Крах сервисов автоматизации ЖКХ. Или как мы диспетчерскую службу для УК выбирали
Предыстория
Когда в 2018 году мы создавали управляющую компанию, вопрос о том, кто будет принимать заявки от жителей не стоял. Делали это по очереди с партнером. Работали мы на совесть, и число домов под нашим управлением довольно быстро росло.
Но когда число домов перевалило за 7 шт., рост остановился. Более того, мы чуть не потеряли 2 дома. Причина была очевидной – несмотря на постоянный недосып, и работу в выходные, мы перестали справлять с заявками, они начали теряться, выполнять заявки стали с большой задержкой. Это вызывало естественный негатив у жителей. От этого заявок становилось еще больше и все превращалось в большой «снежный ком». Сами мы были измотаны.
Нужно было срочно что-то менять. Как минимум найти сервис, который позволит отслеживать все заявки и незамедлительно передавать их сотрудникам. Плюс нужны были диспетчера, которые будут эти заявки принимать и заносить в программу. Сами это делать мы уже не могли.
Также было важно сохранять все звонки в этой же программе, чтобы их можно было в любой момент прослушать, не потратив на их поиски полдня, и при необходимости предоставить записи в надзорные органы.
Это моя первая статья на VC и вообще где-либо, поэтому не судите строго…
Считаем затраты на организацию своей аварийно-диспетчерской службы УК
Идея организовать собственную диспетчерскую меня пугала. Прикинул ФОТ и другие затраты — если организовывать все по закону – принимать звонки 24/7, выдерживать сроки приема звонков и перезвонов по пропущенным — бюджет вываливался далеко за 200 т. р. в месяц.
Откуда 200 т. р. в месяц, спросите вы? Отвечу:
- зарплата минимум 4х операторов (посменная работа + ночные дежурства), иначе не организовать круглосуточный прием заявок,
- налоги, отпускные и больничные,
- затраты на поиск, подбор, обучение, увольнение,
- телефония и ПО,
- амортизация на технику и пр.
Это еще без учета разовых затрат на организацию рабочих мест для операторов – компьютеры, мебель, телефония и вот это все. Этого мы с партнером не могли себе позволить.
А что, если обойтись без АДС?
Требования к УК по работе с заявками жителей строго регламентируются постановлениями Правительства РФ № 331 и 416, а также рядом других актов. Штрафы за нарушения внушительные — до 300 т. р. За повторные нарушения вообще можно лишиться лицензии. Поэтому отказаться от АДС – не вариант.
Ищем сервис АДС для УК — 2 шока за 1 день.
Я срочно начали искать решение, которое нам подойдет и был шокирован количеством сервисов, которые позволяют принимать и фиксировать заявки — я нашел больше двадцати.
Выбрать из такого количества не просто, поэтому к выбору сервиса, который бы максимально упрощал работу с заявками от жителей, а также сторонней диспетчерской для нашей УК, я подошел со всей серьезностью.
Надежность потенциального подрядчика, которому я хотел отдать жизненно важный процесс, была одним из ключевых факторов. Поэтому первым делом я проанализировал финансовое состояние сервисов для работы с заявками УК. Тут случился второй шок — свыше 30% сервисов оказались глубоко убыточны, еще 30% – едва выходят в 0 и небольшой плюс. Самым удивительным было то, что наиболее распиаренные сервисы терпят наибольшие убытки.
Не переключайтесь – расскажу подробнее.
Крах рынка сервисов для АДС?
Общая картина рынка сервисов автоматизации управляющих компаний выглядит удручающе:
Рынок автоматизации ЖКХ растет из года в год, объем этого рынка в 2021 году превысил 700 млн. р. При этом совокупные убытки за тот же период составили 135,5 млн. р. и продолжают увеличиваться.
Всю информацию о финансовом состоянии компаний я брал в открытых источниках типа «Зачестныйбизнес» и т. п. Вы легко сможете проверить их самостоятельно.
Для анализа я выбрал сервисы, упрощающие работу с заявками, которые имеют хоть какой-то значимый оборот и историю работы. Совсем мелкие сервисы и вновь созданные не брал.
Стоит отметить, что многие анализируемые компании имеют свою специализацию. Так, например, есть компании широкого профиля, у которых продукт по автоматизации составляет лишь малую долю его выручки. Но поскольку у меня нет доступа к более детально отчетности, вынужден довольствоваться общими цифрами.
Но с учетом того, что данные цифры нужны для оценки надежности подрядчика — насколько на него можно положиться в отдаленной перспективе — мне этого было достаточно.
Также следует отметить, что не все приведенные сервисы предлагают услугу диспетчеризации. Где-то есть свои операторы, но их мало, где-то эту услугу оказывают субподрядчики, а где-то операторов нет вовсе (таких кстати большинство) – можно купить только ПО, а операторы должны быть свои.
Топ 10 сервисов по автоматизации работы с заявками УК по итогам 2021 года.
Ниже табличка с выбранными сервисами. Сортировка в таблице по убыванию выручки.
6 из 10 сервисов имеют «определенные сложности» с финансами.
Удивительно, что сервисы в глубоких убытка — это те, на которые я изначально ориентировался, поскольку они на слуху, такие как Домиленд и Домопульт. Осознание этого сильно убавило мой энтузиазм на их счет.
