Как у девушки из Ростова-на-Дону получилось создать всемирно известный журнал Elle
Элен Гордон-Лазарефф была живой легендой Франции. Она создала журнал Elle, который после Второй мировой войны стал для француженок и подружкой, и поддержкой и сыграл важную роль в развитии женской эмансипации.
Журнал «Нация» (издается международным холдингом «ЕвроМедиа») совместно с банком «Центр-инвест» представил проект «Гражданин Ростова-на-Дону». Это 30 очерков о ростовчанах, которые многое сделали для города, прославили его не только в пределах России, но и за рубежом. Одна из историй посвящена Элен Гордон-Лазарефф — легенде Франции, создавшей журнал Elle. Представляем вашему вниманию интересные факты из биографии нашей героини. Материал вызвал серьезный интерес за рубежом с помощью международного мультимедийного портала Russia Beyond. Редакция перевела статью на французский язык:
— Останься мадам Гордон в России, ее бы звали Елена Борисовна. Родилась она в Ростове-на-Дону в 1909 году. Папа будущей француженки Борис Абрамович Гордон был купцом I гильдии. Надо думать, коммерческая жилка перешла к ней на генном уровне, поскольку отец Елены всегда и везде получал выгоду. Из бумажной красильни и маленькой типографии Борис вместе с братом Ноем создал ведущее издательство на Дону, выпускавшее самую читаемую газету «Приазовский край» и, будучи либералом, как-то даже занял приличную сумму Максиму Горькому на выпуск газеты «Новая жизнь». Запах свежей газеты, редакторские разговоры, атмосфера свободных взглядов на жизнь были знакомы Леночке Гордон с детства.
— Образование единственной наследнице дали самое лучшее. Училась в престижном лицее, затем поступила в Сорбонну на филфак, где изучала литературу и этнологию — науку о народах. Мимо нее не прошла парижская наука любви: в 19 лет Элен выскочила замуж за молодого ученого Поля Марка Жюля Жана Родница и родила дочь Мишель. Защитив диплом, она присоединилась к экспедиции ученых по Африке, все путешествие вела дневник, а вернувшись и перечитав его, поняла, что об этом стоит рассказать. Элен смогла опубликовать свой текст в L'Intransigeant («Непримиримый») — оппозиционной газете. Это было ее первое вхождение в мир журналистики. Как-то на вечеринке один из друзей-этнографов представил Элен как начинающую журналистку молодому амбициозному редактору модной газеты Paris Soir («Вечерний Париж») Пьеру Лазареффу. Ну надо же, какое совпадение: он тоже выходец из России! Молодые люди (обоим не было и 30) сразу же разговорились, как будто были знакомы уже давно. С первой встречи между ними стало расти чувство, которому ни брак Пьера, ни ребенок Элен (она к тому времени рассталась с мужем) не могли помешать. Пьер предложил Элен работу под своим началом — вести «Детский уголок» в воскресном выпуске. Для детской страницы молодая мама выбрала подходящий псевдоним — Tante Juliette (тетя Джульетта).
— В 1939 году Франция вступила во Вторую мировую войну. Во время немецкой оккупации закрылись все газеты и журналы, но хуже всего то, что начались гонения на евреев, а у Элен и Пьера не то слово какие еврейские корни. Во Франции начинается холокост. Из оккупированного Парижа супруги успевают сбежать в свободный Нью-Йорк. Для Пьера американская жизнь стала настоящим изгнанием. А вот для Элен неожиданно открылись новые возможности. Она свободно владела английским, смогла устроиться в приложение к New York Times и взять раздел в Harper's Bazaar. Дотошная дочь издателя и здесь стремится разобраться, как все устроено, и еще сильнее увлекается идеей создать исключительно женский журнал. В 1944-м Пьер первым возвращается в освобожденную Францию, Элен — позже на 8 месяцев.
