Почему мы не рады уходу IKEA
Разбираем колонку основателя Divan.ru на Forbes
Недавно основатель Divan.ru Антон Макаров рассказал Forbes.ru, кто еще пострадал от ухода IKEA, кроме фабрик-производителей. Вокруг шведского гиганта возникла целая экосистема, которой больше нет.
Формально мы конкурировали с IKEA, но в данном случае уход с рынка конкурента — это зло. Редактор из Forbes нам не поверила. Как можно жаловаться, если крупный игрок освобождает долю рынка, и ваши продажи растут. Похоже на лицемерие, но, как говорится, не все так однозначно.
Краткосрочный экономический выигрыш от ухода IKEA для нас, безусловно, есть. Но что будет дальше? IKEA держала в тонусе весь мебельный рынок, как в плане качества, так и в плане цен, и ее никто не заменит.
Основатель «Аксоны» Владимир Седов называл IKEA «санитаром коста». Его компания производила 60% матрасов IKEA, почти не зарабатывая на этом, но Седов не переживал. Шведы закупали продукцию по мировым стандартам и используя мировой прайс-рейтинг. Если «Аскона» в него не вписывалась, значит с производством что-то не так, и нужно было меняться. IKEA была своеобразным ОТК на аутсорсе.
Еще одна огромная заслуга IKEA: потребительские предпочтения, которые в сейчас существуют в России, сформированы шведами. Можно сказать, что IKEA сейчас - это «русский стандарт». И популярность Divan.ru была бы меньше, если бы не IKEA, ведь мы стилистически похожи. Наша мягкая мебель часто покупалась в дополнение к корпусной от IKEA. Мы видели это на фотографиях, которыми покупатели целились в соцсетях.
Относиться к ее уходу позитивно, все равно что праздновать кончину бабушки, оставившей в наследство квартиру в Москве. Финансовое благополучие, конечно, подросло, но радоваться этому просто неприлично.
Кто еще пострадал от ухода IKEA:
Транспортные компании. У IKEA не было своих грузовиков для доставки мебели. Освободились сотни грузовиков во всех городах ее присутствия. Некоторые компании специально брали машины в лизинг, чтобы возить IKEA.
Перекупщики. В каждом крупном городе, где не было IKEA, были компании, зарабатывающие на перепродаже ее мебели. Обычно они продавали еще товары Hoff, OBI и Leroy Merlin, но IKEA всегда занимала самую большую долю в обороте таких компаний-перекупщиков.
Дизайнеры. Каридат Гетун, дизайнер интерьеров, работает с нами и с компанией «ПИК»: «Мебель и остальное оснащение выросли в стоимости на 30-50%. Сроки поставки у многих производителей — 45-90 дней у многих. Проекты с IKEA я делала максимум за 28 дней».
Некоммерческие организации. Лада Ефимова, директор по внешним коммуникациям фонда «Антон тут рядом»: «Вместе с ИКЕА мы отшивали коллекцию ÅTERSTÄLLA. Десять взрослых с аутизмом нашли работу, а фонд — сильного и устойчивого бизнес-партнёра». Партнерство IKEA с фондом прекращено, и теперь мы готовим с ним коллаборацию.