уже не раз возил попутчиков: он работает по 10 часов семь дней в неделю и уходит на перерыв, только чтобы взять с собой кофе и бургер из ближайшего фургончика. Но оказалось, что американцы не спешат делить поездки», — рассказывает Десаи.
Все его поездки прошли в одиночестве. От каждого водителя Десаи слышал примерно одно и то же: они либо никогда ещё не возили попутчиков, либо вообще не слышали о сервисе. А ещё все они не особо радовались такой возможности, потому что «хуже одного пьяного пассажира может быть только двое», поясняет колумнист.
Благодаря UberX Share Десаи сэкономил $12,45 по сравнению с обычными тарифами. Это тоже деньги, но в Uber Pool цифра была бы больше — около $32. Стоимость каждой поездки по отдельности оказалась незначительно меньше обычной.
Эксперимент, конечно, не доказывает провальность UberX Share. Но об этом частично говорят и другие примеры, отмечает автор. Водитель Uber и колумнист Серджио Аведиан рассказал, что сейчас на 20 поездок приходится всего один запрос на UberX Share — и пассажир всё равно остаётся без попутчика. А во времена Uber Pool совместные поездки составляли у Аведиана 40% от общего числа заказов.
UberX Share, по словам Десаи, застрял в «чистилище». Для целевой аудитории — студентов и молодёжи с низкой зарплатой — услуга недостаточно дешёвая, а для более обеспеченных американцев она просто не стоит того, чтобы жертвовать собственным комфортом.
В Uber не раскрыли статистику Share, но сказали: клиенты пока ещё только знакомятся с новым тарифом и уже проявляют удовлетворительный для компании интерес. Сам скептически настроенный Десаи тоже думает, что у UberX Share есть шанс.
Uber Pool приносил сервису в основном убытки: они составили около $30 млрд за пять лет, вспоминает колумнист. А клиенты были довольны ценами, но иногда жаловались на алгоритмы, которые растягивали время поездки и ожидания.
UberX Share, в свою очередь, оставляет себе больше денег (это не такой удар по прибыли) и вмещает меньше пассажиров (так комфортнее всем). Вопрос лишь в том, окажется ли рабочим компромисс между более выгодными условиями для водителей и менее удобными для клиентов.