Выгорание в IT: как распознать и помочь себе и коллегам

Выгорающий сотрудник – словно таймер до взрыва. 10, 9, 8, 7… В любой момент щёлк ─ и он уже не реагирует на задачи, идеи и вопросы. Заболевает, увольняется, или просто исчезает с радаров, бросая важный для команды проект.

И здесь непонятно, что хуже: оказаться его коллегой или выгореть самому. Так что погнали разбираться:

- что делать, когда наступает выгорание,
- как распознать выгорающего IT-шника и как ему помочь,
- как не выгорать вообще.

На связи Андрей Балакирев. У него 15 лет профессионального опыта в Web разработке. Он был фронтендером, бэкендером, техлидом, девопсом, архитектором, 5 лет занимал должность технического директора. А сейчас активно развивает свой проект в области HR tech.

Говорит, что сам никогда не выгорал. Как так?

Андрей: «Мой ключ к энергии: я выполняю свои обещания. Не важно ─ другу, коллеге, родственникам или СЕБЕ. Много невыполненных обещаний ─ огромный груз, который может эмоционально раздавить.

Ещё учась на первом курсе, я познакомился с практиками GTD (Getting Things Done, GTD ─ «Доведение Дел до Завершения»). Теперь каждая просьба, попавшая ко мне, попадает в мою систему дел. Каждую неделю я начинаю с ревизии своей системы и навожу там полный порядок ─ это занимает час. Каждый день ─ с планирования по своей системе, это занимает 15 минут. В итоге 95% запросов, приходящих ко мне, получают ответ. Выполняю обещание ─ получаю чистую энергию.

Ещё одна важная вещь: я научился расставлять границы и говорить нет. Это позволяет избегать негативных последствий с невыполненными обещаниями. И очень часто может сделать просящего человека сильнее и самостоятельнее.

Итого три рецепта от выгорания: а) система дел и обещаний; б) дисциплина в исполнении обещаний; в) границы и слово «нет».

Комментарий Анастасии Жавнерко (ведущая лекций «PSYvIT», куратор и модератор практических занятий, руководитель отдела в сфере аутсорсинга персонала, практикующий психолог в направлении КПТ и схема-терапии):

«Если баланс между «устал» ─ «восстановился» нарушается, выгореть со временем может любой человек. Как этого не допустить? Самому управлять этим процессом. Например, с помощью системы правил, как у Андрея.

В профилактике выгорания важно знать себя, найти удобную систему своих правил. Начать можно с ответов на вопросы:

  • знаете ли вы, что вас утомляет больше всего?
  • а какие задачи или мероприятия, наоборот, заряжают?
  • что вы можете сделать, чтобы учесть эти вещи?
  • какие правила для себя вы можете сформулировать ─ чтобы сохранить баланс между работой и остальной жизнью?»

А выгорание ли это?

Андрей: «Сейчас модно говорить о выгорании. И люди часто это делают, хотя имеют ввиду обычную усталость или временное снижение эффективности. Просто потому что склонны преувеличивать свои проблемы. И менеджеру было бы очень полезно уметь отличать настоящее выгорание от обыденной усталости.

Усталость ─ часто не проблема менеджера».».

Комментарий Анастасии Жавнерко:

«Выгорание ─ действительно актуальная тема. И хорошо, что о ней вообще заговорили, потому что молчание или осуждение («как так: ты работаешь на классной работе ─ и выгорел?!») часто лишают человека возможности себе помочь.

Без знаний по теме сложно:

  • заметить, что с сотрудником что-то не так,
  • дать ему обратную связь,
  • не допустить увольнения из-за тотального упадка сил и отсутствия интереса ко всему.

Где получить эти знания? Например, здесь».

Всем ─ пофигизм?

Андрей: «При этом у меня есть множество примеров перед глазами, когда разработчиков не пугают, не затрагивают авралы. Даже если авральный период сохраняется неделями, а иногда и месяцами.

Зачастую мне кажется, что здоровое чувство пофигизма (с которым я иногда пытался бороться) помогает этим ребятам в стрессовых ситуациях просто продолжать действовать. Если вы знаете таких в своей команде ─ берегите их, это ваш скелет».

