Как вывести компанию из кризиса: чистка команды и продуктов, пересборка коммерции, проверка гипотез
Что делать, если ваша компания терпит миллионные убытки, разработчики сидят на бенче и по 2 месяца не получают зарплату, а некоторые уже разбежались?
«Хоронить», — скажут многие. Что ж, имеют право.
Но у нас другой подход!
Именно о нем рассказал совладелец и управляющий партнер компании EvApps Руслан Ишмухамедов на состоявшейся на прошлой неделе конференции Ural Digital Weekend в Перми.
Когда Руслан пришел в EvApps в 2018 году, у него за плечами уже был опыт успешного развития и продажи рекламного агентства Russian Promo крупному холдингу Ingate. Покупка доли в новой компании стала для него вызовом и – в то же время – возможностью получить новый опыт по спасению компании, которая к тому моменту уже практически достигла дна.
Такая ситуация сложилась из-за ухода иностранного заказчика, который был фактически моно-клиентом EvApps.
В результате порядка 60% разработчиков оказались на бенче, а существовавший на тот момент отдел продаж не справился с постановкой их на новые проекты. Естественно, компания быстро стала нести убытки, максимальная сумма которых превышала 2 миллиона рублей, что привело к существенным задержкам зарплат, падению морального духа коллектива и уходу части разработчиков в другие агентства.
Второй совладелец компании был вынужден вливать в нее собственные средства, чтобы хоть как-то удержать бизнес на плаву.
Ситуация требовала решительных действий, и первым шагом стало проведение внешнего и внутреннего аудита сразу нескольких направлений.
С одной стороны, был проанализирован рынок веб и мобильной разработки, на котором в то время работала компания, целевая аудитория ее продуктов и действия конкурентов.
Одновременно была проделана большая работа по аудиту финансов и бизнес-процессов, деятельности отдела продаж и команды разработки, а также продуктов и текущих клиентов.
Отдельное внимание уделили обстановке в команде и мотивации персонала.
Как и следовало ожидать, результаты оказались неутешительными: продукты компании не пользовались спросом на рынке, внутри нее отсутствовали четкие бизнес-процессы, отдел продаж работал непредсказуемо и неэффективно, маркетинг и PR находились в зачаточном состоянии, а мотивация сотрудников стремилась к нулю.
По итогам аудита Руслану пришлось принять ряд жесткий решений.
С одной стороны, я полностью прекратил инвестиции в нерентабельные продукты, с другой — пришлось построить отдел продаж «с нуля».
В то же время, были сформированы две гипотезы, призванные вывести EvApps из кризиса.
1. Тестирование на рынке нового продукта: мобильного приложения для геолокации и навигации на основе биконов.
Целевая аудитория: музеи и торговые центры.
2. Переход на формат аутстаффинга.
Целевая аудитория: интеграторы и крупные агентства.
Первую гипотезу тестировали в течение полутора лет, попутно сделав пилотный проект навигации для Государственного Исторического Музея в Москве.
Однако в процессе работы и длительных переговоров выяснилось, что этот сегмент рынка неповоротлив и по большей части зависим от государственных инвестиций.
Что касается аудитории ТЦ, то их владельцы также продемонстрировали осторожность и оказались не готовы вкладывать крупные суммы в навигацию.
Таким образом, новый продукт, что называется, «не полетел».
Зато модель аутстаффинга показала себя в высшей степени перспективной: руководство EvApps получило отклик рынка уже в течение первых 3-4 месяцев тестирования гипотезы. Разработчики на сторонние проекты оказались крайне востребованными: достаточно сказать, что на заключение сделки здесь уходило максимум 7 дней.
Выход из кризиса замаячил на горизонте, и аутстаффинг было решено сделать основной бизнес-моделью компании.
Параллельно была выстроена финансовая отчетность и бизнес-процессы внутри компании, создан новый отдел продаж, принято решение о развитии направления маркетинга и PR.
Легко догадаться, что этот подход «выстрелил».
На сегодняшний день:
- ежемесячный оборот компании превышает 24 млн. рублей;
- на нас работают более 80 программистов, из них одновременно на бенче (в среднем) оказываются не более трех;
- у нас сильный отдел продаж, состоящий из руководителя, пяти менеджеров по продажам и трех человек в группе по работе с партнерами;
- зарплаты выплачиваются день в день;
- мы активно нанимаем новых разработчиков;
- по итогам 2021 года обороты компании выросли в 2 раза (по отношению к предыдущему периоду);
- команда мотивирована и пребывает в отличном настроении, что не удивительно:)
Таким образом, решение «ввязаться» в убыточный бизнес оправдало себя: опыт оказался не только удачным, но еще и полезным.
После него, пожалуй, уже ничего не страшно.
Чему же научил нас этот опыт, и чем мы можем поделиться с коллегами в это непростое время?
1. Если компания в кризисе, значит что-то к нему привело. Ваша первая задача – понять, что это.
Начните с тщательного аудита.
Выясните, какова ситуация на рынке ваших услуг, с чем (и кем) работают сейчас конкуренты. Поймите, не пытаетесь ли вы продать то, что давно никому не нужно. Проверьте, что происходит внутри: как выстроены и работают ли бизнес-процессы, что с управленческим учетом и бухгалтерией, кто и как занимается наймом персонала.
Отдельно присмотритесь, чем занят ваш отдел продаж: возможно, чем-то более интересным, чем работа? Зачастую, именно неэффективная коммерция – слабое звено компании и одновременно ключ к выходу из кризиса.
2. Оценив ситуацию, не бойтесь кардинальных решений: нерентабельные продукты можно (и нужно!) «резать», а с сотрудниками, которые не выполняют свои обязанности и тянут команду ко дну, стоит попрощаться.
3. Рискуйте! Тестируйте новые продукты и гипотезы, осваивайте новые рынки и бизнес-модели. Если вы будете достаточно активны и последовательны, что-то из этого обязательно «выстрелит».
И самое главное: любой кризис – это не только проблема и испытание на прочность. Это возможность роста, источник опыта и – при успешном сценарии – повод для гордиться собой и компанией.
Кстати, презентацию Руслана можно найти здесь: https://docs.google.com/presentation/d/1Sx0rSARrlLfqy6rv8DryTWhZKmcQL1SZg10UsptyhYQ/edit#slide=id.gf469fad41f_0_12
У Руслана был отличный доклад!
Ссылка на запись доклада Руслана: https://www.youtube.com/watch?v=Mw8TR79y5D0
Тем временем, мы опубликовали подробный отчет о конференции Ural Digital Weekend: https://vc.ru/dev/495749-podrobnyy-otchet-o-it-konferencii-ural-digital-weekend — там есть все записи других докладов, презентации, фотографии, отзывы, планы на будущее