Минпромторг обязал Wildberries детализировать штрафы, которые маркетплейс выписывает продавцам

Небольшие магазины не понимают, за что им начисляют списания, а обращаться в суд дорого, поэтому они поднимают цены на 15%, рассказал источник.

  • До конца октября 2022 года Wildberries должен начать детализировать штрафы, которые назначает продавцам по итогам месяца за нарушения при складировании товаров. Это требование выдвинула комиссия по созданию условий саморегулирования в электронной торговле при Минпромторге, сообщают «Ведомости» со ссылкой на документ.
  • В пресс-службе маркетплейса сообщили vc.ru, что «разработка сервисов идёт по графику». На вопрос о том, считается ли система штрафов сервисом, компания ответила отрицательно и сказала, что у маркетплейса «нет штрафов».
  • Комиссия приняла решение после 110 жалоб на непрозрачность системы от 66 поставщиков. Авторы отметили, что маркетплейс не всегда рассматривает обращения в срок, и оценили общую сумму потенциального ущерба в 117 млн рублей. Оставить свою претензию можно на сайте Ассоциации компаний интернет-торговли.
  • Если система станет прозрачнее, продавцы смогут снизить цены на товары на 15% — это наценка, которую они закладывают в стоимость на случай штрафов, пояснил источник «Ведомостей». По его же словам, магазин может оспорить суммы списания через суд, но у небольших компаний и ИП нет лишних денег, чтобы покрывать зачастую неподъёмные издержки.
  • Проблема с непрозрачными штрафами действительно касается прежде всего небольших продавцов, отмечает исполнительный директор ассоциации «Русбренд» Алексей Поповичев. По его словам, отношения с крупными брендами маркетплейсы выстраивают «по другим схемам»
  • Маркетплейсы вправе устанавливать штрафы по своему усмотрению, если продавцы нарушают соглашения: например, говорят, что привезут один объём товаров, а доставляют втрое больше. Так, Ozon, например, принимает дополнительные единицы бесплатно, но при этом снимает дополнительную плату за просрочку размещения на складах.
  • В июне 2022 года продавцы Wildberries жаловались на необоснованные денежные удержания со стороны маркетплейса, один из них смог вернуть деньги. К тому моменту в картотеке арбитражных судов числилась информация о нескольких десятках разных исков против Wildberries, поданных с начала лета.
  • Комиссию при Минпромторге организовали, чтобы решать споры маркетплейсов друг с другом и продавцами. В неё, помимо членов ведомства, входят представители Федеральной антимонопольной службы, профильных ассоциаций и сами участники рынка — например, Ozon, Wildberries и «Яндекс».
30
47 комментариев