Комментарий Анастасии Жавнерко:

«Пофигизм может быть сильной стороной. Если он связан с базовым доверием к миру и способностями справляться с проблемами.С другой стороны, сложно представить, что регулярное длительное давление никак не будет влиять на человека. Если он ничего с этим не делает (с ситуациями или с собой), то, скорее всего, выгорание ─ это вопрос времени. И пофигизм как синоним устойчивости к стрессу может трансформироваться в пофигизм как безразличие из-за истощения.

Важно: личностная тревожность, перфекционизм, внутренние конфликты ускоряют расход ресурсов личности, а значит, способствуют выгоранию.

Подробнее об этом мы поговорим в сентябре на конференции ПСИХОЛОГИЯ В IT».

Кто поможет?

Андрей: «Мы в компании постоянно улучшаем процессы планирования, сокращаем количество дедлайнов. Чёткие цели ─ ещё один инструмент, убирающий шум, задающий фокус и уменьшающий вероятность выгораний. Не скажу, что мы преуспеваем здесь, но работаем в этом направление однозначно.

Плюс я всегда начинаю беседу по трудным задачам сам, не жду пока человек увязнет. Учу коллег технике Pomodoro ─ кодерам без перерывов никуда.В идеале: не пропускаю с сотрудниками периодические 1-to-1 встречи. А заметил что-то неладное ─ встречаюсь чаще обычного. Разбираюсь, куда у человека направлена мотивация и как он может применить это в компании».

Комментарий Анастасии Жавнерко:

«Несмотря на популярность темы, далеко не во всех компаниях она открыто обсуждается. В этом есть резон, так как ответственность за себя (состояние своего здоровья, физического и психического) несёт сам сотрудник.

Если он выгорает, но не признает проблему, то даже искренние и настойчивые попытки тимлида и команды обратить на это внимание могут ни к чему не привести.

Поэтому важно периодически самому мониторить себя:

  • а как я себя чувствую?
  • всё ли в порядке со здоровьем, давно ли был на осмотре у врача?
  • нет ли ощущения, что работа важнее, чем все остальные сферы жизни?»

А если это удалённая работа?

Андрей: «Мы все работаем удаленно уже много лет, поэтому живьём не видимся месяцами. Остаётся ориентироваться на общение в звонках и продвижение по таскам.

И тут у нас в командах есть ежедневные статусы. Когда темп падает, это заметно: 3 дня человек что-то делает, прогресса особо нет, не обсуждает задачу с другими ─ это тревожный звонок.

Пара недель такого затишья ─ тревожный колокол. Пора вмешаться и аккуратно выяснить, что происходит. Это всё ещё не выгорание ─ это момент, когда его можно предотвратить без потерь.

Другой пример ─ у человека миллион тасков, он их щелкает как угорелый, и набирает ещё больше ─ усталость совпадает с большим количеством данных «обещаний». Это тоже опасная ситуация.

Но нельзя это путать с высокоэффективным сотрудником ─ он тоже делает много тасков, но он спокоен. У него от прогресса не кружится голова, для него это нормальный темп»

Комментарий Анастасии Жавнерко:

«Просто по фактам перемен в работе сказать что-то сложно. Это может быть выгорание или проблемы в семье, или ещё что-то.

Прямым и очевидным способом мониторинга состояния сотрудника будет старый добрый 1-to-1. На нём тимлид может обозначить видимые изменения, высказать свои гипотезы и озабоченность тем, что происходит».

А теперь ваша очередь ─ расскажите, вы или ваши коллеги сталкивались с выгоранием? Есть ли у вас свой секрет, как его избежать?

55
3 комментария

Мы выгораем от статей про выгорание в ИТ. Заходишь в рунет, а там нечего читать, очередная инфоцыганщина с очередной бессмысленной и высосанной из пальца темой про выгорание в ИТ.

2
Ответить

Действительно, выгорание может застать любого. Не только айти специалиста)

1
Ответить

Я положил на все и ушел в строительство. 🤣😁

1
Ответить