— Поразительно точно Элен чувствовала, чего хотят женщины. Вернувшись в Париж, мадам при полной поддержке мужа (он снял ей редакцию двумя этажами выше своей) придумывает журнал с названием Elle. В нем и имя создательницы, и местоимение женского рода — «Она». Элен формулирует идею своего журнала: Le sеrieux dans la frivolitе, l'ironie dans le grave («Серьезно о легкомысленном, легко о серьезном»). Как метко заметил фотограф Дени Вестхофф: «В Elle соединились французский стиль, американское предпринимательство и славянская душа». Зная, как все устали от серых оттенков, Элен непременно хочет, чтобы новое издание было ярким. В послевоенной Франции дефицит всего, но пробивной издательнице удается-таки выпустить первый французский цветной журнал (его напечатали в США). Казалось бы, кому в 1945-м было дело до этого? Но уже первый номер разошелся тиражом 110 000 экземпляров. Elle был создан не для потребительницы (в стартовом выпуске вообще не было рекламы, да и позже она не бросалась в глаза).
— Будучи журналом и о моде, Elle выдержал конкуренцию с Vogue и L'Officiel: они воспевали роскошь и престиж, а издание Элен поддерживало практичность. Желание быть свободной было сильнее желания жить красиво. И Элен это понимала. Наравне с рецептами из продуктов по талонам, советами по переделке старых платьев и новостями из жизни звезд Elle рассказывал читательницам о социальных переменах, выборах, абортах и контрацепции, о статистке по разводам, о женщинах, работающих не только ради заработка.
— Одна из статей самой Элен наделала много шума в СССР. Речь в ней шла о пылящихся в фонде Эрмитажа шедеврах французских модернистов: Матисса, Сезанна, Ван Гога. В 1954 году супруги Лазарефф совершили вояж в Страну Советов, где подозрительно много фотографировали (их даже арестовали ненадолго). «Сокровища искусства, найденные в России на чердаке» — так громко озаглавил свой текст американский журнал Look, перепечатавший сенсацию. Директор советского музея Михаил Артамонов отозвался на навет: «Пропагандировать это, с позволения сказать, искусство миллионам посетителей Эрмитажа было бы по меньшей мере глупо. Пусть оно остается достоянием узкого круга пресыщенных гурманов, извращенный вкус которых вовсе не является нормой для здоровых людей».
— Elle подарил миру и новый секс-символ — Брижит Бардо. Элен открыла ее еще в 14 лет, сняв для обложки майского номера в 1949 году. Мать Брижит на съемку согласилась неохотно и поставила условие — не упоминать имя дочери. В подписи оставили только инициалы. Так случайно возник знаменитый псевдоним — B.B. Бардо и правда стала ролевой моделью для женщин по всему миру и еще не раз появлялась на обложках Elle. Однажды Элен Лазарефф удалось свести ее с самой Коко Шанель, коллекции которой Elle с удовольствием печатал. Вот только Шанель терпеть не могла Бардо. Одна из моделей Шанель, Анн-Мари Капбер-Куацца, вспоминала, что Элен Лазарефф часто упоминала Брижит в разговорах и просила сшить для нее платье, но Мадемуазель была категорически против. Она считала, что Бардо совершенно не соответствует духу ее дома. В конце концов, Шанель согласилась из уважения к Элен, своей подруге.
— Мадам Лазарефф дружила со многими кутюрье и знала толк в моде. Спустя всего несколько месяцев после дебютного показа Кристиана Диора его New Look уже занял место на страницах Elle. Так же как в свое время веселые нахальные мини-платья Андре Куррежа, полосатый «свитерок бедного мальчика» Сони Рикель или платье-мешок Баленсиаги. Во Франции говорили, что Элен «не столько отражала моду, сколько определяла ее». Истории некоторых брендов вели отсчет звездного часа после того, как попадали на страницы Elle. К 1960-м годам аудитория журнала оценивалась в 800 тыс. читателей. Появился слоган-каламбур: Si elle lit, elle lit Elle («Если она читает, она читает Elle»). В 1969-м журнал начнет издаваться и в Японии; с середины 1980-х — в США, Великобритании, Италии, Германии, Китае; в 1996-м — в России.
Биографический очерк об Элен Гордон:
Также истории о других ростовчанах читайте на сайте журнала «Нация»:
Оказывается она была ростовчанкой! Очень интересно, это один из моих любимых журналов.
Эта история запала мне в душу
Ага, ростовчанка. В 8 лет из страны уехала, училась, жила, работала во Франции
всё равно интересный факт