Другой сервис, о котором я слышал — Умное ЖКХ. Ситуация тут тоже не идеальная — колебались около нулевой прибыли в течение нескольких лет и в 2021 году получили 600 т. р. убытка. Находятся на 13 месте моего рейтинга. Индекс надежности – средний (5 из 10).
Четвертый сервис, о котором я часто слышал — Дома.аи. Статьи основателя этого сервиса Ильи Сотонина регулярно попадались мне в новостях. Его часто зовут на конференции на тему ЖКХ в качестве эксперта. Однако этот сервис даже не попал в топ-10 по выручке. Где же он, спросите вы? Он тут — на 15 месте с убытками в 74 млн. р. при выручке в 16,5 млн. р.
74 млн убытка Карл!
Сервис Зачестный бизнес присваивает компании низкий индекс надежности (3 из 10).
Такого поворота я не ожидал.
В текущих условиях выбирать сервис только по функционалу – непозволительная роскошь. В первую очередь нужна надежность, а уже из прочно стоящих на ногах сервисов имеет смысл выбирать подходящий.
Далее я проанализировал функционал сервисов с более-менее приличным соотношением прибыль/выручка.
Послесловие
Если вам интересен краткий разбор этих сервисов, а также хотите знать, какой же сервис в итоге выбрал я и оправдал ли он ожидания, ставьте лайки – напишу об этом отдельную статью.
Данная статья – сугубо мое личное мнение. Буду рад увидеть ваше альтернативное мнение в комментариях.
Естественно, это не единственный параметр для выбора партнеров. Но при прочих равных условиях я выберу партнера, который при +/- тех же возможностях сервиса будет со стабильной прибылью — больше шансов, что выживет.
Когда у сервиса из года в год отрицательный финансовый результат, и он обусловлен "налоговой оптимизацией", то на такого партнера я точно ставить не буду - это лишь вопрос времени, когда у налоговой появятся к нему "вопросики". А вслед за этим партнером появятся "вопросики" и ко всем, кто с ними в договорных отношениях. Мне такие пляски не нужны.
Что касается "вложений в рост", то хорошо бы, чтобы партнер на этих вложениях не надорвался. Убытки в десятки миллионов в год без яркой динамики в выручке у некоторых игроков рынка намекают, что что-то пошло не так.
Про переключение - это весьма непростая задача. Интеграции с различными сервисами внутри УК, сложности адаптации персонала к новому сервису и связанному с ними "саботажу" в переходе на новую программу... И еще куча других проблем. Это вам не с ютюба на рутюб пересесть... Вы когда-нибудь пробовали 10 000 жителей в мобильное приложение пригласить и чтобы они им реально пользоваться начали, а не просто скачали? А сразу после этого сказать, что вот этим приложением вы больше не пользуйтесь, а переходите на новое? Вы попробуйте :) Услышите много нового и интересного о себе.
Вообще сфера ЖКХ во много отличается от общепринятых представлений цифрового рынка и "резких перемен" не приемлет. А потому и выбирать партнера нужно так, чтобы вдруг не пришлось его менять через 2 месяца.
Это был ответ Ил Маскову на его коммент
https://vc.ru/services/505103-krah-servisov-avtomatizacii-zhkh-ili-kak-my-dispetcherskuyu-sluzhbu-dlya-uk-vybirali?comment=4942060&from=copylink
Тот ещё способ искать партнёров. Убытки могут объясняться чем угодно - "оптимизацией" налогов, вложением в рост, и т.д.
Ну даже если обанкротится - как вас это коснется. Имейте в запасе ещё одного партнёра и будьте готовы быстро переключиться. Там же оплата не вперёд на полгода?
Спасибо, полезная статься.
Я бы анализ делал не только по прибыли. Нужно смотреть сколько лет на рынке, динамика роста продаж/ прибыли, какая стратегия у компании, есть ли интеграции с другими системами УК( например 1С ЖКХ), кто их клиенты, отзывы/ рекомендации и др.
Тут получается мы только одну сторону проанализировали.
я полностью с вами согласен. Собственно для себя мы подобный анализ и делали.
Еще дополнительно сравнивали функционал и его ньюансы.
классная статья, сейчас мозгуем с командой об организации УК, спасибо Вам за инсайты. Терпения и успехов!
Удивительная статья. Почему-то поздно ее увидел. Из всех кто в списке адекватные системы только Диспетчер 24 и АДС365. Только они предлагают сервис с настоящим диспетчеров, который работает круглосуточно и качественно. Но Они сильно разнятся между собой по цене. Диспетчер 24 для нашей УК обходится в 54 000 рублей в месяц, а позже перешли на АДС365, общая стоимость составила 15 000 в месяц. Разница в цене ощутимая, и при этом сервис у последний по сей день полностью устраивает. Дружеские нам УК пользовались АДС на 100%,, там тоже дешевле чем у Диспетчера 24, но там была сложность с работой диспетчеров. У них как-то сложно построена работа и их сотрудники принимают заявки и в такси и за ЖКХ и за продажу каких-то билетов. А остальные, да действительно, предлагают только программу и сиди сам принимай звонки)).